Активизация историко — краеведческой деятельности с использованием инновационных форм и методов работы, развитие познавательного интереса учащихся.



ГУ «Талдыкольская основная школа
отдела образования акимата Камыстинского района

Тема: Активизация историко - краеведческой деятельности с использованием инновационных форм и методов работы, развитие познавательного интереса учащихся.

Подготовила: Павлова Е.М. зам.дир. по УВР, руководитель музея.

2014-2015 учебный год

Значение историко-краеведческой деятельности учащихся всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой, и является важным средством повышения качества знаний, формирования и воспитания патриотизма.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства.
Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является школьное краеведение. Краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. Каждый человек, живущий на земле должен осознать, что именно он и есть настоящая история – история мира, страны, области, района, села и каждый уголок нашей земли уникален и неповторим, потому что другого такого нет нигде.
И моя задача как учителя истории и руководителя музея, научить этому наших детей и в этом мне помогает краеведческая работа в школе. В ходе которой каждый ребенок нашей школы становится в активную позицию – он сам творит историю, выступает в роли участника познавательного процесса.
Неиссякаемым источником воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьные музеи сегодня работают во многих школах нашей республики. Их можно встретить и в крупном городе, и в небольшом селе. Талдыкольский школьный музей – широкое поле творчества учащихся и педагогов. Одновременно школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. Музей тесно связан с деятельностью школы, воспитательные функции школьного музея реализуются в разнообразной деятельности ребят.
В Талдыкольской основной школе историко-краеведческий музей основан с 2001 года. Он был открыт под руководством директора школы Воронко Ольги Григорьевны. В работе музея оказывает большую методическую помощь методист отдела образования Арстымбаева Кульзада Караевна . Музей нашей школы паспортизирован, имеет звание « Школьный музей». Работа музея ведется по определенному плану. Соблюдается хронологический и тематический принцип построения экспозиции. Прослеживается огромная связь местной истории с историей района, области, республики.
Талдыкольский историко- краеведческий музей можно назвать
« Волшебной машиной времени» , в которой за считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить и сравнить события разных времен. На базе нашего школьного музея организуются экскурсии, проводятся различные встречи с ветеранами труда, первоцелинниками, выпускниками школы. На витринах нашего школьного музея можно увидеть старинные денежные купюры, старинные газеты, грамоты, которыми награждались труженики села, ветераны ВОВ ,учителя, ученики школы. Хранятся подлинники удостоверений, награды участников ВОВ, переданные в школьный музей.
Музей нашей школы работает по следующим основным разделам экспозиций:
История прошлого
История развития совхоза Талдыкольский.
Великая Отечественная война.
Целина подвиг поколений.
Историческая нумизматика.
Летопись строительства железно-дорожной линии « Хромтау –Алтынсарино».
История школьной жизни.

Большую ценность нашего музея представляет собранный материал по данным экспозициям.
Одним из способов активизации историко-краеведческой деятельности является использование инновационных форм и методов работы в числе которых информационные технологии . Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. На протяжении нескольких лет мы с учащимися нашей школы работаем над созданием электронных краеведческих ресурсов:
перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История освоения целинных и залежных земель Камыстинского района»”,
создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Летопись строительства железнодорожной линии « Хромтау –Алтынсарино» ”, (текстовые документы);
создание виртуального музея на сайте школы;
проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, такие как например “ Тамгалы», « Старинные ювелирные изделия Казахстана».
создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала: “ Истоки прошлого ”, « Историческая нумизматика»(презентация.)
В своей работе совместно с классными руководителями используем различные методы для изучения истории родного края. Провожу уроки-лекции, экскурсоводами проводится различные экскурсии , походы, выпускаем с учащимися стенгазеты .
Во внеурочной деятельности проводятся экскурсии в музей для учащихся начальных классов, посещаем памятные места своего села. Краеведческий материал, который имеется в нашем школьном музее, используется учителями нашей школы , классными руководителями на большинстве уроках и различных внеклассных мероприятиях Все это явилось мощнейшим стимулом для последующей работы как руководителя музея.