Урок по теме Подготовка к сочинению по картине В.Поленова Золотая осень


Русский язык 5 класс
Тема урока: Подготовка к сочинению по репродукции картины В. Д. Паленова «Золотая осень»
Тип урока: урок развития речи
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Развитие эстетических чувств посредством восприятия произведений искусства
2. Развитие способности к самооценке и стремления к самосовершенствованию
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Выработка умения строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения
2. Развитие умения вести диалог, слушать и слышать собеседника
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Обучение умению строить текст в определённой композиционной форме, образно воспринимать предметы на картине
2. Формирование умений использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений
Средства обучения:
1. Проекционный материал – слайды
2. Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
3. Печатные пособия – учебники, рабочие тетради, памятки, карточки для учащихся
Ход урока:
1. Организационный момент
У. Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам. Подумайте, как хорошо, что мы вместе. Мы спокойны, здоровы, добры. Я желаю вам хорошего настроения и бережных отношений друг к другу. За работу!
2. Сообщение темы урока
СЛАЙД 1- 6
Звучат стихотворения А.С.Пушкина, И.Бунина.
У. Какому времени года посвящены эти стих.? Как поэты называют осень? Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы - музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык.
Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, передать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем учиться писать сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».
3. Знакомство с жизнью и творчеством И. И. Левитана
СЛАЙД 7
Василий Дмитриевич Паленов – русский художник, мастер пейзажной живописи, педагог, народный художник.
СЛАЙД 8
Искусство стало призванием Поленова буквально с самого детства. Он получил образование, одновременно учась в Петербургском университете и Академии Художеств.
СЛАЙД 9
Художник очень любил природу. В Тульской губернии, на высоком берегу реки Оки он приобрел небольшое имение Бехово, где построил дом по собственному проекту. Там Поленов много и продуктивно работал. В настоящее время в этой усадьбе находится Государственный музей-заповедник.
СЛАЙД 10
Его главные картины - «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег».
СЛАЙД 11
«Золотая осень»
4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Звучит концерт А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
Эта музыка помогает прочувствовать красоту русской осенней природы, вызвать чувство радости, восторга, восхищения.
5. Беседа по содержанию картины
У. Звучит чтение стих. Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Выберете строки из стих., подходящие к данной картине.
У. Какое название можно дать этой картине?
У. Как вы думаете, почему картина называется «Золотая осень»?
У. Перечислите, что вы видите на картине.
У. Что вы видите на переднем плане?
У. Что вы видите на заднем плане картины?
У. Какой день изобразил художник?
У. Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к осени? Теплые или холодные?
У. Какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа пользуйтесь словарем настроений.
У. Что бы вам захотелось сделать, если бы вы оказались в этих местах?
У. Сравните цветовую гамму и настроение картины. Совпадают ли они с названием картины «Золотая осень»?
6. Речевая подготовка к сочинению
СЛАЙД 12
Подберите к существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее, пользуясь тематическими словариками:
Небо (голубое, с белыми кучевыми облаками, чистое).
Река (неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, берег реки усыпан чистым, как будто просеянным, песком, она тянется, разделяя картину на две части. Река-зеркало всего пейзажа, на ее поверхности отражаются деревья, которые растут вдоль нее и голубое небо).
Деревья (жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые).
Трава (сухая, жёлтая, бурая).
Поле (широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик).
Подберите синонимы к словам:
Художник (автор, пейзажист, живописец)
Картина (полотно, произведение, пейзаж)
Создал (написал, изобразил, нарисовал, представил)
Слова для справок: купол церквушки, вдоль берега, виднеются вдали, мягкие желтые, голубые, зеленые тона)7. Составление плана сочинения
У. Сколько частей будет в сочинении?
У. Как называются части? О чем в них рассказывается?
(Первая часть - вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник.
Вторая часть – основная. (в ней дается описание картины)
Третья часть – заключение. (в нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает)
Какой тип текста у нас получится? (текст – описание)
8. Устное составление описания картины по плану
СЛАЙД 13
У. Работать будем по плану.
План
Что изображено на картине?
Что изображено на переднем плане?
Что изображено на заднем плане?
Цветовое решение картины.
Моё отношение к картине.
У. Как можно начать сочинение? При ответе пользуйтесь памятками.
Что вы будете описывать в основной части?
Как можно закончить сочинение?
9. Написание сочинения учащимися
10. Домашнее задание
У. Написать сочинение на черновиках.
11. Итог урока
У. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
СЛАЙД 14
Мне запомнилось …
Мне понравилось …
Было интересно …
Я почувствовал (а) …
На уроке я работал (а) …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
У меня получилось …
Я смог(ла)…
Мое настроение …
У. Оцените свою работу этими кленовыми листиками. Коричневого цвета - поработал очень хорошо, доволен своей работой, все получилось. Желтого цвета – работал хорошо, но были небольшие затруднения. Красного цвета – было трудно, не все удалось.