Занятия по развитию речи «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень» (старшая группа ДОУ)


Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе по теме: «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Автор: Босякова Надежда Юрьевна, воспитатель мини-центра КГУ «Качарской средней школы №1», пгт.Качар.
Описание материала: Предлагаю вам технологические карты организованной учебной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»; Рассказ на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие образной речи старших дошкольников средствами произведений живописи.
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Цель: познакомить детей с содержанием картин; закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умение сравнивать два похожих пейзажа.
Материал: репродукция картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень», пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года».
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный На стенде репродукции картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Читает отрывок стихотворения Ф. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Рассматривают картину.
Организационно – поисковый
Звучит музыка.
Читает отрывок из рассказа И. Соколова – Микитова «Осень в лесу»:
«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень…
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина».
- Как вы думаете, какие названия дали художники своим картинам?
- Давайте рассмотрим пейзаж Исаака Левитана. Что вы видите на картине?
- Какие деревья на картине?
- Какое небо и река?
- Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину?
Предлагается рассмотреть репродукцию картину В. Поленова.
- О чем картина художника Василия Поленова?
- Что изобразил художник? Опишите перелески, привольно раскинувшиеся по высокому берегу Оки.
- Какая река Ока на картине?
Какое небо?
- Какое впечатление производит картина Поленова? Какие пробуждает у вас чувства?
- Дети, сравните эти осенние пейзажи. Чем они похожи, чем различаются? Расскажите об этом.
Рассказывает на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»:
«Два великих русских художника – В. Поленов и И. Левитан, кажется, вместе любовались «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Они изобразили лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» («в багрец и золото одетые леса…»), и нашли выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды рек и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущих рек еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реках, словно зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На обеих картинах запечатлён теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к долгому зимнему сну. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали на картине И. Левитана и могучий зеленый дуб – великан на картине В. Поленова говорят нам о том, что после морозной, снежной зимы придет весна, и земля снова пробудится к новой жизни».

Слушают рассказ.
Высказывают предположения.
Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.
Трепетные осины, золотые, багряные березы.
Делятся впечатлениями.
Рассматривают картину.
Описывают.
Делятся впечатлениями.
Сравнивают картины.
Слушают рассказ, рассматривают картину.
Рефлексивно – корригирующий Подведение итогов занятия
-С какими картинами мы сегодня познакомились?
- А для чего мы знакомимся с картинами, рассматриваем их, рассказываем про них? Подводят итоги.
Отвечют.
Чтобы видеть мир в красивых тонах, воспитывать чувство прекрасного.
Ожидаемый результат:
Знать: название картин и имена художников.
Иметь: навык рассматривания пейзажной картины.
Уметь: сравнивать два похожих пейзажа.
Технологическая карта
организованной учебной деятельности.
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: Рассказ на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Цель: учить последовательно, описывать пейзажную картину (название, зачин, микротемы, заключение), используя образные средства.
Материал: репродукции картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный На стенде выставлены репродукции обеих картин.
Читает отрывок И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
………………………………
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Рассматривают картины, слушают стихотворение.
Организационно – поисковый
- Дети, вспомните авторов и название каждой картины.
- О чем эти картины?
-Как бы вы назвали эту картину?
- А как вы думаете, почему художники назвали свои картины именно «Золотая осень»?
-Какие приметы осени вы видите на этих картинах?
-Какое небо?
-Какой день изображен на картинах: ясный или пасмурный?
-Есть ли на небе облака? Какие они?
-Как вы думаете, какое настроение у берез?
- Какими словами можно сказать о небе на картинах, о деревьях, облаках, о погоде, о настроении природы, о настроении картины?
-А как вы думаете, с каким настроением художники рисовали эту картины?
- Ребята, а давайте попробуем придумать по этим картинам рассказ.
- С чего вы начнете свое описание и чем его закончите?
- Кто желает по этим замечательным картинам сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о облаках, о деревьях, о погоде. Постарайтесь рассказывать, не спеша, выразительно. Вспоминают.
Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию картины.
Рассказывают.
Рефлексивно – корригирующий Подведение итогов занятия
Оценивает рассказы, вместе с детьми выбирает наиболее полный и интересный рассказ. Подводят итоги.

Ожидаемый результат:
Знать: названия картин и имена художников.
Иметь: представление о пейзаже.
Уметь: последовательно описывать пейзажную картину, используя образные средства.