Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу»

Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу»
Составитель - учитель математики Дидицкая Т.И.
(Измайловский филиал МБОУ «Знаменская сош»
Пояснительная записка
Направленность программы: «Знаю, умею, могу»
по содержанию является: научно - популярной;
по функциональному назначению: учебно - познавательной;
по форме организации: групповой;
по времени реализации: одногодичной.
Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу» составлена на основе программы курсов по выбору по математике 8 - 9 классов для предпрофильной подготовки учащихся.
Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Предпрофильная подготовка реализуется в различных вариантах индивидуального учебного плана ученика. Содержание данной программы представлено несколькими разделами.
Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.
Основная цель – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Выделяются следующие дополнительные цели:
формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;
выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей;
способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики;
создавать условия для подготовки к экзаменам по математике как по вероятному предмету будущего профилирования;
предоставить возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Задачи:
расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);
формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
развивать мышление;
формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
готовить к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.
Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
С целью повышения познавательной активности обучающихся, формирования способности самостоятельного освоения материала школьники имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.
Программа состоит из трех разделов: математика – царица наук, математика и профессия, домашняя математика.
Возраст детей: предлагаемая программа кружка «Знаю, умею, могу» предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
создана библиотека специализированной литературы и дидактический материал по программе курса;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будут учтены их мотивация и уровень притязания.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа:
теоретические занятия – 15 часов;
практические занятия – 19 часов.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты
Хотя при изучении программы не ставится цель выработки каких – либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке учащихся; те, кому интересна математика и ее приложения, познакомятся с применением методов и идей математики в практической жизни, видят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности. Таким образом, данный курс сможет помочь ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики
Содержание программы
Раздел I. Царица наук - математика (9 часов)
Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие.
Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемые в школе.
В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим
и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Раздел II. Профессия и математика (12 часов)
Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других.
Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.
С целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности планируется приглашение родителей учащихся на занятия кружка, их выступления о выбранной профессии.
Раздел III. Домашний быт и математика (12 часов)
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближенных вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов. Творческий отчет обучающихся, защита презентаций по теме: «Математика в жизни человека».
Учебно – тематический план программы


п/п
Тема занятий
Количество часов
Виды занятий




теоретические
практические


I раздел. Царица наук - математика
9



1
Математика в физических явлениях

1


2
Математика в физических явлениях


1

3
Математическая обработка химических и биологических процессов

1


4
Математическая обработка химических и биологических процессов


1

5
Природные и исторические процессы с математической точки зрения

1


6
Природные и исторические процессы с математической точки зрения


1

7
Математика и астрономические процессы

1


8
Математика и астрономические процессы


1

9
Итоговое занятие


1


II раздел. Профессия и математика
12



10
Математика в политехническом образовании

1


11
Математика в политехническом образовании


1

12
Математика в легкой промышленности

1


13
Математика в легкой промышленности


1

14
Математика в сфере обслуживания

1


15
Математика в сфере обслуживания


1

16
Экономика – успех производства

1


17
Экономика – успех производства


1

18
Математика и искусство

1


19
Математика и искусство


1

20
Математика и искусство


1

21
Итоговое занятие


1


III раздел. Домашний быт и математика
12



22
Марья – искусница

1


23
Марья – искусница


1

24
Здоровый образ жизни

1


25
Здоровый образ жизни


1

26
Здоровый образ жизни

1


27
Сделай сам


1

28
Сделай сам

1


29
Сделай сам


1

30
Решение прикладных задач

1


31
Решение прикладных задач


1

32
Решение прикладных задач

1


33
Решение прикладных задач


1

34
Итоговое занятие
1

1





Учебно – методический комплект, дополнительная литература:

для учителя:

Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9.
Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2.
Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3.
Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8.
Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8.
Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8.
Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.

для обучающихся:

Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003.
Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8.
3. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997.


‹ђ Заголовок 2‹ђ Заголовок 315