Творческий конкурс по технологии «Знаю, умею, могу»
Учитель технологии КГУ «ОСШ №21 города Темиртау» Балтабаев Марат БопышевичТворческий конкурс по технологии
«Знаю, умею, могу»
Цель конкурса: Проверить знания, умения и навыки учащихся, выявить лучших для дальнейшего участия в конкурсах по технологии.
Задачи:
обучающая: совершенствовать универсальные учебные действия учащихся;
развивающая: развивать творческий и познавательный потенциал учащихся, развивать способности учащихся к самостоятельному выполнению поставленной задачи;
воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, уважение к человеку труда.
Условия конкурса:
Учащиеся делятся на две команды: команда 6А класса и команда 6Б класса. В каждой команде по три мальчика. Количество участников можно изменить в зависимости от наполняемости класса. Можно поделить один класс на две или три команды.
Мальчики должны будут ответить на творческие вопросы по технологии, вспомнить пословицы и поговорки о труде, решить кроссворд «Столярное дело» и выполнить практическое задание по совершенствованию навыков соединения деталей шурупами.
Учитываться будет время, потраченное на выполнение задания, смекалка, знания и умения участников, соблюдение правил техники безопасности при выполнении практической части.
Творческие вопросы по технологии
1.Чем отличается «дерево» от « древесины»?
2.Название этого предмета, изучаемого в школе, образовано от двух греческих слов, означающих «мастерство» и «умение».
3.Какие из перечисленных ниже процессов технологические, а какие физические:
А) школьный мел упал на пол и раскололся;
Б) строгание доски;
В) кипение воды в чайнике;
Г) изготовление фанеры;
Д) разметка детали будущего изделия;
Е) притяжение шурупа к намагниченной отвертке?
4. Перечислите названия всех измерительных приборов, имеющихся у вас дома?
5. Из каких веществ состоят следующие предметы (физические тела): плоскогубцы, тетрадь, дождевая капля, стакан, снежинка, молоток, доска?
6. Какие из перечисленных в предыдущей задаче физических тел являются искусственными, сделанными человеком?
7. Почему инструмент на столярный верстак кладут режущей частью от себя?
8. Какие работы (кроме обработки древесины и металла) можно, по-вашему, выполнять на универсальном столе-верстаке?
9. Почему детали, соединенные шурупами, держатся более прочно, чем на гвоздях?
10. Почему при забивании гвоздей они сгибаются? Ответ объясните.
За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Количество и сложность заданий можно варьировать в зависимости от возраста и количества участников.
Пословицы и поговорки о труде,
о людях труда, о трудолюбии
Пословицы играют немалую роль в трудовом воспитании школьников, так как в них воплощена народная мудрость и жизненный опыт многих поколений.
Каждая из команд должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о труде. Например:
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож;
- Терпенье и труд всё перетрут;
- Кто не работает, тот не ест;
- Богатство джигита – труд;
- Джигиту нет счастья без труда, народу – без единства.
- Не топор тешет, а плотник.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Выигрывает та команда, которая за определенное время назовет больше пословиц и поговорок о труде.
Кроссворд «Столярное дело»
1
2 3 4 5 6 7 8 По вертикали:
Лиственная твердая порода древесины. (ясень)
Инструмент, предназначенный для опиливания древесины и металла. (напильник)
Наружная, особенно верхняя сторона предмета. Верхний слой массы какого-либо вещества, жидкости и т.п. (поверхность) 6. Один из способов отделки изделий из древесины. (окраска)
По горизонтали:
Инструмент, предназначенный для резания и долбления древесины. (стамеска)
Инструмент, предназначенный для сверления отверстий. (дрель)
Распространенная профессия, связанная с обработкой древесины. (плотник)
7. Инструмент, предназначенный для ввинчивания и вывинчивания шурупов. (отвертка)
8. Машина, устройство для сильного сжатия чего-нибудь, обработки давлением. (пресс)
Выигрывает та команда, которая первой и правильно решит кроссворд.
Практическое задание «Соединение деревянных деталей на шурупах»
Две команды должны соединить две детали из древесины шурупами. Соединяемые детали подобраны из одинаковых пород древесины. Шурупы подобраны одинаковой длины, толщины и винтовой нарезки. Инструменты подобраны одинаковые. Команды поставлены в одинаковые условия. Напоминаю, более тонкая деталь всегда прикручивается к более толстой детали.
Разметка и накалывание шилом уже произведена. Отверстия в тонкой детали уже просверлены и выполнено зенкование. Участникам необходимо правильно соединить детали, чтобы не было перекосов. Каждый участник из команды ввинчивает по одному шурупу, затем передает отвертку следующему участнику и так до тех пор, пока не будет выполнено задание.
Последовательность выполнения работы. Сначала ввинчиваются крайние шурупы, а затем - средний. Головка шурупа не должна выступать над поверхностью детали.
Правила техники безопасности
При ввинчивании шурупа не держите его рукой.
Нажим на отвертку производите равномерно.
Держите отвертку двумя руками: левая направляет ее, а правая вращает.
Учитываться будет время, потраченное на выполнение задания, последовательность, правильность выполнения задания, смекалка и умение участников, соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания.
Данное практическое задание можно заменить любой другой технологической операцией по усмотрению организатора конкурса. Например, забивание гвоздей при аналогичных условиях. Каждый участник делает по одному удару молотком. Если гвоздь согнулся, то следующий участник должен выпрямить его или вытащить клещами и продолжить процесс соединения деталей.
Такие задания очень нравятся детям, они вызывают дух состязательности, восторг, азарт, желание победить.
Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно без нарушения правил безопасности труда справиться с поставленной задачей.