Проектная работу на тему: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.


Проектная работа
Психолого-педагогическое сопровождение детей с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе
2016г.
Актуальность. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению.
Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Предмет исследования: Методы диагностики и коррекции психологической готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: Изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе и наметить пути коррекции неготовых детей.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявление уровней психологической готовности детей к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых к школе детей.
Гипотеза:
Своевременная диагностика позволяет создать условия по коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.
Методы исследования: Наблюдение, беседы, обследование
I. Проблема психологической готовности ребёнка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.1.1. Изучение и анализ современных исследований по проблеме
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмлвская, Д.Б. Эльконин и др.
Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной).
Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу.. Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило».
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе.
Тест Керна-Йирасека.
Данный тест направлен на определение школьной зрелости .Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.
Методика «Графический диктант»
Методика Эльконина Д.Б. Данная методика позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.
II. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей к обучению в школе.
1. Описание методик и результатов исследования.
Приведённый выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению. Полученные результаты должны помочь выявлению сторон психической деятельности детей, нуждающихся в коррекции.
Обследовались дети 6,5 – 7лет подготовительных к школе занятий «Школа развития ребенка» при МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска»
Для обследования были выбраны методики:
Методика «Рисунок человека» (М 1), которая позволяет оценить когнитивные особенности ребенка (восприятие, способности построения целостного зрительного образа, координацию глаз – рука, сформированность общих представлений о строении человеческого тела) и особенности личностно – эмоциональной сферы.
Методика «Графический диктант» (М. 2). Эта методика, предложенная Д.Б.Элькониным, направлена на определение уровня развития аналитических и синтетических функций мозга, развития мелкой моторики рук, умения самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика Керна – Йерасека (М 3). Получаемые в результате проведенного теста данные характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности.
Таблица диагностики по уровневым показателям:
№ ФИО М1М2М3 Вывод
индекс уровень индекс уровень индекс уровень 2 Вова А. 15 высок 16 оч.высок3 средний средний
7 Алена Д. 16 высок 11 средний 2 высок высок
8 Артем Д. 12 средний 13 высок 5 оч.низкийнизкий
9 Денис Ж. 15 высок 11 средний 1 оч.высоквысок
17 Даша Л. 15 высок 8 средний 3 средний средний
18 Ваня Л. 10 низкий 7 низкий 4 низкий низкий
19 Ваня М. 18 высок 16 оч.высок2 высок высок
20 Полина Н. 14 средний 12 высок 4 низкий средний
23 Андрей П. 19 высок 16 оч.высок1 оч.высокоч.высок24 Митя П. 13 средний 14 высок 1 оч.высоквысок
26 Ангелина Т. 16 высок 8 низкий 5 оч.низкийнизкий
29 Вадим Ф. 10 низкий 4 низкий 4 низкий низкий
Качественный анализ обследования.
По результатам исследования можно сделать заключение, что 9 человек имеют очень высокий уровень психологической готовности к школе, что составляет 31 %. Это:
11 человек(37%) имеют высокий уровень готовности к школе.
У детей этих групп сформирована «внутренняя позиция школьника», высокий уровень организации действий, умения руководствоваться системой условия задачи, в своей работе они руководствуются на образец, умеют точно скопировать его, у них развито произвольное внимание, продолжительное время они могут продуктивно работать.
5 человек, что составляет 17 %, имеют средний уровень психологической готовности к школе.
У детей этой группы сформирована «внутренняя позиция школьника», средний уровень организации действий, умения руководствоваться системой условия задачи, недостаточный уровень развития произвольного внимания. Недостаточно развиты синтетические и аналитические функции головного мозга, что может привести к трудностям в усвоении новых знаний.
У 4 человек, что составляет 14 %, выявлена низкая психологическая готовность к обучению в школе.
У детей этой группы не достаточно сформирована «внутренняя позиция школьника», они не умеют работать по правилу, организовать свои действия, им трудно ориентироваться на образец, точно скопировать его, поскольку произвольное внимание у них не развито. Продолжительное время продуктивно работать они не могут. Эти дети психологически не готовы к школьному обучению. Этим детям были рекомендованы коррекционные занятия. Родителям двух детей было рекомендовано оставить детей в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом, логопедом.
2. Психокоррекционная работа с неготовыми детьми.
Дети, имеющие низкий уровень психологической готовности к школе, прошли дополнительное обследование с целью изучения уровня развития психологических процессов. Была выявлена необходимость проведения с этими детьми индивидуальных коррекционных занятий. Занятия проводились с психологом и учителем на подготовительных к школе занятиях (групповая работа), в первом классе на факультативе «Интеллектика».
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся, кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.
Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.
Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.
Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определённые фигурки идентичные друг другу.
Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».
Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.
Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.
Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.
При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)
После проведения коррекционной работы мы проводим дополнительное обследование детей. Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого – педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде развивающих дидактических игр. Дети, психологически не готовые к обучению в школе, не прошедшие коррекционно-развивающие занятия, имеют проблемы в адаптации, в обучении в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества. М., 1993.
Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.,1988.
Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.
Панько Е.А. Психологическая деятельность воспитателя в детском саду. Минск, 1986.