Открытое занятие в средней группе Вода и её свойства


Введение.
«Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного развития ребёнка».
Н. Н. Поддьяков.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад- это первая ступень образования, и на нас, педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.
Стараюсь организовать детскую деятельность так , чтобы дети упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Мною разработаны картотеки схем-опытов по блокам: «СНЕГ И ЛЁД», «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА», «ВОЗДУХ», »ПЕСОК». Используем игры — эксперименты по блокам ,чтение познавательных рассказов и стихов о воде, загадок о воде и воздухе, видео ролики о «Путешествии капельки» Проводим с детьми наблюдения за снегом, ручейками, сосульками, ветром, льдом… Используем изо деятельность (рисуем дождь. водоёмы, облака…) Дети знают, что такое круговорот воды в природе., кому и зачем нужна вода, вода в природных явлениях.
Так, в процессе экспериментирования обучаем воспитанников своей группы:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Использую много дополнительной литературы.
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.
Мною было проведено открытое занятие на тему: «Вода и её свойства». Цель занятия: познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она безвкусна, прозрачная…
. . На практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка—дошкольника. Хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Проанализировав , я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения, как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний , умений и конечно же развивает речевые способности.



Конспект занятия по экологии
«ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки.
Задач:
Образовательные:
1.Познакомить детей со свойствами воды: без запаха ,без цвета, прозрачная, без вкуса.
2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 2.Прививать бережное отношение к воде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В: Вот и наступило утро радостной встречи! Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями
Д: Здравствуйте! Сәләметсіз бе!
В: А теперь все повернитесь ко мне, у нас сегодня круг радости с секретом. (на полу заранее разложены разноцветные кружочки) –Возьмите каждый свой кружок, переверните его и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку, у кого нарисовано сердечко – обнимет друга, а у кого солнышко – скажет доброе слово или пожелание.
В: (дети садятся) А вот ,чтобы узнать куда мы сегодня отправимся путешествовать, вы должны отгадать загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим чью то песенку.
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Д: Вода
Включаю аудио запись «Ручеёк»
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да , правильно это ручеёк.
Значит о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Д: О воде
В: Как на казахском языке будет вода?
Д: СУ
Раздаётся стук в дверь, заходит Незнайка
В: Ребята, кто-то к нам пришёл? Кто ты?
Н: Я Незнайка, принес в качестве подарка детям снег.
В: А что нам с ним делать?
Н: Кушать ,он вкусный как мороженое
В: Ребята, а снег можно кушать? (ответы детей)
Правильно, он грязный, холодный. Заболит живот и горло. Вот увидишь, Незнайка, какая будет грязная вода.(убираю ведёрко на окно)Незнайка, а ты знаешь, что такое вода?
Н: Нет.
В: Ну тогда усаживайся поудобнее, ребята тебе расскажут. Хоть они ещё не много знают о воде ,но вместе мы всё выясним.
В: Дети, что такое вода?
Д: ответы детей.
В: Кому и зачем нужна вода? Где можно встретить воду? Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло ,как вы думаете? (разные ответы детей ,выставляю вспомогательные картинки)

Да, ребята, правильно без воды всё живое на земле погибнет. Вода --- это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода,их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, стирать, мыться… Ни одно живое существо не может жить без воды.
А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Н: Ой, я тоже очень хочу узнать какими же свойствами обладает вода.
В: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?(рассуждения детей) ,да это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и определять её свойства. Посмотрите, наша лаборатория к работе готова, занимайте свои рабочие места.(дети рассаживаются за столы)
Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Паучок ходил по ветке А за ним ходили детки
.
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять на вет
Дети экспериментируют под руководством воспитателя
.ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь» Перед детьми два стаканчика: один с водой , другой –пустой.Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Ответить, почему вода льётся? Она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь --- её называют жидкостью.(выставляю картинку с первым свойством воды)
ОПЫТ №2. « У воды нет вкуса»
Предлагаю детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Какая она? Вода без вкуса. А теперь аккуратно возьмите стаканчик с соком и попробуйте сок. Какой на вкус сок? Сок имеет вкус яблока, а вода не имеет вкуса.(выставляю картинку с третьим свойством воды)


ОПЫТ №3 «У воды нет запаха»
Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет(или совсем не пахнет).Даю возможность понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.(выставляю картинку ещё с одним свойством)
Физ минутка «Капля»
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз - туда, два - сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли
Раз- два, раз- два
Заниматься нам пор
ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»
Перед вами два стаканчика один с водой , другой с молоком .Возьмите две ложечки и положите одну ложечку в стаканчик с молоком, а другую в стаканчик с водой. Что вы видите? В стакане с водой ложку видно? (ДА) А в молоке видно ложечку? (НЕТ) ВЫВОД: Какая вода? Вода прозрачная.(выставляю картинку с ещё одним свойством воды)

Н: А где же моё ведёрко, которое я принёс?
В: Вот посмотри, Незнайка, что произошло со снегом. Ребята, куда же подевался снег?
Д: Снег растаял.
В: И во что он превратился?
Д: Он превратился в воду.
В: Ребята, посмотрите какая получилась из снега вода?
Д: Вода получилась грязная.
В: Да, правильно , вода получилась грязная, а что нужно сделать , чтобы она стала чистой?
Д: Воду надо очистить, профильтровать.
ОПЫТ № 5 «Фильтрование воды»
Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта. В воронку кладём вату , бинт и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который можно сделать самим.
В: Ну вот ,Незнайка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята ,а вы запомнили эти свойства? Давайте их вспомним:
Вода ----- жидкая,
Вода ----- не имеет запаха
Вода ----- не имеет вкуса
Вода ----- прозрачная
Воду можно очистить.

Н: Спасибо, ребята, за интересные опыты. А теперь мне пора бежать в школу к ребятам и рассказать очень много интересного о воде. До свидания!(Незнайка уходит)
В: И так наша лаборатория закрывается, вы ребята, молодцы, потрудились на славу. Мы ещё конечно сюда вернёмся, а сейчас давайте похлопаем друг другу и нашим гостям за внимание.
Танец «Капельки» (дети танцуют вместе с гостями)

Сок имеет вкус и запах.
Незнайка узнал много интересного о воде.
Наша лаборатория

Деткам было интересно проводить опыты.


СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение ---------------------------------------------------1
2.Конспект занятия «Вода и её свойства»-----------5
6100902110476

ВОСПИТАТЕЛЬ:
МЕЛЬНИЧУК
ЕЛЕНА КУЗЬМИНИЧНА
НОВОКУБАНКА
ГККП Я/САД «ГYЛЬДЕР»
2016 год