Родительское собрание на тему Кризис взросления младшего школьника
Родительское собрание
Тема:
«Кризисы взросления младшего школьника»
Учитель Зайцева Т.В.
Дата проведения: I четверть 4 класса
Форма проведения: родительский лекторий
Цели: формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста, обучение их приёмам общения с ребёнком в кризисный период.
Задачи: дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребёнка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.
Подготовительная работа: провести анкетирование родителей и учащихся (см. Приложение 1, Приложение 2)
Уважаемые родители! Этот учебный год для ваших детей – важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, - страх перед переходом в среднюю школу.
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребёнок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться» и т. д. В чём же причина такого поведения? Виноват сам ребёнок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребёнок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов психологи выделяют шесть:
Кризис 1 года
Кризис 3 лет
Кризис 6-7 лет
Кризис 12 лет
Кризис 15 лет
Кризис 17 лет
Все эти периоды характеризуются изменениями в отношении ребёнка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность. Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б.Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.
На этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребёнка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведёт к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся.
Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают ваши дети? Если в младшем школьном возрасте ребёнок ориентировался на оценку взрослых (родителей, учителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учёба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах ребёнок оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.
У подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит на задний план, поэтому возникают проблемы в учёбе. Мнение учителей перестаёт быть значимым для них.
Ещё одно изменение в их мировоззрении – это открытие конечности своего существования, осознание неизбежности смерти. Это открытие они переносят чрезвычайно болезненно. Вопросы на эту тему взрослым нужно не игнорировать, а постараться помочь преодолеть стресс и принять это открытие.
Нарастанию тревожности ребёнка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме. Остановимся на них подробнее.
В среднем детстве (возраст, в котором находятся ваши дети)происходит более медленный и плавный рост ребёнка по сравнению с ранним детством. До 9-летнего возраста девочки немного ниже и легче мальчиков, однако затем темпы их роста резко увеличиваются, благодаря интенсивным гормональным изменениям, начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. После 9 лет рост девочек начинает опережать рост мальчиков, хотя некоторые девочки отстают по росту и весу от своих сверстниц. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребёнка и его самооценку – ещё один пример взаимодействия процессов физического и социального развития.
По мере того как тело растёт, происходят и внутренние физиологические изменения. Посмотрим, как развивается костная система. В это период происходит удлинение костей, что может сопровождаться болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребёнку много неприятных переживаний. Детям нужно объяснить, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. Родители должны осознавать, что скелет и связки детей младшего школьного возраста ещё окончательно не созрели, и поэтому большие нагрузки могут привести к серьёзным травмам.
Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы в этом возрасте. Начиная с 6-7 лет, дети теряют 20 молочных зубов. Когда появляются первые постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта – до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующие размеры.
Происходят изменения в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост, что связано с различием фигуры у мужчин и женщин. Мышцы увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, т.к. мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Продолжается развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. Например, в 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10 метров. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 – втрое. Точность броска также повышается.
Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию среди сверстников. Возникает отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в групповые игры. Взрослым надо найти другие пути реализации личности и повышения самооценки таких детей.
Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть со здоровьем. Этот возраст – один из самых здоровых периодов в жизни человека. Тем не менее, есть определённые проблемы, с которыми можете столкнуться вы и ваш ребёнок. В это время у детей часто развивается близорукость. С целью профилактики этого нарушения необходимо следить за гигиеной зрения. Приучите ребёнка следить за освещением, положением глаз во время чтения и письма. Во время отдыха можно порекомендовать ему зарядку для глаз.
Широко распространённая проблема среди детей этого возраста – ожирение. 70% детей, имеющих избыточный вес в возрасте 10-13 лет, страдают излишней полнотой, став взрослыми. В развитии ожирения важную роль играют генетические факторы. Если мама или папа страдают ожирением, ребёнок с вероятностью 40% будет обладать избыточным весом. Если оба родителя отличаются излишней полнотой, эта вероятность возрастает до 80%.
Избыточный вес в настоящее время встречается чаще, чем 20 лет назад. За последние годы многократно увеличилось количество времени, которое ребёнок проводит перед телевизором, компьютером, лишая себя двигательной активности. Кроме того, дети увлекаются нездоровыми продуктами питания, при этом полезных питательных веществ они получают меньше, а калорий больше. Нарушается обмен веществ. Часто избыточный вес является следствием низкого уровня культуры в семье. Не подменяйте просмотром всех подряд передач активный семейный досуг.
Полнота имеет серьёзные социальные и психологические последствия. Сверстники могут отвергать таких детей из-за нетипичной внешности и неловкости движений. В результате у ребят, страдающих ожирением, может сформироваться низкая самооценка. Однако не следует прибегать к диетологам в этом возрасте. Детям необходима сбалансированная, питательная пища. Вместо попыток быстрого снижения веса у детей надо прививать им привычки здорового питания и увеличить физическую активность.
Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь здоровье.
Личным примером демонстрируйте уважительное отношение к собственному здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Бывайте вместе на свежем воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь, если ребёнок выполняет какое-либо упражнение не так.
Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
У подростка всё больше проявляется потребность во «взрослом» обращении.
Дети становятся очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Они овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий.
Противоречие между ощущением себя взрослым и реальным положением ребёнка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
Противоречие в отношениях со взрослыми. Взрослые часто обращаются к подростку как к ребёнку, когда речь идёт о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время, как он сам предпочёл бы обратную картину.
Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие взрослые постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит за рамки учёбы, становится
содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Одна из самых главных потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах сверстников.
Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих ролей:
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей
«Сильные, смелые, волевые» -ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Но здесь и несколько подводных камней, о которые может разбиться этот благополучный статус. Во-первых, увлечение мужественными видами спорта может отрицательно сказаться на неокрепшем организме. Во-вторых, некоторые школьники используют своё физическое превосходство для грубого подчинения более слабых. В-третьих, сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, в том числе учёбе.
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы Ребёнок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идёт по пути развития творческих способностей. Одна из наиболее благополучных групп.
«Увлечённые» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования, меломании и т.п.
«Надёжный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным неписаному «кодексу чести».
«Шут» С одной стороны, быть душой компании, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающим – большой дар природы. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение успеха, но лишь временное.
Главное, чтобы ребёнок нашёл своё место в коллективе, которое удовлетворяло
бы его потребностям в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха. Если у ребёнка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе. Ребёнок тянется к старшим по возрасту ребятам, ищет поддержки во дворе. Бывает, ребёнок находит себя в какой-либо студии, секции, кружке.
Ещё один выход для ребёнка – это мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в воображаемый мир, после которого возможно нахождение выхода из сложной ситуации.
Есть такая категория школьников – фантазёры. Их ложь вовсе не имеет корыстных целей – они не стремятся скрыть правду, избежать наказания. Они не обманщики, как кажется. Не стоит их разоблачать. Со временем это состояние пройдёт. Дети выдумывают потому, что им неуютно в детском коллективе или дома. Они ничего не могли доказать свои достоинства, проявить свои способности, у них не складывалась ситуация успеха. Что же делать, как не воображать?
Ещё одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к внутренним и внешним изменениям. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение сложнее намного. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях. Женщин большинство среди тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер.
Итак, сделаем выводы, какие важные изменения происходят в личности ребёнка в этом возрасте:
Всё более возрастает ценность общения со сверстниками
Ребёнок ищет своё место, свою роль в детском коллективе
Стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею
Развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка ещё не сформирована
Важные задачи взрослых в работе с детьми этого возраста:
Создание ситуации успеха
Формирование ценностных установок
Предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии
Сегодня мы рассмотрели, в чём причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период. Желаю вам успеха.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Что Вы понимаете под словами «трудный» ребёнок?
Как Вы думаете, почему ребёнок становится «трудным»?
Какие проявления кризиса возраста Вы наблюдали у своего ребёнка?
Если у Вас в общении с ребёнком возникают трудности, как Вы их решаете?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
Приложение 2.
Анкета для учащихся.
Если ты поздно приходишь с прогулки, то…
Твоё объяснение опоздания выслушают
На твоё опоздание не обратят внимания
Тебя отругают
Если ты совершил плохой поступок, то…
Сразу расскажешь об этом родителям
Расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
Вообще не расскажешь
Если родители тебя ругают, то ты будешь…
Молчать
Доказывать свою правоту, даже если не прав
Оправдываться
Если тебя накажут несправедливо, ты…
Согласишься с этим
Промолчишь
Будешь доказывать свою правоту
Если тебя обидели сверстники, ты…
Простишь их, если они попросят прощения
Накажешь обидчиков при удобном случае
Молча проглотишь обиду
Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к…
Родителям
Друзьям
Посторонним людям
Если о тебе плохо говорят учителя, другие взрослые, то твои родители…
Соглашаются
Не обращают внимания
Не соглашаются
Ты себя лучше чувствуешь…
Дома
В школе
Среди друзей