Технология современных методов обучения и контроля по химии в форме тестирования.
МБОУ «Степанцевская средняя школа»
Владимирской области Вязниковского района
Обобщение педагогического опыта учителя химии:
Смирновой Валентины Николаевны.
Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ.
Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
«...возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности».
(Концепция 2020: развитие образования)
Введение.
Теоретическое обоснование опыта применения метода.
Описание применяемого новшества (предмета обобщения).
Педагогические условия и особенности применения.
Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Мне бы хотелось остановиться на предметной готовности. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает различные направления деятельности. И одним из них является контроль и диагностика учебных достижений учащихся, дающих возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.
Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.
В школе распространены такие методы диагностики учебных достиженийучащихся, как зачеты, экзамены, письменный, устный опрос, контрольныеработы, рефераты и т.д. Однако при всех их достоинствах традиционныеметоды контроля зачастую субъективны, у каждого учителя есть своиспецифические требования, да и критерии оценки разные, что делает отметкинесопоставимыми между собой. Трудности, связанные и с учащимися:использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на экзамене,контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся имешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Теоретическое обоснование опыта применения метода.
Чтобы объективно оценить знания учащихся необходимо их измерить. Наилучшим и наиболее конкретным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является тестовый контроль.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
В литературе встречается следующее определение тестов. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить учителями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учеником целей обучения.
Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.
Тестирование - это новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся, применяющийся более 10 лет, получивший все большее распространение во всех регионах России и нашедший свое отражение в ГИА. В связи с этим, вопрос по подготовке учащихся к ЕГЭ в форме тестирования является актуальным.
Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В самой полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Преимущества автоматизированных тестовых контрольных заданий:
позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок. Это значительно повышает объективность и обоснованность отметки по сравнению, скажем, с устным опросом.
Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию: учащиеся используют ее как своеобразный тренажер перед контрольной работой, экзаменом, выявляя при этом пробелы в свих знаниях, и восполняя их затем самостоятельно или при помощи учителя.
использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля.
Описание применяемого новшества (предмета обобщения).
В свете подготовки к ЕГЭ при обобщении и углублении курса химии я провожу тестирование учащихся 11 класса по каждой пройденной теме с 2005 г. В качестве измерителей знаний мною используются контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриелян Издательство «Дрофа » г. Москва Авторы: О. С. Габриелян, Березкин П. Н.Ушакова А. А., проверочные работы (в двух частях) к учебнику Химия 11 О.С.Габриеляна Авторы: И.Ю.Горячева, Н.А.Бурмистрова. Издательство« Лицей » г. Саратов. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ. Многие задания компоную или разрабатываю сама.
При выполнении работы я ставлю следующие цели:
Помочь учащимся организовать работу по формированию основополагающих знаний школьного курса.
Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей (закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков).
Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения.
Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.
Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.
Задания в тестах отличаются по своим дидактическим целям:
Простое воспроизведение материала.
Сравнение и анализ.
Творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях.
Решение задач различных типов сложности
Хороший тест позволяет проверить не только какие-то конкретные задания, но и сформировать у тестируемых систем предметных и общеинтеллектуальных умений, осознанность способов деятельности (это второй план заданий, возможно являющийся главным). Конечно, разрабатывать двуплановые задания труднее, и для учащихся они оказываются наиболее трудными, однако применение такого рода тестов позволяет включить понятие «обученности», факт общеинтеллектуального развития учащихся, измерить его. Второй план тестовых заданий просматривается в формулировках заданий: не только «вычислить», «решить», но и «сравнить», «выбрать», «продолжить закономерность», «сопоставить»... Все тесты мною составляются с учетом уровней усвоения.
· Первый уровень - ученический включает два теста: первый - тест«дополнения» - он представляет собой задания с пропуском слов
(числа, формулы) предложения. Второй вид - «напоминание». Тесты формулируются в виде прямого вопроса, на который ученик должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом, формулой.
·
Второй уровень - альтернативный. Он состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого надо определить. Тест выполняется в виде графического диктанта. К этому же уровню относится выборочный тест, состоящий из правильных или неправильных ответов, а учащийся делает выбор.
·
Третий уровень - тест «Сличения» - подбор правильных ответов. Задания состоят из данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами, выполнение задания сводится к поиску этих данных. Тест «Ранжирования» представляет собой перечень объектов (формулы, величины), которые должны быть распределены по порядку (не более 10).
·
Четвертый уровень - творческий. Учащиеся моделируют экспериментальные установки из предложенного оборудования и реактивов для получения газов или осадков. Ответы на эти тесты не разрабатываются.
Важнейший вопрос методики преподавания любого предмета, в том числе и химии, - дифференцированный подход к контролю знаний. От того, насколько умело учитель использует его, зависит успех его деятельности. Соблюдение принципа дифференциации обеспечивает одновременное обучение учащихся с разным уровнем развития учебных способностей. Использование разноуровневых заданий важно и потому, что каждый учащийся, отвечая на вопросы и выполняя задания выбранного уровня, может оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он делать выводы, систематизировать и обобщать знания, применять их на практике.
Опыт использования дифференцированного подхода к контролю знаний учащихся покажу на примере разноуровневых контрольных работ в виде тестов. Задания сгруппированы в три программы: А, В, С. В программу А включаю задания, проверяющие усвоение необходимого минимума знаний по химии. Выполнение заданий этой программы требует от учащихся репродуктивной деятельности. Эту работу оцениваю на «четыре».
Задания, выполнение которых требует от учащихся способности применять знания в новых ситуациях, умения совершать логические операции, включены в программу В. Учащиеся, выбравшие эту программу, должны уметь раскрывать причинно-следственные связи, проводить сложные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выполненные задание программы В оцениваю высшим баллом.
Программа С содержит задания требующие целостного восприятия материала, способности свободно пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, самостоятельно проводить обобщения, сравнения. Правильно выполненные задания программы С оцениваю высшим баллом. На зачетных занятиях выдаю учащимся тесты всех программ (по вариантам). Каждый сам выбирает программу и заранее знает, какую отметку может получить за свой труд.
Может создаться впечатление, что использование дифференцированныхтестовых заданий - дело весьма трудоемкое, требующее от учителязначительных затрат времени. Но, во-первых, опыт показывает, что составитьтест итоговой проверки знаний одного уровня так, чтобы, с одной стороны,ее могли выполнить слабо подготовленные учащиеся, и, с другой стороны,она не была скучна для сильных, - тоже непросто. Во - вторых, заметноулучшается психологический климат уроков: даже учащиеся, уровень знанийкоторых невысок, перестают бояться зачетных уроков, чувствуют себякомфортно, уверенно. Кроме того, задания программы А вполне доступныдля них, поэтому вероятно, что их интерес к приобретению знаний возрастет.В третьих, выполнение программы заданий С стимулирует познавательнуюактивность хорошо подготовленных учащихся. Они размышляют надтрудными вопросами, самостоятельно работают с дополнительнойлитературой по предмету.
Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях.
Сегодня, используя системно один из эффективных методов контроля знаний и умений учащихся - тестирование, необходимо выделить его достоинства и недостатки. Конечно, достаточно часто проверка происходит на уровне узнавания, не исключается возможность случайного выбора правильного ответа, если вариантов мало - есть вероятность списывания. Однако они имеют целый ряд преимуществ, которые сделали этот инструмент столь популярным.
1. Их можно с успехом применять для текущей проверки знаний.Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможетсвоевременно откорректировать изложение материала следующего урока,уделив больше внимания слабо усвоенным разделам.
2. Система тестовых заданий позволяет избавиться от психологическихпроблем, связанных с проецируемой на ученика истиной или мнимойнеобъективностью преподавателя.
Таким образом, я могу выделить положительные моменты применения тестовых заданий на своих уроках:
устранена возможность подсказок и списывания
повысилась объективность оценки знаний
резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии (по завершении контрольной работы правильность ответа проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой)
улучшилась психологическая атмосфера в классах
учитель может оперативно получить объективную картину успеваемости.
содержание работ носит контролирующий и обучающий характер.
возможность ученика объективно определить свой рейтинг среди других учащихся.
Важным условием реализации проекта является мониторинг, т.еотслеживание результатов. Задача мониторинга - получение информации отом, на какой стадии процесса движения к цели находится каждый ученик,насколько успешно он преодолел предыдущий этап, какие трудности у неговозникли при изучении материала. Только на основе этой информацииучитель может действительно управлять учебным процессом. Поэтому оченьценным считаю использование промежуточного мониторинга - отслеживаниерезультатов тестирования, анализ ошибок.
Интенсивный и всеохватывающий тестовый контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении химии. В результате реализации данного проекта учащиеся будут подготовлены к успешной сдаче ЕГЭ в форме тестирования. В этом году повысился процент выбора предмета химии на экзаменах, повысилось качество знаний от 62% до 68%, в отдельных классах - до 75%. Учащиеся успешно сдали ЕГЭ по химии и поступили в ВУЗы страны.
Заключение.
Человеку, получающему среднее образование, нужны знания не только конкретных наук, но и более совершенных форм организации труда: умения самостоятельно добывать знания, рационально организовывать свой труд.
Необходимые навыки понадобятся современному человеку любой профессии.
Без систематического повторения, закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний учащихся.
Для этого необходима продолжительная тренировка в применении знаний и умений.
Превратить знания в убеждения, сделать их достоянием личности, инструментом познания окружающего мира - главная забота учителя.
Собственные догадки, выводы, открытия доставляют учащимся удовольствие, которое приводит к развитию познавательного интереса к процессу познания.
Такой интерес- самый мощный стимул к обучению, школьники работают с радостью, не устают.
Учитель и ученик не оказываются в стрессовой ситуации, т.е. когда одному нужно усилиями воли заставлять учиться, а другому - подчиняться чужой воле.
Задания способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, повышают прочность и глубину знаний.
Контроль за качеством усвоения материала конкретным учеником осуществляется на каждом уроке.
Это снижает нежелательный психологический эффект контроля (чувство страха, стрессовые явления).
Дает возможность каждому ученику проявить себя, показать необходимость знаний.
Продуктивное, творческое обучение формирует творцов новых знаний.
· Учитель- ученик в процессе активного взаимодействия.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15