Педагогическая статья на тему:«Ансамблевое музицирование в классе шестиструнная гитара»
Педагогическая статья
на тему:
«Ансамблевое музицирование
в классе
шестиструнная гитара»
Из опыта работы
преподавателя высшей квалификационной категории
МБОУ ДО Локотская детская школа искусств
Иванина С. В.
В последние годы в детских школах искусств занимаются дети не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными.
Отсутствие при поступлении в школу конкурсного отбора, зачастую вынуждает принимать практически всех желающих. И особенно это наблюдается в классах народных инструментов: балалайки, гитары, баяна и аккордеона. В моей педагогической практике накопился опыт работы с учащимися в классе гитары и ансамбля. Одинаковые по возрасту, но с разными музыкальными и физическими данными, эмоциональному складу. Такими были мои первые гитаристы.
Первые уроки имеют большое значение. Важно не отбить желание у ребенка заниматься музыкой, инструментом, а укрепить, заинтересовать. В начальный период обучения игре на гитаре наиболее привлекательными для детей 9 – 10 лет выглядят элементы детской игры. Игрой они увлечены настолько, что не замечают времени, усталости. Возможность соревнования нескольких учеников в решении одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает рабочий тонус. С помощью элементов игры можно проверять и обучать одновременно. Педагог делает одновременно и первый шаг в освоении учеником инструмента. Проверить уровень подготовленности ученика, его способность к системности в мышлении при определении расположения ноты на грифе, нотном стане, ее длительности.
Подсознательно для ученика, но осознанно для педагога происходит еще один процесс – формирования слуховых и двигательных представлений. Ученик, слушая и наблюдая играющего на гитаре преподавателя, запоминает подсознательно звучание инструмента (тембр, динамику, фразу, движение рук педагога и посадку). Мои ребята с первых уроков включаются в ансамблевое исполнительство, это ансамбль ученика и преподавателя, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения слушать мелодию, исполняемую другим, отойти на второй план, помогая звучанию мелодии.
В музыкальном словаре А. Н. Должанского даются несколько определений ансамбля, одно из них наиболее определяет наше понимание этой деятельности:
«Группа из двух и более музыкантов – певцов или инструменталистов, - совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты.»
Начальный репертуар гитарных дуэтов состоит из небольших детских песенок, русских народных песен с ярким, запоминающимся текстом, близкий интересам ребят. Стремление быть лучше других одноклассников воспитывало трудолюбие, усидчивость, терпение. Способствовало развитию творческих способностей, фантазии, воображения. Укрепляло жизнерадостное восприятие жизни и желание сразу показать себя на публике.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным творческими целями. Поэтому итогом проделанной работы являются концертные выступления на различных мероприятиях.
Дети очень любят выступать, демонстрировать свое умение перед сверстниками, само утверждаться таким образом. Поэтому выучив первые р.н.п. «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой, под горой», «Во поле береза стояла», «Научить ли тя, Ванюша» и другие, сразу хотели играть вместе, т. к. вдвоем не так волнительно выступать перед одноклассниками. А выступали много: на классных праздниках, на школьных концертах, в детских садах, на уличных площадках, на предприятиях!
Занятие ансамблевой игрой заметно и быстро развивает музыкальные и исполнительские способности учащихся. Особенно важна ансамблевая практика для детей со средними данными и ограниченными по каким-либо причинам возможностями уделять время домашней работе на инструменте. Бывает, что проучившись в школе искусств пять - семь лет, ребенок так ни разу и не вышел на сцену, не изведал радости концертного исполнения в качестве солиста. Играя же в ансамбле, учащиеся могут выступить в большой аудитории и с достаточно сложным и разнообразным репертуаром, ведь в ансамбле можно сыграть немало замечательных произведений мировой музыкальной литературы.
Основа ансамблевого исполнения во всех его видах заключается в умении слушать друг друга, что означает - охватывать слуховым вниманием обе партии. Начинающих ансамблистов полезно менять партиями и в разных произведениях, и в одном и том же, чтобы они не привыкали к звучанию только одного музыкального материала и достаточно быстро овладевали звуковой и технической спецификой, свойственной каждой партии. Особые стороны работы в классе ансамбля – это синхронность игры и так называемый баланс звучности, то есть необходимое в каждом конкретном сочинении равновесие, правильное соотношение звучания обеих партий. Это относится и к артикуляционной стороне и к динамическому соотношению звучности. Необходимо добиваться единства артикуляционных приемов, встречающихся в обеих партиях, очень точно исполнять различные штрихи.
Разделение музыкального материала на две партии, с одной стороны, облегчает исполнение (часть всегда легче сыграть, чем целое), с другой - представляет специфическую трудность: то, что несложно и привычно играть одному исполнителю, становится подчас более сложным для исполнения двумя исполнителями. При этом возникает необходимость передавать друг другу мелодию, аккомпанемент, и все это - не разрывая непрерывности музыкального процесса. Если у одного из ансамблиста случилась заминка, другой не должен прекращать игру, чтобы потерявший текст исполнитель мог сориентироваться и быстро включиться в исполнение.
Весьма важно научить юных музыкантов, играющих в ансамбле, одновременно начать исполнение. Органичному и точному началу игры помогают такие приемы как "дирижерский" ауфтакт (это может быть кивок головой или легкое движение кисти), а также синхронное взятие дыхания - в начале обучения возможен совместный вдох (в прямом смысле этого слова). Не меньшее значение имеет одновременное и точное снятие звучания - в паузах и с окончанием игры. Необходим навык отсчета пауз; начинающие ансамблисты часто боятся пропустить момент своего вступления, в этом случае хорошее знание партии товарища помогает снять лишнее напряжение, ее мысленное проигрывание заменяет механическое отсчитывание тактов и позволяет не выключаться из процесса.
Особая задача в классе ансамбля – работа над развитием у учащихся хорошего темпо - ритмического чувства. Сюда входит многое: понимание и ощущение единого общего движения; устойчивость темпа и вместе с тем гибкость и живая выразительность метроритма. Если один или несколько участников ансамбля страдают ритмической неустойчивостью (это может быть склонность как ускорять, так и затягивать движение), ансамбль долго не ладится, и свойственный учащимся недостаток сразу становится очевидным; если же названный недостаток присущ только одному ученику, другой, "держа" темп, становится верным помощником педагога. Таким образом, в классе ансамбля возникают благоприятные возможности для исправления не только общих, но и индивидуальных недостатков учащихся
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся. Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают коллективное музицирование увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Трудно что-либо сравнить с радостью, которую ребята получают от таких выступлений. Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего исполнения, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть даже исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста.
Ансамблевая игра – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, а при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом занимаются и поныне. Как отрадно видеть сияющие глаза детей, испытавших радость совместного творчества!
Список литературы.
Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
15