Родительское собрание на тему Организация свободного времени детей младшего школьного возраста


Родительское собрание на тему: «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста».
Цель: оказать помощь родителям в организации свободного времени, в умении глубоко проникнуть в мир интересов и увлечений ребенка.
Ход собрания.
- Добрый день, уважаемые родители. Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Тема нашего разговора «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста».
- Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные дети настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Свободное время ребенка - важное социально-педагогическая проблема. Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Здесь можно отметить следующие причины: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, увлечений у ребят и др.
- Можете ли  вы, навскидку, посчитать, сколько свободного времени в течение дня есть у вас?
- А для ребенка?
- При проведении анкетирования учащихся класса по теме «Свободное время» были получены следующие результаты:
1.     Свободное время – это … (время, не загруженное делами; время, которое я могу потратить на отдых; и т.д.)
2.     Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер, планшет и т.д.)
3.     Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу и т. д.)
4.     Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу). 
Читаете ли вы в семье вслух? Редко, мало, почти никогда? А зря! Семейное чтение – одна из форм общения. Ведь уже само прочтение вслух передает нашу трактовку, наше понимание текста произведения. И такое разделенное чтение обогащает всех членов семьи. 
Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому надо учить детей. Здесь мы не можем вспомнить о роли и примере родителей.
К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени.
Во дворе и скверах сегодня не часто можно встретить ребят, увлеченно играющих в «Бояре», «Прятки», «Классики». Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.
Компьютеры, плееры, видео не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение. Нельзя возложить всю ответственность за организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщать младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с вами – родителями.
Родителям нужно обратить внимание на то, что успех самостоятельных занятий, игр ребенка во многом зависит от умения их организовать. Ребенок должен научиться выделять цель деятельности, планировать, реализовывать намеченное, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Наличие интересов, личного опыта- необходимые условия, обеспечивающие младшим школьникам возможность самостоятельно заниматься, играть.
Интерес служит основным мотивом, побуждающим ребенка к деятельности. Чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что свободное время их пройдет продуктивно и увлекательно.
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает» - это удивительное по точности замечание древнего мудреца Сенеки о времени, которое проживает по-своему каждый из нас: и мы, взрослые, и наши дети. Тот же Сенека советовал: «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Это касается не столько нас с вами, сколько наших детей. Для них умение организовать сегодня свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
- А сейчас я предлагаю разделиться по группам. Я раздам кружки разного цвета. Сформируйте две группы по цвету. Одна группа  - родители, другая группа — дети. Я предлагаю вам из предложенного набора разных видов деятельности выбрать 5 наиболее традиционных для вас и ваших детей.
Для родителей:
(спать, занятие спортом, чтение, телевизор, компьютер, хобби, общение с детьми, встречи с друзьями, домашние дела, отдых с детьми)Для детей:
(общение с друзьями, телевизор, компьютер, общение с родителями, отдых совместно с родителями, занятие спортом, посещение кружков, ничего не делать, слушать музыку, спать)Занятие для родителей Кол-во человек Занятие для детей Кол-во человек
спать спать занятие спортом занятие спортом чтение слушать музыку встречи с друзьями общение с друзьями компьютер компьютер хобби посещение кружков общение с детьми общение с родителями телевизор телевизор домашние дела ничего не делать отдых с детьми отдых совместно с родителями - Давайте, посмотрим, есть ли точки соприкосновения?
- Как видим точки соприкосновения есть, но их мало, так как те занятия, которые совпали — спать, смотреть телевизор, компьютер, как правило, не являются совместным проведением свободного времени. И ваши слова подтверждают результаты анкетирования учащихся.
Свободное время дети чаще всего проводят:
с друзьями – 82%,
у телевизора, с компьютером -75% ,
в кружках (секциях) – 31%.
- Тогда получается, что свободное время ребенка - это приоритет не семьи? Вы согласны с этим?
1 группа — привести доказательства, что приоритет в организации свободного времени ребенка принадлежит школе.
2 группа — доказывает преимущества семьи.
- Хотите ли вы, чтобы организацией свободного времени вашего ребенка распоряжалась школа?
Ответы родителей: 
- Нет. Все - таки я считаю, что это приоритет семьи, я не хочу, чтобы свободным временем моего ребенка распоряжалась школа.
- Кстати, в анкете был такой ещё вопрос: «Хотели бы вы больше общаться с родителями?» 71 % учеников класса сказали: «Да». Хорошо, раз семья должна быть в приоритете при организации свободного времени, то, как быть с нашими кругами? Можно ли как-то изменить эту ситуацию? Ответы родителей.
- А дети предложили воскресные обеды, общаться при совместном деле, фильмы смотреть вместе и т.д.
Таким образом, мы выяснили, что приоритет в организации свободного времени в настоящее время принадлежит школе, и в ходе нашего разговора пришли к общему мнению, что это неправильно, в этом мнения родителей и детей совпадают. Это замечательно, но ведь не уволится мама с работы, и папа не бросит свой заработок и проблема все-таки остается, что для совместного общения очень мало времени.
Но я хочу вас успокоить, все зависит от насыщенности совместного время провождения. По мнению ученых, иногда большое количество времени проведенного совместно с детьми, оказывается бесполезным и для ребенка и для родителей.
Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета  мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. а если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.  
Рекомендуется предложить родителям «Памятки-ориентиры по руководству самостоятельной деятельностью ребенка в домашних условиях». Уважаемые родители! Ваш ребенок много времени проводит дома. Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий учителя и совместных с Вами занятий, ребенок должен уметь сам организовывать свой досуг. Систематически помогайте ему, используя эту памятку.
Прежде всего, создайте ему дома необходимые условия:
Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.
Отведите место для занятий за столом, для игр.
Создайте соответствующую этому возрасту предметно-игровую среду.
В наличии желательно иметь:
- различные атрибуты для игр, в которые любит играть ребенок ;- для рисования: альбом, листы, краски, мелки, карандаши, фломастеры, ластик, кисточки;
- для лепки: пластилин, глину, дощечки, клеенку;
- для аппликации: различные наборы цветной бумаги, клей, ножницы;
- для конструирования: строительные наборы, конструкторы;
- для ручного труда: природный материал, картон, ножницы, предметы для вышивания, выпиливания;
- для художественно-речевой деятельности: книги, наборы открыток, альбомы для марок, диапроектор, диафильмы;
- для двигательной деятельности: мячи, гантели, скакалку, обруч, велосипед, лыжи, коньки, санки;Если у ребенка есть увлечение, поместите на полке предметы, необходимые для этой деятельности.
Ребенок начальной школы должен проводить на воздухе:
- в теплый период 5-6 часов,
- в холодный период 3-3,5 часа.
Следите, чтобы он был занят содержательной деятельностью, целесообразно организовывал время в течение дня.
Для этого:
Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря, проводить бесцельно.
Поощряйте целесообразный, разумный выбор ребенком занятия, игры.
Следите за тем, чтобы ребенок достигал намеченного.