Интегрированный урок письма Прошу тебя, пиши мне письма!


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского края
Всероссийский конкурс
«Лучший урок письма».
Номинация: лучшая методическая разработка урока письма

с. Эдиссия 2015 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского края
«Прошу тебя, пиши мне письма!»
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории, музыки в 7 классе.
Время проведения – 2 часа.
МОУ СОШ №5 Курского района
Ставропольского края
учитель I категории: О. И. АтанасоваСтавропольский край Курской район
с. Эдиссия ул. Шаумяна 104
Цель урока:
Знакомство с основными правилами создания эпистолярного жанра;
Развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания;
Развитие навыка коммуникативного общения;
Отработка навыков постановки знаков препинания;
Воспитание чувства нравственности, приветливости, доброжелательности, аккуратности.
Прошу тебя, пиши мне письма
В наш громкий век им нет цены
Н. КузовлевХод урока
Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к сегодняшнему нашему уроку. Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почему в наш «громкий век» письмам нет цены? Ребята, о чем сегодня пойдет речь? Кому-то тема урока покажется неактуальной, поскольку у нас изобилие новых видов связи, это и мобильная связь с смс сообщениями, интернет, электронные почты, бесконечные общения по различным сайтам. - Как вы думаете, можно ли письмо, написанное собственноручно заменить смс сообщением или другим видом связи?
- В ходе нашего урока мы с вами познакомимся с различными видами писем, с историей происхождения, научимся правильно оформлять конверт, познакомимся с основными правилами написания писем, повторим постановку знаков препинания при обращениях, вводных словах.
- Письмо это отражение нашей культуры, нашей воспитанности. Жанр письма принято называть эпистолярным. Эпистолярное наследие - это собрание документов эпохи, отражение многогранности личностей участников переписки, содержащие интересные сведения из литературной, научной, политической жизни разных эпох. В них отражается состояние языка эпохи и своеобразие стиля автора.
- Вы когда-нибудь задумывались о том, что обыкновенное письмо в конверте имеет свою историю? Причем она немногим короче истории человечества.
Совершим экскурсию в прошлое.
II. Историческая страничка
Слайд 2.
1 учащийся. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано". Шло время связи между городами становились шире и гонца посылали все дальше; на длинных дорогах стали строить почтовые станции-ямы, где гонец мог отдохнуть, поесть, сменить лошадей и продолжить свой путь. Письмом могло служить хитро обломанная ветка.
2 ученик. Развивалось человеческое общество, появилась письменность. В начале пути, письма писали на пергаменте, бересте, затем появилась бумага.
Совершенствовались и способы передачи писем. Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались в глубокой древности для военных, коммерческих и других целей. Голубей, как источник донесения информации, использовали и во время первой мировой войны. К ноге голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому. Моряки свои послания, запечатав в бутылки, бросали в воду, мчались почтовые дилижансы. Затем почту стали перевозить по железной дороге, на самолетах, что еще быстрее.


3 ученик. Чтобы письмо дошло до адресата, в 1820 году, его стали запечатывать в так называемые «куверты» (конверты с изображением государственного герба). Владелец магазина в английском городке, даже не подозревал, что изобрел. Он использовал треугольники из бумаги различного размера, для привлечения покупателей. Со времени изобретения конверта прошло уже двести лет. Позже стало понятно, что треугольники не очень удобны для отправки писем, он менялся, совершенствовался. Появился наш современный конверт прямоугольной формы.
Учитель. Конечно, сейчас почту можно отправлять и факсом, и через интернет.
А что же будет в третьем тысячелетии? Нам об этом следует только гадать. Может письмо в конверте возродится, а может, появятся новые технологии.
- Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства слова и сам процесс написания письма. Вспомните и назовите литературных героев, где они пишут письма (Ванька Жуков, Онегина к Татьяне и т. д.)
- Какие качества личности и эмоции проявляются в письмах? (фантазия, воображение, радость, сочувствие и т. д.)
Прежде чем перейти к работе над письмами, давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов.
III. Словарная работа.
Слайд 3.
Эпистолярный – написанный в форме письма, переписки.
Этикет – установленные порядок в поведении, формах обращения.
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто отправляет письмо.
Постскриптум (лат) - после написанного - приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами Р.S.
IV. Работа над письмом.
Слайд 4.
- Какие виды писем вы можете назвать? (Личное, деловое)
- Давайте рассмотрим разновидности личного письма:
1. Письмо-поздравление;
2. Письмо-благодарность;
3. Письмо – просьба;
4. Дружеское письмо.
Рассмотрим виды делового письма:
Служебные письма;
 Рекомендательное письмо;
Письмо-уведомление;
- Прочитайте письма С. Есенина и В. Маяковского.
Слайд 5.
Т.Ф.Есениной.. (Царское Село, октябрь 11916 г.)
Дорогая мамаша, свяжи, пожалуйста, мне чулки шерстяные и обшей по пяткам. Здесь в городе не достать таких. Пришли мне закрытое письмо и пропиши, что с Шуркой и как учится Катька. Отец мне недавно прислал письмо, в котором пишет, что он лежит (в больнице ) с отцом Гриши Панфилова, Для меня это какой-то перст указующий заколдованного круга. Пока жизнь моя течет по-старому, только все простужаюсь часто и кашляю. По примеру твоему натираюсь камфарой и кутаюсь.
Сергей Есенин.
В литературно-художественный отдел Гиза.
В ответ на ваше письмо сообщаю:
По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшееся в договоре вещи: «Роман», «Драма», «Мое открытие Америки» и «Испания, Атлантический океан, Гавана» (стихи). Я сумел сдать две последние книги. Работа над «Драмой» и «Романом» задержалась благодаря возникшей большой работе (тоже для Гиза) над Октябрьской поэмой. Это крайне трудная поэма, сданная в срок Гизу, кроме отрыва от других работ, еще и крайне меня утомила. После месячного отдыха надеюсь в 4-х, 5-тимесячный срок выполнить все взятые на себя обязательства.
Я неоднократно предлагал ликвидировать все материальные обязательства, вытекавшие из договора, но литературно-художественный отдел указывал мне всегда на желательность сохранения договора в силе и откладывал день сдачи книг.
Если и сейчас Гизу интересны указанные книги, прошу продлить срок договора сообразно с моими указаниями о времени.
Вл. Маяковский
27.09.27 г.
- К какому стилю принадлежат письма? (Личное. Официально-деловое)
- Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этих стилей лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся)
- Как вы уже заметили, разные письма включают в себя одинаковые части:
Слайд 6
1 приветствие – название того, кому предназначено письмо;
2 вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес;
3 основная часть – изложение информации, интересующей адресата;
4 заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т. д.;5 подпись и дата.
- Если вы хотите научиться писать интересные и содержательные письма, вам необходимо четко определить эти части.
- При написании писем, следует помнить, кого вы благодарите, поздравляете, просите, отправляете ли вы рекомендательное письмо, письмо – уведомление.
Слайд 5
Выражение благодарности

*Сердечно (горячо) благодарю *Я хочу поблагодарить
От всего сердца Вас (тебя) Мне хочется Вас (тебя)
(от всей души) за… Я хотел(а) бы за то, что…
Поздравление

* от всей души
Поздравляю * от всего сердца Разрешите поздравить
* сердечно Позвольте пожелать
* горяч
Письма-просьбы
Просим оказать содействие...;
Просим выслать в наш адрес...;
Просим принять участие...;
Прошу довести до сведения...;
Прошу ликвидировать задолженность...;
Прошу принять меры...
Письма-предложения
Мы рады предложить (рекомендовать) Вам...;
Предлагаем Вам...;
Мы уверены, что Вас заинтересует высокое качество продукции..;Сообщаем, что...;
Ставим Вас в известность, что...;
Надеемся на дальнейшее сотрудничество...
- Ребята, а задумывались ли вы, над таким этическим вопросом, почему нельзя читать чужие письма?
- Верно, чужие письма, это тайна за семью замками. Попытаться заглянуть в них, значит залезть в чужой карман.
- Поднимите руки, у кого есть друзья или родственники в других городах, селах. Попробуем написать несколько писем. Разбейтесь на группы.
V. Работа по группам.Первая группа составит письмо другу.
Вторая группа напишет письмо поздравление.
Третья, составит деловое письмо – служебное.
Четвертая группа составит рекомендательное письмо.
- Но прежде мы должны составить опорные схемы знаков препинания при обращениях и вводных словах в предложении.
VI. Минутка грамматики.
Слайд 6
О,________. 2._______,О,_______. 3. ________,О. 4.О!_______.
________,вв,________. 2.Вв,________. 3.________,вв.
Составление и чтение руководителем группы письма.
- Какие слова и выражения вы использовали при составлении этих писем?
Написав письмо, мы с вами должны правильно заполнить и конверт, чтобы оно безошибочно попало адресату. У вас на столах лежат конверты, заполните их, следуя алгоритму:
Слайд 7.
личные данные (фамилия, имя, отчество)
улица, номер дома и квартиры
город, область
страна
индекс из 6 цифр.

VII. Музыкальная страничка.
Слайд 8 (видеоролик)
- А сейчас мы с вами прослушаем «Письмо матери» С. Есенина в исполнении
Сергея Любавина

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
- «Письмо матери» - разве это не сама музыка чувства? Поэт словно «обнял старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя самые добрые и нежные слова.   Создавая образ матери, поэт использует просторечные выражения, которые соседствуют с высоким стилем. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску произведению. 
- Мама – это самое дорогое, что есть в нашей жизни. Она поддержит в трудную минуту, будет верить, ждать до последнего вздоха.
Слайд 9.
Р/К - Так многие матери ждали своих сыновей с фронта. Письмо, это единственная нить, которая связывала родных и близких с фронтовиками. И я хочу представить вашему вниманию отрывок из письма Ставропольца – фронтовика Ивана Буняева к матери.

«Здравствуй, мама! – пишет Иван Буняев. – Получил твое письмо, за которое очень благодарю… Я живу хорошо и приеду к тебе домой только офицером-танкистом. Мама, это самая почетная работа… Мама, всю свою жизнь я решил посвятить служению своему Отечеству и своему народу… Целую, твой сын Иван Буняев».
- Какие чувства у вас вызвало это письмо?
- Какие чувства пытается вселить в душу матери автор письма?
- Давайте почтим минутой молчания память наших защитников Отечества павших на полях сражений во благо Родины.
VIII. Заключительное слово учителя:
- Пишите письма! Пишите их чаще, потому что эти листочки в конвертах сохраняют память о вашей жизни, о ваших близких. Сообщайте в письмах новости, делитесь впечатлениями, давайте советы или просите поддержки и помощи, оценивайте свои и чужие поступки. Знайте: с какой бы целью ни было послано письмо, оно всегда является подарком адресату, если написано с добрым чувством. Каждое письмо – это нить духовной связи с другим человеком. Чем больше таких нитей, тем сплоченнее и духовно сильнее все мы – семья, народ, страна.
- Почему же в наш «громкий век» письмам нет цены?
IX. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. На ваших столах лежат смайлики. Если вам все понятно, то выберите смайлик с восклицательным знаком. Если остались вопросы, то с вопросительным знаком (Размещение на доске смайликов).
Слайд 10
X. Задание на дом.Написать письмо: «Письмо Президенту», «Письмо другу», «Письмо ветерану», «Моему учителю».