МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ БЕСЕДАМ НА ЗАНЯТИЯХ ФОЛЬКЛОРОМ Я прошу у тебя, мамушка, благословения великого


Методическая разработка
открытого урока
Тема: «За семь дён до
Христова дня...»
Подготовил:
Калинина Ольга Петровна,
педагог дополнительного образования
Цель: изучить народные традиции празднования Вербного воскресенья.
Задачи:
- познакомиться с содержанием и назначением обрядов Вербного воскресенья в народных традициях;
- освоить музыкальные жанры, приуроченные к празднованию Вербного воскресенья;
- «прожить» ситуацию «хлестания» вербой в сюжетно-ролевой игре;
- определить необходимость использования народных знаний в современной жизни.
Вспомогательные материалы: настенный календарь, веточки вербы, самодельный мяч, цветные лоскутки ткани, самодельные куклы, аудиозаписи, аудиомагнитофон.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарной датой, которую отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Сейчас идет Великий пост. Он длится сорок дней, то есть семь недель. Посмотрите на календарь и определите, какое по счёту это воскресенье с начала Великого поста? Сколько дней остается до Пасхи?
Дети отсчитывают на календаре недели поста и отвечают.
Учитель: До Пасхи остаётся неделя - «семь дён до Христова дня». И в этот календарный период одно из растений первым набирает волшебную силу. Оно даже в морозные дни начинает оживать и сообщать всем о приходе весны. На других деревьях еще нет почек, а это дерево уже оделось в весенний наряд. Как вы думаете, что же это за дерево и почему оно просыпается первым?
Дети отвечают.
Учитель: Это верба. Природа-матушка наделила её живительной силой, силой воскресения (оживления). А что такое «воскресение», какие слова однокоренные вы знаете?
Дети отвечают.
Учитель: Верба за неделю до Пасхи («за семь дён») предупреждает всех о будущем воскрешении Иисуса Христа. Это воскресенье называют Вербным воскресеньем. В этот день утром вербу носят в церковь и освящают её. А дома, похлёстывая освященной вербой, детей будят и приговаривают: «Будь здоров, будь здоров, будь здоров!». Зачем так делают в этот день?
Дети отвечают.
Учитель: На юге, в Гомельской области, в Вербное воскресенье приговаривают:
«Верба бъе, не я бью,
Будь веселый, як весна,
Здорова, як вода,
Богата, як земля».
О чем говорится в этом тексте? Дети отвечают.
Учитель: Приговаривая, желают здоровья, радости, богатства, плодородия - того, что необходимо для благополучной жизни. А в Никольском районе Вологодской области в Вербное воскресенье, когда утром будят детей, поют. О чем говорится в тексте?
«Верба, ты, верба,
Кстися, молисяЗа семь дён до Христова дня,
До красных яичок,
До пресново молока.
Кто долго спит,
Тово верба кспгит».
Поют песню «Молитва Пресвятой Богородицы»
Детям предлагается разучить вербную песню с помощью игры «Мяч»:
учитель произносит фрагмент текста/напева,
бросает мяч ученику, которому необходимо повторить этот фрагмент
и вернуть мяч учителю, и т. д.
Учитель: Ветки вербы в этот день украшали лоскутками ткани и лентами. Для чего, как вы думаете?
Дети отвечают.
Учитель: Ветку вербы украшали, чтобы её выделить, придать торжественность, важность. Сейчас каждый украсит свою вербу.
Детям раздаются веточки вербы, цветные лоскутки ткани. Дети украшают ветки, навязывая лоскутки.
Учитель: Вербой «хлестали» не только взрослые своих детей, но и дети будили друг друга таким образом: «Кто долго спит, тово верба кстит». Как вы это понимаете?
Дети отвечают.
Учитель: Мы сейчас поиграем. Вот наступило Вербное воскресенье и пора будить своих детей, желать им здоровья и радости.
Сюжетно-ролевая игра с куклами - воссоздание ситуации «хлестания» вербой
в Вербное воскресенье.
Учитель: Как вы думаете, что даёт природа человеку, какое значение имеет в его жизни?
Дети отвечают.
Учитель: Природа и человек тесно связаны. Для нас важно, чтобы мы дышали свежим воздухом, пили чистую воду, питались натуральными продуктами. Это дает нам силу, здоровье, благополучие. В Вербное воскресенье («за семь дён до Христова дня») верба передаёт человеку свою живительную силу, свидетельствует о будущем воскресении Христа, о пробуждении природы, земли-матушки, наступлении весны. Итак, что надо делать в Вербное воскресенье и для чего?
Дети отвечают.
Учитель: Красочно настроение Вербного воскресенья передаётся в стихотворении А. Блока «Вербочки»:
«Мальчики да девочки
Свечечки да вербочкиПонесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня».
Верба, ты, верба,
Кстися, молисяЗа семь дён до Христова дня,
До красных яичок,
До пресново молока.
Кто долго спит,
Тово верба кстит».

Методическая литература
Времена года / Сост. М.Д.Соловьев. - М.: Карапуз, 1999. - 12 с.
От Рождества до Святой Пасхи: Репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области / Сост. Г. П. Парадовская. - М., 1997. - 36 с.
Толстой Н.И., Усачева В.В. Вербное воскресенье // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах. - Т. 1: А-Г / Сост. Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова, А. В. Гура и др. - М.: Международные отношения, 1995. - С. 336-338.
4. Толстой Н.И. Из «грамматики» славянских обрядов // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. - М.: Индрик, 1995. С. 63-77.