Конспект занятия кружка Пресс-центр Тема: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке» (2 год обучения)


Конспект занятия кружка "Пресс-центр"
Тема: «Словарь -  это вся вселенная в алфавитном порядке» (2 год обучения)
Цель: Заинтересовать учащихся справочной литературой. Привить навыки пользования словарями
Научить самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную  роль  в самообразовании читателя
Технология: занятие – игра
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Словари, компьютер, проектор, экран
Содержание игры:
1.      В ходе игры принимают участие юные корреспонденты, которые делятся на команду умниц и умников
2.      Игра начинается со вступительных слов ведущего Заболотец Е. А. о пользе словарей в жизни человека
3.      Игра проходит в форме конкурсов
4.      Оценка ставится «ум»
Ведущий: «Слова – образы, словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в нём: суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё» Ф. Вольтер
«О словаре»
Усердней с каждым днём в словарь смотрю
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалах слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь. С. Я. Маршак.
1 конкурс
-С оных времён получали свои названия города, сёла, реки. А вот фамилии очень долго оставались привилегией меньшинства. Почти все фамилии не избраны самими носителями, а даны со стороны.
Найдите, откуда произошли и что означают такие фамилии:
1 – ая команда                                    2 – ая команда
Федюнин                                             Гладкий
Иванов                                                Шадрин
Стихотворение « Шутка» (В. Громов)
Мой дядя выяснял лет 40
И всё же выяснить не мог -
Как говорить вернее – творог?!
А может, правильней – творог!?!
И как - то он в молочной лавке
 Его увидел на прилавке –
Лицо, как роза, расцвело
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдёт в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почём творог?»
А может правильнее – творог?
А в это время у  прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
 И сам с собою говорит:
«Н – да… я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же всё – таки творог,
 А может правильнее – творог?
Задачу эту смог решить
 Мой дядя, лишь дойдя до кассы –
Сказав: « Прошу вас получить
 За полкило творожной массы»
 Кассирша мало разбиралась
 В местоименьях, падеже
 И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
2 конкурс « Поставьте правильно ударение»
Шофер                                                    директоров
Шрифта                                                  уведомить
Штрафа                                                   упростить
Миндаля                                                 средства
Красивее                                                 начал
Сливовый                                               газопровод
Звонит                                                    обеспечение
3 конкурс «Крылатые слова»
-Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова.
Найдите значение таких крылатых выражений:
 - Свинью подложил
  - Мамаево побоище
 -Плясать под чужую дудку
4 конкурс «Найди значение фразеологизмов»
Медведь на ухо наступил Мокрая курица Как собака на сене
5 конкурс Составь и реши кроссворд так, чтобы по вертикали читалось слово, связанное с темой занятия
         1                
         2                
             3            
       4                  
           5              
         6                
 7                        
                         
1.      Жанр античной пастушеской поэзии (Пастораль)
2.      Основатель великорусского языка (Даль)
3.      Замечательный советский языковед, создатель толкового словаря (Ожегов)
4.      Старинный струнный музыкальный инструмент (Клавесин)
5.      Игра слов, шутка (Каламбур)
6.      Антоним слова «ласка» (Строгость)
7.      Синоним слова «чуткость» (отзывчивость)
6 конкурс «Расшифровать шифровку»
На – по – и –дру –сло – ши – мощ –зья –ва – ни – ри – ки (Наши друзья и помощники – словари)
Ведущий:
 Друзья, мы бесконечно рады
За всех, кто получил награды
 И от души благодарим
 Тех, кто помог в ответах им.
Ну, что ж пора пришла
Урок наш закрывается.
Успехов вам и счастья
Жду в гости вас опять я.
Награждение команд.