Семинар –практикум для работников дошкольной организации на тему: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» с. Доброе»
Симферопольского района Республики Крым
Семинар –практикум для работников дошкольной организации
на тему: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста»
Автор : педагог психолог
Терещенко Яна Богдановна
с.Доброе, 2016
Эмоциональное развитие детей младшего возраста
Семинар –практикум для работников дошкольной организации
Цель : определить понятия «эмоции», «чувства», « положительные эмоции», «негативные эмоции», ознакомить с классификацией эмоций и эмоциональных состояний, особенностями развития эмоциональной сферы детей младшего возраста, признаками нервно-эмоционального напряжения у детей и эмоционального комфорта; условиями, которые благоприятствуют эмоциональному развитию детей; экспресс-диагностика собственных эмоций педагогов.
Вступление
Цель: презентация семинара-практикума, ознакомление участников с темой и целью семинара –практикума, подчеркнуть на важности развития эмоциональной сферы ребёнка.
Ход роботы : участники сидят в кругу)
Уважаемые педагоги !Сегодня наша встреча посвящена эмоциональному развитию детей младшего возраста. Целью нашей работы является …..( ознакомление с целью). Я надеюсь, что вопросы которые мы рассмотрим сегодня, помогут вам как можно лучше понять эмоциональные развитие детей , помогут им в успешном развитии эмоций в учебно-воспитательном процессе. Ведь чем лучше развита эмоциональная сфера в детстве, тем больше эмоционально привлекательно будет жизнь взрослого человека.
Упражнение «Знакомство»
Цель : познакомить участников друг с другом, создать условия эффективного сотрудничества.
Стимульный материал : красные стики в форме сердечек, ручки.
Ход роботы : с целью эффективности нашего сотрудничества предлагаю вам познакомится вам друг с другом таким образом : напишите, пожалуйста, своё имя на сердечке и прикрепите его к сердцу. Это будет символ наших эмоций. По очереди назовите своё имя и название детского садика, в котором вы работаете .(Участники по кругу называют своё имя и название детского сада, завершает тренер).
Мне очень приятно с вами познакомится и работать.
Робота в группах « Определение понятий»
Цель : определить понятия «эмоции», «чувства».
Стимульный материал : листы с заданиями, белый лист, маркеры зелёного цвета.
Ход работы : с помощью слов «зима», «весна», «лето», «осень» объединитесь, пожалуйста, в 4 группы. (Участники объединяются и садятся за 4 стола, на которых лежит лист белой бумаги, зелёный маркер и лист с заданием.) На листе напишите, пожалуйста, обозначения предложенных вам в заданиях понятий:
Первая и вторая группа, напишите на листе обозначения понятия «эмоции».
Третья и четвёртая группа – напишите на листе определения понятия «чувства».
( Представители от групп зачитывают определения предложенных понятий, прикрепляют их к доске скотчем .)
Спасибо вам за плодотворную роботу, и предлагаю самостоятельно ознакомится с обозначением понятий «эмоции» и «чувства», которые даны в литературе по психологии и размещены в приложении 1.
Информационные сообщения «Эмоции», «Чувства».
Цель : познакомить участников с обозначениями понятий «эмоции», «чувства» с разных точек зрения психологов.
Стимульный материал : приложение 1 «Эмоции», «Чувства». Участники самостоятельно знакомятся с предложенными понятиями с помощью приложения 1 «Эмоции», «Чувства».
Итак, одни психологи отождествляют эти понятия, другие разграничивают . Но, на мой взгляд, главным среди разграничений остаётся тот факт, что эмоции – это кратковременные, ситуационные переживания ( как, например , радость),а чувства - это стойкие переживания, продолжительные по времени ( как, например, любовь). Но, не обращая на это, эмоции и чувства тесно связаны между собой: чувства проявляются в эмоциях, и именно из эмоций предстают и развиваются чувства.
Информационное сообщение «Классификация эмоций.
Эмоциональные состояния».
Цель : ознакомить участников с классификацией эмоции К. Изарда и эмоциональными состояниями личности.
Стимульный материал : приложение 2 «Фундаментальные эмоции. Комплексные эмоциональные состояния личности».
Ход роботы : существует много классификаций эмоций. Но больше всего распространенной среди них является ряд фундаментальных эмоций, предложенных К.Изардом. приложение 2 Другие эмоции, по его мнению, - походные, потому что они возникают из соединения фундаментальных эмоций, и называются «комплексными эмоциональными состояниями» приложение 2.
Таким образом, эмоция это кратковременное переживание, а эмоциональное состояние – длительное. Потому и снятие негативных состояний требует больше длительной работы, чем снятие негативных эмоций, которые обычно не требуют длительной работы.
Работа в группах « Позитивные и негативные эмоции. Эмоции и чувства детей младшего возраста.»Цель : познакомить участников с эмоциями и чувствами детей младшего возраста, классификация эмоций : позитивные и негативные.
Стимульный материал : приложение 3 «Позитивные и негативные эмоции. Эмоции и чувства детей младшего возраста»; стики красного цвета в форме губ, маркеры, ватман с нарисованным цветком, серединка которой разделена на две части : белую и серую; бумага.
Ход работы : каждый ребёнок – это огромный мир эмоций и чувств, становление которого происходит поэтапно, имеет свою возрастную лестницу. Чтобы лучше понять ребёнка, необходимо знать особенности формирования его эмоционального мира. С этой целью я предлагаю выполнить наше следующее задание.
Выберете, пожалуйста, своей группе:
спикера – ведёт дискуссию в группе;
секретаря – фиксирует предложения;
посредника – следит за временем;
докладчика – представляет идеи группы.
Стики с надписями ролей прикрепите на правое плечо.
Время выполнения этого задания – 5 мин.
Каждая группа имеет своё задание :1 группа – продолжит предложение «Позитивные эмоции – это …»
2 группа – продолжит предложение «Негативные эмоции – это…»
3 группа - выберете из списка и напишите на стиках названия позитивных эмоций ребёнка младшего возраста ( приложение 3).
4 группа – выберете из списка и напишите на стиках названия негативных эмоций ребёнка младшего возраста (приложение 3 ).
( Представители 1 и 2 группы зачитывают определения, прикрепляют листы с определениями , к доске. Докладчик 3 группы называет и прикрепляет стики с названиями позитивных эмоций к белой половинке цветка , докладчик 4 группы называет и прикрепляет стики с названиями негативных эмоций к серой половинке цветка. )
Итак, позитивными эмоциями считаются такие реакции человека, которые он стремится продолжить, а негативными такие реакции, когда появляется желание избежать причины, которые их вызывают. Но нет эмоций «правильных « или «неправильных». И позитивные, и негативные эмоции приносят человеку пользу.
Когда человек чувствует позитивные эмоции, он подкрепляется позитивной энергией, а когда негативные – избавляется от своей негативной энергии наружу через негативные эмоции. Если человек не избавляется от своей негативной энергии, возникают психические заболевания, образуются негативные эмоциональные состояния, возникает нервное- эмоциональное напряжение у детей.
Индивидуальная работа «Симптомы нервно- эмоционального напряжения у детей. Признаки эмоционального комфорта детей.»Цель : ознакомить участников с симптомами эмоционального напряжения и признаками эмоционального комфорта детей.
Стимульный материал : приложение 4 «Симптомы эмоционального напряжения у детей. Признаки эмоционального напряжения ребёнка.»Ход работы : участники знакомятся с материалом приложения 4. Тренер тем временем прикрепляет к серединке цветочка лепестки :серые – с симптомами нервно- эмоционального напряжения;белые – с признаками эмоционального комфорта, после окончания работы участниками тренер спрашивает, кто не согласен с каким-то из обозначений, если таки есть –лепесток открепляют;
Итак, у ребёнка не могут возникать как комфортные эмоции, так и дискомфорт.
Информационное сообщение « Благоприятная среда для эмоционального развития детей».
Цель : ознакомить участников с условиями успешного эмоционального развития детей.
Стимульный материал : приложение 5 « Благоприятная среда для эмоционального развития детей».
Ход работы : От окружения ребёнка зависит, как он себя будет чувствовать. Что нужно сделать для обеспечения его эмоционального комфорта? ( Тренер прикрепляет к солнцу лучики с написанными на них условиями благоприятного эмоционального развития ребёнка и зачитывает их вслух).
Итак, от педагога зависит, как будет чувствовать себя ребёнок в детском саду: эмоционально комфортно или ощущать дискомфорт.
Рефлексия собственных эмоций. Итоги
Цель : эксперсс - диагностика педагогом собственных эмоций. Рефлексия. Итоги.
Стимульный материал : приложение 6 « Как вы себя чувствуете».
Ход работы : посмотрите, пожалуйста, на эти выражения лиц и выберете то, которое больше всего характеризует ваши эмоции сейчас. С обратной стороны приложения посмотрите, как называется эта эмоция. Хочется пожелать всем участникам семинара, чтобы у вас было как можно больше позитивных эмоций, чувств и эмоциональных состояний, а слёзы будут только от радости! Искренне ,благодарна ,вам за сотрудничество!
Приложение 1
Эмоции и чувства
Слово «эмоция» латинского происхождения, которое обозначает в переводе «переживание», «волнение».
Эмоция – это :- высшее проявление чувств( А. Петровский);
- рефлекс с усиленным завершением ( И. Сеченов),
-удовлетворение своих органических требований ( Г. Костюк);
-отображение в форме пристрастного переживания жизненного содержания явлений и ситуаций ( Я. Коломинский);
- активное состояние системы специализированных мозговых структур, которые побуждают сменить поведение в направлении минимализации или максимализации ( П.Симонов);
- реакции человека или животного на возбуждение внешних или внутренних раздражителей, своеродные проявления личного отношения к внешней действительности , к другим людям и к самому себе ( Т. Прищепа).
Чувство – это :- эмоции, которые возникают на основе социальных и духовных потребностей ( П. Симонов);
- разнообразие переживаний человека, в которых оказывается её отношение к внешнему миру ( А. Петровский);
- процесс, потому что имеет начало, середину и конец (П. Горностай).
Итак, по мнению одних психологов, чувства и эмоции отождествляются , по мнению других – разграничиваются. Причины разграничений являются :- эмоции- биологические реакции, чувства – социальные реакции человека
( Б. Куценок);
- эмоции – кратковременные , ситуативные переживания, чувства – стойкие переживания, которые выражают отношения к определённым объектам, людей, их деятельности и др. ( А. Запорожец).
Приложение 2
Фундаментальные эмоции.
Комплексные эмоциональные состояния личности.
Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает некоторые эмоции фундаментальными :Заинтересованность – волнение;
Радость;
Удивление;
Горе, страдание;
Гнев;
Отвращение;
Презрение;
Страх;
Стыд;
Вина;
Другие эмоции – похожи. После соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния:
Тревожность;
Агрессивность;
Импульсивность;
Замкнутость;
Неуверенность;
Ассоциативность и др.Эмоция – кратковременное переживание, эмоциональное состояние – длитильное.
Приложение 3
Позитивные и негативные эмоции и чувства детей младшего возраста
Традиционно эмоции разделяют на :Позитивные – такие реакции человека, которые он стремится продолжить
Негативные – такие реакции, когда появляется желание избежать их причин.
Становление эмоционального мира человека имеет свои вековые ступеньки – от первых –плача и улыбки новорожденного до счастья в супружеской жизни или страдания от неразделённой любви.
В возрасте до 3 лет детям присущи такие эмоции и чувства :Крик, плач ( во время рождения ребёнка);
Позитивная эмоциональная реакция, улыбка ( в 3- 4 месяца);
Гнев ( от 4 – 6 месяцев);
Радость ( во второй половине первого года);
Страх ( от 6 месяцев);
Ревность от 8 – 9 месяцев);Удивление ( от 1 года);
Интерес, чувства к окружающему миру ( от 2 лет);
Радость от совместной деятельности с детьми ( от 2 лет);
Гордость за собственные достижения ( во второй половине 2 года);
Любознательность ( в возрасте 2 -3 лет);
Самоутверждение ( в возрасте 2-3 лет);
Обида (в возрасте 2-3 лет);
Самооценка ( в возрасте 2-3 лет);
Стеснение ( в возрасте 2 -3 лет);
Зависть ( в возрасте 2-3 лет);
Сопереживание ( до 3 лет).
Приложение 4
Симптомы эмоционально-нервного напряжения у детей. Признаки эмоционального комфорта.
Среди признаков эмоционально-нервного напряжения у детей выделяют такие :Частые неадекватные негативные эмоции и эмоциональные состояния – плач, капризы, плаксивость, длительная депрессия, апатия, безразличие, сниженное настроение, не мотивированные приступы гнева; высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не присущих возрасту( страх смерти матери присущий детям 6 -7 лет, но имеется у 2-3 летнего ребёнка); высокий уровень общей ситуативной тревожности; высокая конфликтность с окружением, в частности детьми;
Отсутствие или минимальное проявление позитивных эмоций, позитивных реакций на новые игрушки;
Отсутствие чёткой дифференцированной эмоциональной реакции на разных людей;
Отсутствие способности отзываться на эмоциональное состояние близкого человека;
Избыточная интенсивность и продолжительность эмоционального отзыва на эмоциональное состояние близкого человека;
Избыточная осторожность и страх перед небезопасными предметами;
Заниженная коммуникабельность ребёнка ( ей тежело вступить в контакт с незнакомыми людьми).
Заниженная познавательная деятельность ( практически отсутствие реакции новизны);
Заниженная игровая деятельность или её отсутствие;
Рисунки на свободные темы обычно в тёмных тонах и имеют пессимистическое содержание;
Смена двигательной активности ( завышенная или заниженная);
Снижение или повышение аппетита;
Проблемы с сном ( даже до бессонницы);
Нежелание посещать детский сад.
Задание группам :1 группа – напишите на листе обозначение понятия «эмоции»
2 группа – напишите на листе обозначение понятия «эмоции»
3 группа - напишите на листе обозначение понятия « чувства»
4 группа - напишите на листе обозначение понятия « чувства»
1 группа – продолжите предложение « Позитивные эмоции – это…»
2 группа - продолжите предложение «Негативные эмоции – это…»
3 группа – выберите из списка и напишите на стиках названия позитивных эмоций детей младшего возраста.
4 группа – выберите из списка и напишите на стиках названия негативных эмоций ребёнка младшего возраста.
Признаки эмоционального комфорта ребёнка в ДОУ :Желание идти в детский сад;
Адекватное выражение эмоций ребёнком, наличие позитивных эмоций, позитивная реакция на новые игрушки;
Способность ребёнка адекватно и достаточно долго отзываться на эмоциональные реакции окружения;
Высокая коммуникабельность ребёнка;
Высокая познавательная деятельность и активность;
Наличие частой игровой деятельности;
Рисунки в светлых тонах;
Стабильность двигательной активности – подвижный ребёнок;
Отсутствие проблем с сном и едой.
Приложение 5
Благоприятная среда для эмоционального развития детей.
Эмоциональная поддержка
Педагог может разделять эмоции и чувства людей, проявлять сопереживание и доброжелательность, принимать всех как равных, быть открытым, откровенным, но рассудительным, дружным и чутким.
Обозначение детских эмоций
Все эмоции ребёнка имеют законное право на существование, поэтому воспитатель не должен запрещать их, а учить противостоять или игнорировать нежелательные эмоции.
Высказывание чувств
Необходимо учить ребёнка высказывать свои чувства с помощью слов в действии «Какой ты грустный» ( когда ребёнок ощущает грусть).
Наличие последовательности эмоциональных реакций
Дети доверяют педагогу тогда, когда они чувствуют и видят эту последовательность в эмоциональной реакции с его стороны.
В общении с ребёнком проявлять чуткость, уметь выслушать и внимательно наблюдать за ребёнком
Показывать собственный пример эмоционального наследования, быть уверенным в себе.
Уметь выбирать и применять разнообразные методы и приёмы обучения, быть верным своему делу.
Быть здоровым и энергичным, внимательно относится к здоровью детей.
Умело использовать свои голосовые возможности.
Уметь контролировать поведение детей.
Быть настоящим педагогом , а не надзирателем.
Список литературы
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка . – М. : АСТ ПРЕСС, 2001. – 432с. (Практическая психология).
Эмоции, эмоции, эмоции. Аттестационные материалы педагога психолога ДОУ № 70 Сироштан Светланы Владимировны.
Эмоциональное развитие ребёнка / С. Максименко, К. Максименко, О. Главник. – К. 6 Микрос – СВС, 2003. – 112 с. – ( Психологический инстр.) Библиогр. : с. 106.
Эмоциональное развитие дошкольника : Пос. для восп. дет. сада / А.В. Запорожец, Л.В. Неверович, А.Д.Кошелёва и др. ; под ред. А.Д.Кошелёвой. – М. : Просвещение, 1985. – 176с.; ил.
Костюк Г.С. Психология. М., 1986.
Куклачевская С.Е., Ладывир С.О. Я – дошкольник ( возрастные и индивидуальные аспекты психического развития). – К. : нора – принт, 1996. – 108с.