«Когда начинать обучать ребёнка грамоте?»


«Когда начинать обучать ребёнка грамоте?»
Данный вопрос интересует всех родителей и является актуальным во все времена. Раньше этим занималась школа, и родители узнавали о том, что их ребёнок умеет читать, постфактум. Сегодня ситуация изменилась: появилась необходимость научить ребёнка читать как можно раньше, ещё до школы. Мотивы у родителей разные: одни хотят похвастать своим чадом перед друзьями и знакомыми, другие боятся завышенных школьных требований, третьи, мечтают устроить своего ребёнка в престижное учебное заведение, где знание грамоты поступающего в первый класс дошкольника является обязательным.
В любом случае, чтобы не навредить своему ребёнку, не нужно полностью брать ответственность на себя за это серьёзное дело. Родители могут оценить лишь внешнюю сторону речи – правильное произношение звуков (и то, не всегда). Истинную картину готовности вашего ребёнка к обучению грамоте, может дать только специалист. Учитель-логопед, всесторонне исследуя речь вашего ребёнка, сделает заключение и все необходимые рекомендации по данному вопросу.
И всё же, когда же начинать обучать ребёнка грамоте? Скажу как учитель-логопед.
Начинать обучение ребёнка грамоте можно лишь тогда, когда у него сформированы все необходимые для этого фонематические процессы. (При условии, что речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы). В частности, к моменту обучения грамоте ребёнок должен:
- овладеть правильным произношением всех звуков родного языка, не путая их между собой в свободной речи;
- различать гласные звуки между собой;
- слышать гласные звуки в слове и называть их по порядку;
- различать гласные и согласные звуки; согласные звуки между собой: по принципу твёрдости- мягкости, глухости-звонкости;
- уметь выделять голосом и интонацией заданный звук в слове;
- уметь определять наличие звука в слове, его место;
- слышать недостающий звук в слове;
- слышать и называть все звуки в слове по порядку;
- определять, какими звуками отличаются похожие слова;
- составлять слова из заданных по порядку звуков;
- слышать слово как единицу речи;
- различать понятия «звук» - «слово»;
- слышать и отбивать ритмический рисунок слова из 1-3-х слогов разной сложности;
- определять ударный гласный звук в слове;
- уметь делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове;
- различать понятия «звук-слово-предложение»;
- делать полный звуко-слоговой анализ предложения;
- уметь считать слова в предложении с предлогами;
- уметь составлять предложения из слов, данных в определённой и неопределённой форме;
- уметь определять количество предложений в данном на слух тексте;
- уметь группировать родственные слова, определяя исходное слово.
Данные умения и навыки приобретаются ребёнком в среднем и старшем возрасте. После чего, можно переходить непосредственно к обучению грамоте.
Важно отметить, что дети, имеющие отставание в речевом развитии должны обучаться грамоте у учителя-логопеда в подготовительном к школе возрасте по специальной программе! Обучение грамоте детей, имеющих речевую патологию, по обычной программе приводит к искусственному формированию нарушений письменной речи.
Не нужно спешить! Читающий дошкольник – не показатель высокого уровня развития ребёнка. Научиться читать и писать – не трудно. Важно научиться читать и писать правильно!
Главная задача родителей: следить за правильным развитием речи своего ребёнка, соответственно возрасту. Информацию о возрастных речевых нормах можно получить в специальной литературе, интернете и на консультации учителя-логопеда. Опираясь на возрастные нормативы, как можно раньше обнаружить недостатки устной речи, проконсультироваться со специалистом, выполнить необходимые рекомендации, довести до возрастной нормы.
Т.о., ребёнок должен пройти серьёзную подготовку к обучению грамоте. Лишь в этом случае вам гарантирован успех в обучении грамоте и родному языку.

И ещё один важный момент! Современные дети здоровее не стали, а требования к ним со стороны взрослых существенно возросли. Берегите здоровье своих детей, и не только физическое. Старайтесь чувствовать нагрузку, которую даёте детям. По силам ли она вашему ребёнку? Не прибывает ли он в затянувшейся стрессовой ситуации? Нужны ли ему эти многочисленные школы развития, секции и кружки вне детского сада? Сами устали от этой беготни и ребёнка замучили. Может пора остановиться, реально оценить ситуацию. Не проще ли сказать своим знакомым: « А нам повезло! Никуда дополнительно ходить не надо. В нашем саду всё есть!»
В добрый путь!
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
Авдеева И.Л.