Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени существительном (4 класс)









(урок-исследование на этапе закрепления)






Учитель Габулова Л.П.




МОУ СОШ № 6






ЦЕЛИ УРОКА:
УЧЕБНЫЕ:
- обобщить знания учащихся об имени существительном:
- закрепление знаний учащихся о правописании падежных окончаний;
- умение определять склонение и падежи имён существительных;
- знание морфологических признаков имени существительных.

РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления, устойчивость внимания; интеллектуальное развитее за счет нового уровня инициативы и самодеятельности школьников организации учебного процесса. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитание любви к русскому языку, товарищества, взаимопомощи, доказывания своего мнения.

МОТИВАЦИОНЫЕ:
Стимулировать мотивацию учения черед деловое сотрудничество и коллективный пои

ОБОРУДОВАНИЕ:
Опорные таблицы по теме, карточки падежей, компьютерная поддержка,

использование технологий:
Информационные технологии, элементы развивающего обучения, технология проблемного обучения.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Метод исследования, дифференциации, индивидуализации,
Диагностика достижения целей (тест), приёмы рассуждений и доказательств, умственных действий (сравнение).

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
- принцип доступности,
- принцип систематичности и последовательности, достижение сознательности, активности, самостоятельности учащихся.




СТРУКТУРА УРОКА.


I. Организационный момент.

II. Основная часть

Постановка учебной задачи.
Орфографическая разминка (индивидуальные задания, работа с карточками)
Словарная работа (кроссворд) (фонетический разбор).
Работа над предложением
а. синтаксический разбор предложения
б. морфемный разбор
(физминутка для глаз)

III. Исследование имени существительного.

Признаки имени существительного (грамматическая модель)
Морфологический разбор имени существительного.
Выборочный ответ.
Распределительный диктант (взаимная проверка работ).


IV. Итог. Ответ на главный вопрос урока (ТЕСТ)


Домашнее задание.












I. Организационный момент.
(создание атмосферы психологического комфорта)

Вот звонок нам дал сигнал!
Поработать час настал.
Так, что время не теряем
И работать начинаем.

Вот мы и закончили изучать имя существительное.
Очень занимательное имя существительное,
Трудно будет без него, если пропадёт оно,
Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало.
Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,
Их падеж определять и окончания писать.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Итак, сегодня у нас необычный урок.
Имя существительное приготовило нам много сюрпризов (заданий)
Чтобы справиться с ними, что вы должны знать?
(основные грамматические признаки имени существительного)

- А что должны уметь?
- правильно находить существительные в речи: определять их род, склонение, падеж и безошибочно пи сать окончания.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
(соблюдение названия орфограмм и указание места её нахождения. Решение задачи овладения учащимися грамотной письменной речи)
Вот это мы и сейчас проверим. Но сначала проведём грамматическую разминку.
Слайд № 1
а. (По) л.сной тропк., г.стил у бабушк., др.жал от холл.да, (на)шёл (на)ул.це, на у.кой доро.ке., чудес.ная картина, пос.дел от (старость), пос.дел на (скамейка)
Слайд № 2
б. Объясните:
Не нужен и клад,
Когда в семье лад.
Назовите орфограммы.
Почему слово «СЕМЬЯ» выделено красным цветом? (год семьи)
- в слове «СЕМЬЯ» посчитайте звуки и буквы.
Напишите транскрипцию слова «СЕМЬЯ»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

КАРТОЧКА № 1 (синяя)

ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Пробудился от сна
Растёт под осиной
Бежать за помощью
Ходит по полю
Подошли к опушке


КАРТОЧКА № 2 (красная)

Продолжи начатые ряды, определи падеж существительных
К опушке, , .
Для девочки, , .
На сирени, .


КАРТОЧКА № 3 (желтая)

В предложении укажи падежи существительных.

Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях.

По полянке вьётся узкая дорожка к опушке леса.













С Л О В А Р Ь
Поиск решения учебной проблемы. Актуализация приёма умственных действий (сравнение). Обобщение слов по морфологическому признаку.


Вы любите разгадывать ребусы, головоломки, тогда разгадайте кроссворд.


Слайд № 3














Решение проблемной ситуации.

- найдите лишнее слово? (заяц) Почему?

ПО ВЕРТИКАЛИ:

Дружно в поле колосится золотистая

5. Как называется вечерний приём пищи?

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. Эти люди любят труд. Их крестьянами зовут.
Назовите-ка скорее место, где они живут!

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети,
птицы и медведи.

1. Летом серенький , зимой беленький.
Слайд № 4

Работа над предложением
(коллективная работа).

Составьте и запишите предложения из группы слов:


НА / ВЕРХУШКА ДЯТЕЛ

СОСНА

ДОЛБИЛ ШИШКА

КЛЮВОМ



(Запись в тетради с комментированным управлением)

Разбор предложения по членам предложения и частям речи, указать падеж.

На верхушке сосны дятел долбил клювом шишку.





ФИЗМИНУТКА (для глаз – пальминг)
Звучит музыка Д.Ласта «Одинокий пастух»
Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку скажем своим глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку, немного посидим в таком положении. Опускаем руки на глаза, глаза не открываем.
Представьте, что вы находитесь по среди пшеничного поля. Веет теплый легкий ветерок. И золотые колосья пшеницы показываются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко – синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль к голубому небу. И вы видите как широко, широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба.
Откройте глаза.
IV.
- Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ.
Слайд №5.


Имя существительное – это

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?


Часть речи, которая обозначает признаки предмета и
отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?



Но существительные обозначают не только предметы,
которые можно рукой пощупать, А ЕЩЁ И ЯВЛЕНИЯ
ПРИРОДЫ, СОБЫТИЯ И ДАЖЕ ЧУВСТВА:
Приведите примеры.
Гром, гроза, темнота, доброта, красота, мечта и т.д.

Слайд № 6
Схема – помощник. (Поиск решения учебной проблемы). Это схема поможет нам решить проблему исследования имени существительного. Почему? (в ней раскрыты морфологические признаки).


У. А теперь внимание. Новое задание.
- Какие падежи имён существительных требуют к себе особого внимания? (Р.Д.П.) – привередливые окончания.
- Расскажите, что вы знаете об этих падежах?

Слайд № 7
ЗАДАНИЕ. Составьте словосочетание с одним из существительных, употребив его в Р, Д. П. с предлогом.
свернуть (дорога)
подбежал (прорубь)
покружился (воздух)

Слайд № 8
Внимание! Выборочный ответ.
(исследовать, доказать правильность выбора)

слова
О т в е т ы


1
2
3

Идти по улиц
И
Е
Е

Письмо дочер
Е
И
И

Писать о честност...
И
Е
И

Аромат сирен
И
И
И

Плыть на лодк
Е
Е
Е


Слайд № 9
Схема какого разбора подходит к существительному исследуйте

НА ЛАДОНИ – сущ., одуш., собств., ед.ч., м.р., 3-е скл., Р.п.
ПО ВОЛГЕ - сущ., неодуш., собств., мн.ч., ж.р., 3 – е скл., П.п
ИЗ ДЕРЕВНИ - сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ж.р., 1-е скл.. Р.п





Распределительный диктант
(самостоятельная работа, самопроверка)
Запишите в столбик падежи.

Записывайте существительные против каждого падежа.

Находится в портфеле,
Подошёл к печи,
Приехал из деревни,
Ведёт в лес,
Сидел перед болотом,
Вкусный апельсин.


ТЕСТ
Самостоятельная работа, с проверкой учеников –помощников, обсуждение полученных результатов.

Итог урока.
С какой частью речи мы сегодня работали?
Какова была цель нашего урока?
Достигли ли вы этой цели?
Что нужно знать, чтобы не допустить ошибки в написании безударного окончания имен существительных?
Кому понравился сегодняшний урок?
Кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, наклейте в свою тетрадь по русскому языку звездочку.
Домашнее задание.
Найти пословицы со словом «семья» в разных падежах.

Приложение 1
Карточка №1

ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖ
(соедини стрелкой)

к берегу Им.п.
над городом Р.п.
для сестры Д.п.
около дома В.п.
по полу Т.п.
через стол П.п.
о матери



Карточка №2
Прочитай. Подчеркни нужное окончание.

На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и).
Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).




Карточка № 3
Допишите окончания существительных. Определите падеж.

Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз. , в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан..










Приложение 2
Тест
1 вариант
1. Отметь верное утверждение знаком «+».
Склонением называется изменение имён существительных по числам.
Склонением называется изменение имён существительных по падежам.

2. Отметь знаком «-» строчки, в которых вопросы падежа указаны неправильно.
Р. п. Кого? Что?
Д. п. Кому? Чему?
В. п. Кого? Что?
Т. п. О ком? О чём?

3. Укажи падеж имён существительных.
Выступать на сцене
Идти по берегу
Перепрыгнуть через ручей

4. Отметь знаком «+» несклоняемые имена существительные.
облако
кино
шоссе
полотенце

5.Напиши имена существительные в три столбика – по склонениям.
Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, машинист, машина, рожь.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
























6.Отметь знаком «+» примеры, в которых дано верное объяснение написания падежных окончаний имён существительных.
прочитал в повести (3-е скл., в степи);
увидеть на картине (1-е скл., на земле);
петь в ансамбле (1-е скл., в земле).

Тест
2 вариант
1. Отметь верное утверждение знаком «+».
Склонением называется изменение имён существительных по числам.
Склонением называется изменение имён существительных по падежам.

2. Отметь знаком «-» строчки, в которых вопросы падежа указаны неправильно.
Р. п. Кого? Чего?
Д. п. Кому? Чем?
В. п. Кого? Что?
Т. п. О ком? О чём?

3. Укажи падеж имён существительных.
Написать на листе
Идти по дороге
Перешагнуть через яму

4. Отметь знаком «+» несклоняемые имена существительные.
дерево
радио
шоссе
полотенце

5.Напиши имена существительные в три столбика – по склонениям.
Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, машинист, машина, рожь.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
























6.Отметь знаком «+» примеры, в которых дано верное объяснение написания падежных окончаний имён существительных.
прочитал в повести (3-е скл., в степи);
увидеть на картине (1-е скл., на земле);
петь в ансамбле (1-е скл., в земле).




Тема: «Обобщение знаний об
имени существительном»Times New Roman15