Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» (2 класс)
Конспект
открытого урока
по русскому языку
по теме: «Обобщение знаний
об имени существительном»
во 2 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Загребельная Э. Р.
Урок русского языка 2 класс
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
Педагогические цели: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Планируемые результаты (предметные)
учащиеся научатся распознавать существительные; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Личностные результаты: имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
УУД (метапредметные)
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: общеучебные – используют текст и рисунки для решения учебных задач; логические – владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста, анализируют рисунки.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, игровые технологии, частично-поисковые технологии.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки, карточки для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сейчас, русский язык друзья!
На вас надеюсь я не зря!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Подготовка руки к письму
- Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели. (Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.)
III. Минутка чистописания.
- Откройте тетрадки и запишите число, классная работа. Какие орфограммы есть в этих словах?
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы. Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова, в середине слова и в конце слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
IV. Орфографическая минутка.
На доске:
Ветер, снег, Россия, ручьи, травка, река, деревья, сугроб, земля, заяц, колья, весна.- Ребята, на какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с проверяемой безударной гласной, слова с непроверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком, слова с парной звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова, слова с удвоенной согласной).
Задание по группам.
Первый ряд запишет слова с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, второй ряд - с непроверяемой безударной гласной, третий ряд - слова с парным звонким и глухим согласным на конце и в середине слова.
Проверка выполнения задания
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
На доске предметные картинки: ножницы, шторы, вилы, бусы, капуста, книга, ручка, платье.- Назовите предметы, которые нарисованы на картинках. Определите, в каком числе использованы названия предметов. Распределите картинки на две группы в соответствии с их числом.
Назовите слова, которые используются в русском языке только в единственном числе.
- Было ли что незнакомо вам? О какой части речи мы с вами сейчас говорили? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
- Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).
VI. Работа по теме урока.
- Какие времена года вы знаете? (Лето, зима, весна, осень).
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
Работа над стихотворением
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится? (читает подготовленный ученик)
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…Ей казалось, что её лес и не заметил.Он заметил. Он её птичьим звоном встретил.Пробудились ото сна все лесные дали.Удивляется она: неужели ждали?А деревья ей в ответ низко поклонились.Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).
-А какое у нас сейчас время года на дворе? (Зима).
- Потихоньку наступает весна, но зима никак не уступает свое место в этом году, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
- Ребята, давайте внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.
На доске: шапка, яблоко, садит, чистый, груша, лес, папа, трава, Марина, круглый, спит, заяц, лиса, яркое, Белогорск, ворона, грач, солнце, звенит, медведь.-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить к какой части речи относится слово? (Поставить к слову вопрос)
- А какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
- На какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Работа в паре
- Ребята, вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила работы в паре.
Кто? Что?
папа шапка
Марина яблоко
заяц груша
лиса лес
ворона трава
грач Белогорск
медведь солнце
- Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные), все остальные имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
- Как вы думаете, какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Белогорск, Марина - эти слова пишутся с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).А какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (имена людей, клички животных, названия сёл, рек, улиц…)
-Что ещё вы вспомнили об имени существительном из этого упражнения? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)VII. Физкультминутка.
Солнце стало пригревать,Стали капельки стучать,Капля раз, капля два,Капли медленно сперва,А потом быстрей, быстрейПобежали ручейки,Их попробуй, догони!
- Ребята, наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
На доске слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Внимательно прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Пожалуйста, измените их число.
- А какое слово вызвало у вас затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с соседом по парте, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном числе – два или несколько предметов).
- Исходя из этого утверждения, что мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
- Но всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)VIII. Обобщение изученного на уроках и введение его в систему раннее усвоенных знаний и умений.
Работа по индивидуальным карточкам
Карточка 1
Задание 1
Составь пары предложений так, чтобы в одном данное слово было именем собственным, а в другом – нарицательным.
Орлов – орлов, шарик – Шарик, роза – Роза.
Задание 2
Выпиши имена существительные, которые изменяются по числам. Подбери к словам проверку.
З_рно, в_сна, Луна, см_тана, з_рно, с_сна, п _льто, к_фир, в_дро, С_лнце.
Карточка 2
Задание 1
Составь пары предложений так, чтобы в одном данное слово было именем собственным, а в другом – нарицательным.
Цветков – цветков, Дубки – дубки, Поля – поля.
Задание 2
Выпиши имена существительные, которые изменяются по числам. Подбери к словам проверку.
С_дло, м_тро, с_сна, п _льто, к_фир, Луна, в_дро, С_лнце, в_сна, з_рно.
Работа по учебнику
- Ребята, откройте свои учебники на странице 67 задание 3.
- Прочитайте слова. Какие из них имена существительные? Как вы это узнали?
Составьте предложение из этих слов. Запишите его. Над именами существительными укажите их число (ед.ч. или мн. ч.)
IX. Составление кластера.
- Итак, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
- А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Ребята по очереди работают возле доски, с заготовками слов (Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)X. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, на уроке вы были внимательные, сообразительные, умелые, догадливые, прилежные, старательные. Поэтому, каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание. Стр. 67 задание 5
Спасибо за работу. Урок закончен.