Программа по физической культуре Подвижные игры

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» разработана для обучающихся 5 общеобразовательных классов на основе методических рекомендаций по моделированию внеурочной деятельности обучающихся (Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013) в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

Общая характеристика программы
Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в движениях.
Подвижные игры, благодаря большому разнообразию их содержания игровой деятельности, всесторонне влияют на организм и его личность, способствуя решению важнейших педагогических задач школьного физического воспитания. Правильно подобранные подвижные игры вызывают положительную реакцию детского организма, хорошее самочувствие, бодрое жизнерадостное настроение. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённых умственных занятий.
Практическая значимость программы объясняется тем, что игровая деятельность имеет уникальные возможности не только для физического развития, но и выработки характера, воли, воспитания чувства коллективизма, познавательных интересов, нравственных качеств. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах, формах и методах обучения, методах контроля и управления процессом.
Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц, тем самым, способствуя, улучшению осанки детей.
Ценность подвижных игр заключается и в том, что приобретённые умения, качества, навыки, повторяются и совершенствуются в новых быстро изменяющихся условиях, что предъявляет к детям другие требования. Они должны уметь быстро ориентироваться, оценивать новые условия, быстро выбрать и применить целесообразнее и выгоднее действия, причём строго в соответствии с правилами игры.
Стремление обучающихся к игре нужно умело использовать в интересах их самих, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость, выносливость, быстрота, координационные способности.
«Подвижные игры» - образовательная программа для обучающихся 5 класса, дополняющая уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности школьников, укреплению здоровья и физического развития.
Цель данной программы – обучение подвижным играм различной направленности и элементам спортивных игр (баскетбол, лапта), формирование двигательной активности обучающихся 5 класса.
Задачи программы:
обучить правилам подвижных игр различной направленности, элементам спортивных игр.
закреплять навыки ходьбы, бега, метания, передачи эстафеты; ловли, передачи, ведения мяча, броскам в кольцо.
способствовать физическому развитию и укреплению здоровья детей;
4) повысить интерес обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
5) развивать активность и творчество обучающихся, любознательность, честность;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет. Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 час.
Форма занятий: коллективная и групповая.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
На теоретических занятиях обучающимся сообщаются основные сведения о названиях, правилах проведения, организации, и технике безопасности на занятиях подвижными играми, понятие о правильной осанке, рациональном дыхании, режиме дня и личной гигиене.
На практических занятиях обучающиеся овладевают двигательными умениями и навыками, тактикой подвижных игр и эстафет различной направленности.
Способы работы с детьми по данной образовательной программе предусматривают групповые и индивидуальные формы проведения занятий, беседы, эстафеты, соревнования, спортивные праздники. Средства и методы, используемые на занятиях, позволяют обучающимся овладеть навыками ходьбы, бега, прыжков, метаний, ловли, передачи ведения мяча, знаниями о рациональном дыхании, правильной осанке, умениями выполнять комплексы утренней гимнастики, упражнений с предметами. Все вышеперечисленные средства и методы позволяют достичь оптимальных результатов в обучении двигательным умениям и навыкам, содействовать развитию основных физических качеств и укреплению здоровья.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Занятия «Подвижные игры» проводятся по 1 часу один раз в неделю в 5 классах за счет часов внеурочной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность». Программа рассчитана на 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание курса, объединенного в блоки, предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но формирование практического опыта. Практические задания стимулируют активность, творчество, саморазвитие, самосовершенствование обучающихся и развитие личности.
Личностные результаты:
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;
проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их психосоматического здоровья.
Метапредметные результаты:
обеспечение защиты и сохранения индивидуального психосоматического здоровья позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой), с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального психосоматического здоровья;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования.
Предметные результаты:
использование занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
умеет составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
получит возможность проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Техника безопасности при проведении занятий подвижными играми Инструктаж
Игры с элементами баскетбола. Мини-баскетбол (игра по упрощённым правилам).
13

1

12

2.
Игры с мячом:
Пятнашки, Охотники и утки, Перестрелка, Снайпер, эстафеты с ловлей, передачей мяча, ведением мяча, «Мяч капитану», Подвижная цель, Передал - садись.
5

5

3.
Игры для развития гимнастических навыков:
Придумай сам, Мостик и кошка, Чехарда, Гимнастический марафон, Полоса препятствий.
Понятие о правильной осанке.
6


6

4.
Эстафеты с предметами:
Эстафеты со скакалками, с гимнастическими палками, с флажками, с обручем, с эстафетными палочками, с теннисными мячами, с волейбольными мячами.
5

5

5.
Игры с элементами лёгкой атлетики:
«Рыбы и рыбаки», Колдуны, «Коты и мыши», Вызов номеров, Салки в вариантах, Пустое место, Третий лишний, Воробьи и вороны, Метко в цель, «Два мороза», Весёлые прыжки, Удочка, Быстрые шеренги.
5

5


ИТОГО:
34
1
33

Содержание
Игры с элементами лёгкой атлетики
Игры «Рыбы и рыбаки», Колдуны, «Коты и мыши», Вызов номеров, Салки в вариантах, Пустое место, Третий лишний, Воробьи и вороны, Метко в цель, «Два мороза», Весёлые прыжки, Удочка, Быстрые шеренги, позволяют овладеть навыками бега, ходьбы, прыжков, метания, развивают такие качества, как быстроту реакции, скоростно-силовые и координационные способности, ловкость, выносливость. Игры этой направленности укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Игры с мячом
Игры Пятнашки, Охотники и утки, Перестрелка, Снайпер, эстафеты с ловлей, передачей, ведением мяча, «Мяч капитану», «Подвижная цель», «Передал – садись», эстафеты с мячом позволяют обучающимся овладеть навыками ловли и передачи мяча, развивать скоростно-силовые и координационные способности, ловкость выносливость, способы взаимодействий в команде.
Игры для развития гимнастических навыков
Игры «Придумай сам», Мостик и кошка, Чехарда, Гимнастический марафон, Полоса препятствий, позволяют обучающимся закрепить элементы акробатических упражнений, навыков лазания и перелезания; развивают силу, выносливость, координацию.
Эстафеты с предметами
Эстафеты с предметами: со скакалками, с гимнастическими палками, с флажками, с обручем, с эстафетными палочками, с теннисными мячами, способствуют развитию всех физических качеств, укреплению здоровья,
совершенствованию двигательных умений и навыков.
Игры с элементами баскетбола и волейбола.
Мини - баскетбол, (игра по упрощённым правилам). Спортивные игры способствуют развитию всех физических качеств, совершенствуют двигательные умения и навыки.

Материально- техническое обеспечение
Оборудование спортивное:
основной комплект учебного спортивного оборудования;
комплект для занятий по общей физической подготовке;
тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качества;
комплект для занятий гимнастикой;
комплект для занятий легкой атлетикой;
комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.
Оборудование для внеурочной деятельности:
комплект для общефизической подготовки;
комплект игры в волейбол;
комплект игры в баскетбол;
комплект гимнастический;
комплект легкоатлетический.
Оборудование для пришкольных спортивных площадок:
гимнастический городок с полосой препятствий;
оборудование универсальное для спортивных и подвижных игр;
комплект выносных атлетических тренажеров.

Литература
Для учителя:
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 1983 г.
Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
Найминова Э.И. «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные и подвижные игры», Ростов – на - Дону «Феникс» 2001 г.
Для обучающихся:
Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.
Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей, Москва «Творческий центр» 2002г.


















13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 715