Урок по окружающему миру на тему Великая Отечественная война 1941-1945 УМК Начальная школа 21 века


Окружающий мир 4 класс. УМК «ХХ1 века»
Учитель: Рольгайзер С.В.
Тема: Великая Отечественная война1941 года – 1945 годов.
Цель: 1). Расширять знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками.
2). Развивать умение работать с литературой, различными источниками.
3) Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории Родины.
Ход урока
Организационный момент.
Речевая пятиминутка Порассуждаем
-Почему люди воюют?
-Почему мы должны помнить о героях?
-Дайте оценку войне
-Что нам помогает знать лучше о войне? (фильмы, картины, книги, музыкальные произведения).
3. Опрос Д/З. (Подготовительная работа к новому материалу).
А. Назовите исторические войны, начиная с Древней Руси
(Учитель вывешивает название битв, войн)
Б. Вспомните даты сражений (карточки)
В. Вспомните героев, князей, военных начальников (портреты)

Г. назовите слова героев, которые стали крылатыми
А я хочу вам прочитать слова Наполеона. Объясните их..
« Изо всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»
Объясните эти слова М.Ю. Лермонтова
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Почему Наполеон назвал войну «Варварской войной без правил»
-Почему французы жаловались , что русские воюют «неправильно»?
- Однако у партизан было своё правило «Есть ружьё – хорошо! Нет ружья – кольями, вилами – гони врага с родной земли!»
- Почему войну 1812 года называют Отечественной?
- Почему Наполеон пошёл на Россию с войной? Что говорит о том, что он ожидал быстрой победы?
- Где происходило главное сражение Отечественной войны 1812 года?
- Что кроме изучения истории нам даёт знания о прошлом? (литература, музыка). А именно про Бородинское сражение?
Работа с книгой М.Ю. Лермонтова «Бородино»
-Найдите строки, как поэт описывает бой!
-Объясните строки М.Ю. Лермонтова:
Вот смеркалось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
-Почему этого боя не было?
-Чего ждал гордо стоящий на Поклонной горе Наполеон? (ключи от города)
- Какая Москва встретила Наполеона?
- Что помогло победить в войне 1812 года?
(партизанское движение, мороз, ум главнокомандующего, героизм солдат)
Я приглашаю вас в картинную галерею.
4. Картинная галерея- учебник страница 141
И.М. Прянишников «в 1812 году» страница 203-204
5. Новый материал.
Великая Отечественная война 1941-1945. (карточка)
Учитель: Много событий произошло в конце 19- начало 20 веков Войны, голод разруха.
1917г – революция
1918г-Гражданская война, только в 20 годах началась мирная жизнь. Но самые страшные суровые испытания начинались…
22 июня 1941 года началась война
- как она называется? (В.О.В.)
На нашу страну вероломно напала фашистская Германия. Фашисты во главе с Гитлером считали, что только Германия способна управлять всем миром. Много европейских стран уже покорили фашисты (почти всю Европу).
И вот на рассвете утром в 4 часа 22 июня 1941 года сотни фашистских самолётов и танков, без объявления войны, нарушили границы и продвинулись в глубь нашей страны. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по нашей территории. Полыхали огнём города и деревни.
Наша армия была не готова к войне. Гитлеровцы же рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались.
Война длилась…(4 года- 1418 дней)
- Что же опять не предвидел и не учёл наш враг?
В первые дни войны зазвучала песня, которая призывала всех советских людей к борьбе с фашизмом.
Звучит звукозапись «Священная война» (А.В. Александров, В.И. Лебедь – Кумач)
С.143 Плакат И.М. Тоидзе «Родина – Мать зовёт» (на доску)

- И люди вставали. Почти все мужчины ушли на фронт. Женщинам и детям пришлось заменить их на заводах, в полях, в тылу.
- Поднимите руки, у кого из вас на войне воевали Ваши продедушки, пробабушки. Что вам рассказывали о войне?
Рассказ Учителя
Начало войны (Брестская крепость)
Этот подвиг навсегда останется в истории. Гитлер думал, что здесь задержится на 1-2 часа, однако сражение продолжалось около месяца. Долго фашисты ещё обходили стороной крепость, боясь, что вновь откроется стрельба. Один из последних защитников на стене написал штыком «Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!»
2)Битва под Москвой.
Рассказ учителя
Враг быстро продвигался к сердцу России – Москве.
(Талантливый полководец Георгий Константинович Жуков).
-Защита культурных памятников страны
-Парад
- «Велика Родина, а отступать некуда – позади Москва!» (карточка)
- Враг был отброшен, миф о непобедимости фашистских захватчиков – развеян,
6. Закрепление
- Когда враг перешёл границу?
-Кто первый принял удар?
- Почему наши войска не смогли сразу дать отпор врагу?
- Почему фашисты захотели захватить столицу?
- Какая битва стала первым поражением врага?
7. Итог урока.
- Какую годовщину мы будем праздновать 9 мая?
- Почему войну с фашизмом называют Отечественной?
Д/З
-Принести книги, картины, плакаты, песни о В.О.В.
-Сообщения: Брестская крепость, Сталинградская битва, Битва под Москвой.
- Побеседовать со старшими: Что знают о войне?
- Спасибо за урок.