Карта-ключ учителя к практикуму по комментированию проблемы текста С.Л. Соловейчика о духовности


Подготовка к сочинению-рассуждению ЕГЭ
Практикум по комментированию проблемы текста и определению авторской позиции
Карта-ключ учителя
Проблематика текста, позиция автора.
Основные проблемы:
1) проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? Что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?);2) проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?);
3) проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?). 
Позиция автора:
1) духовность — то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность — это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, по иски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека;
2) не зная, в чём проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими — с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; одна ко в каждом из них — собственное содержание;
3) искусство должно быть духовным, и тогда чело век сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений.
Что такое духовность? Какого человека можно назвать духовным? В чём смысл жизни духовного человека? Над этими серьёзными вопросами размышляет С. Соловейчик. С. Соловейчик задумывается над сложной нравственной проблемой духовности личности.
Данная проблема имеет социальный характер… На протяжении целых столетий… Данная проблема актуальна и сегодня, и каждый человек решает ее самостоятельно.
Над какими понятиями автор размышляет? (Духовность, культура поведения, образованность, интеллигентность) Как их соотносит? (Отделяет духовность и интеллигентность от культуры поведения и образованности. Духовность близка интеллигентности, но это не культура поведения и не образованность.)Что является мерилом духовности для автора? Почему?
Какие черты (признаки) духовной жизни автор обозначает? («Стремление к высокому», черпание в искусстве сил для «поддержания собственного духа, укрепления веры в добро, нравственность и красоту)
Приводя в пример ситуации, о каких людях рассуждает автор? (духовных и бездуховных).
Как их соотносит? (сравнивает, использует приём сравнения)
В чём особенность жажды духовного человека? (Стремления его бесконечны и вечны (время и пространство), это стремления к добру, жажда правды, голод по красоте)
В чем особенности жажды духовного человека?
Какие эмоции автора выражены в тексте? (Автору необходимо убедить читателя в правоте собственных идей, с сожалением говорит он о людях добрых, но бездуховных, использует слово «духоподъёмно», говоря о влиянии искусства на человека, мы чувствуем восхищение автора).
Средства выразительности: фразеологизм, окказионализм, противопоставление, повторение морфемы со в 11 предложении.
Ключи к заданиям в структуре ЕГЭ:
1
3
4
19
13
22
21
6789
Вариант заполнения шаблона:
Сопоставляя понятия «духовность», «интеллигентность», «культура поведения» и «образованность», приводя в пример ситуации, С. Соловейчик сравнивает жизнь духовного и бездуховного человека. Автор выделяет качества, отличающие человека духовного, такие как «стремление к высокому», черпание в искусстве сил для «поддержания собственного духа, укрепления веры в добро, нравственность и красоту». По мнению писателя, велико влияние искусства на человека, и авторское слово (окказионализм) «духоподъёмно» помогает почувствовать эмоциональный настрой автора. С. Соловейчик, выстраивая систему аргументов, хочет убедить читателя, что тот человек, в ком стремления не ослабевают со временем, и будет всегда томим «духовной жаждой». Комментируя данную проблему, хочется отметить, что и сегодня она не теряет своей актуальности и злободневности, потому что каждый совершает самостоятельно выбор: каким быть, какие ориентиры для себя избрать.
Вариант самостоятельно созданного фрагмента:
Раскрывая проблему духовности и бездуховности человечества, С. Соловейчик опирается на понятия «духовность», «интеллигентность» и «образованность». На примере влияния искусства на развитие духовности автор помогает читателю увидеть, что человека духовного отличает «стремление к высокому», «вера в добро, нравственность и красоту». Создавая контраст между желаниями духовного и бездуховного человека, автор использует отрицательную частицу не (не знали, не встречались, не могут), соединённые попарно антонимы (высокие и низкие, добрые и дурные), тем самым усиливая эмоциональное воздействие на читателя. Бесконечностью и вечностью человеческих стремлений восхищается С. Соловейчик, размышляя о смысле жизни.