Коммуникативно-мыслительная техника Понимание текста на примере сценария занятия по рассказу Л.Н.Толстого Камень
Занятие в коммуникативно-мыслительной технике "Понимание текста" по рассказу Л.Н.Толстого "Камень"
Развитая способность понимания текста – важнейшая способность, которой должны обладать выпускники школы в современных условиях. Высокий уровень развития способности понимания характеризуется самостоятельностью ребенка в построении своих представлений и суждений. Чтобы подвести ребенка к ситуации порождения им понимания, педагог должен постоянно исследовать характер непонимания и показывать учащемуся, что было нарушено в понимании.
Коммуникативно-мыслительная техника "Понимание текста" дает такую возможность. Работа в рамках данной техники может быть представлена следующим образом:
1.Предварительная работа педагога.
Данный этап включает подбор текста, соответствующего замыслу учителя; разработку шкалы понимания с учетом зон затруднения, которые выделяются при анализе процесса понимания;
создание замысла занятия и разработку заданий на углубление понимания.
Учитель прогнозирует те затруднения, которые могут возникнуть у учащихся:
это буквальное понимание текста, когда смысл прочитывается на уровне наивного восприятия и частичное понимание, когда учащийся строит версию, основываясь на отдельных элементах художественного целого: понимает позицию отдельного героя, но не различает её с авторской;
Шкала составляется следующим образом:
«0 уровень»-текст понимается буквально, на вопрос, в чем смысл текста, ребенок начинает пересказывать его, полное непонимание.
«1 уровень»- выделение тем в тексте.
«2 уровень»- понимание через характеристику персонажей, частичное понимание текста, обобщенный характер ответов, который не фиксирует главного смысла.
«3 уровень»-предельное понимание- выделение основной идеи в тексте
Естественно, для каждого текста шкала уровней понимания будет наполнена разным содержанием.
Вот, например, как выглядит шкала, составленная к занятию по рассказу Л.Н.Толстого "Камень"
Уровень понимания балл
«0 уровень» - текст понимается буквально, на вопрос, в чем смысл текста, ребенок начинает пересказывать его или говорить, о чем идет речь,.(о бедном и богатом, о камне) полное непонимание, искажение понимания. 0
«1 уровень» о мести, о жадности, нельзя обижать бедных, и.т п. 1
«2 уровень» - о том, что зло наказуемо 2
«3 уровень» - нужно уметь прощать, бессмысленно держать зло на другого 3
Следующий этап -выявление первичного понимания текста. Данный этап является также диагностическим, так как первичная версия, выдвинутая ребенком, показывает уровень сформированости способности понимания текста в целом. на этом этапе важно добиться, чтоб каждый выдвинул и зафиксировал свою версию понимания текста. Версии зачитываются и фиксируются учителем. В малой группе 10-15 учащихся можно заслушать каждого ученика, в классе(16-30 ) записать разные версии и попросить присоединиться тех, у кого версии близки к предложенным.
3. Фиксация затруднений.
4.Углубление понимания через анализ аспектов текста.( Может проводиться в групповой и фронтальной работе)Учитель разрабатывает задания, которые помогут ученику углубить понимание через анализ текста.
Углубление понимания происходит в ситуации коммуникации с другими учащимися или с учителем. Так происходит обогащение смысла в процессе диалога с носителями иного понимания текста. Задача учителя организовать коммуникативное поле, где обмен мнениями через выражение отношения к выступлению групп осуществляется корректно.
Углубление собственной смысловой версии идет через видение разницы или тождества версий ,выявление основания разных позиций, оценку соответствия версий тексту и, как следствие, построение обобщённой версии.
6. Фиксация изменения смысловых версий. Дети фиксируют изменения собственной версии, углубление понимания. Для учителя этот этап-показатель успешности и адекватности заданий.
7 Рефлексия.
Предлагаю более предметно познакомиться с данной техникой на примере внеурочного занятия по рассказу Л.Н.Толстого "Камень"
Цели: 1.Развивать способность понимания текста.
2.Диагностировать уровень развития способности понимания.
3. Учить основам схематизации.
4. Воспитывать милосердие, сострадание.
Целевая аудитория: учащиеся 5-6 класса
Оборудование: Листы А3 6 шт. лист А 3 с таблицей, маркеры, листы А4, тексты, технологические карты .
Этапы Работа учителя Работа учеников
Мотивация (2 минуты) Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем развивать свое умение работать с текстом.. Вы волнуетесь? Почему? Вы боитесь допустить ошибки?
Продолжите фразу:
Не ошибается тот...,(кто ничего не делает)
На ошибках ...(учатся)
Умел ошибиться, умей и (поправиться).
Чему нас учат эти пословицы? Завершают фразу
Учат не бояться ошибиться, быть внимательными, делать выводы и думать.
Целеполагание
(2 минуты) Я уже сказала, что у нас занятие по пониманию текста.
Что же нам предстоит, какую цель мы поставим перед собой? (Фиксирует цель на доске) Определяют цель: научиться понимать текст. Выяснить, как правильно понять текст
Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий (5 минут) Перед вами рассказ.Л.Н.Толстого "Камень" Читает рассказ.
Л.Н.Толстой КАМЕНЬ (Быль)
Один бедный пришел к богатому и стал просить милостыню. Богатый не дал ничего и сказал: «Поди вон!» Но бедный не уходил. Тогда богатый рассердился, поднял камень и бросил им в бедного. Бедный поднял камень, положил за пазуху и сказал: «До тех пор буду носить этот камень, пока не придется и мне бросить в него».
И пришло это время. Богатый сделал дурное дело; у него отняли всё, что у него было, и повезли в тюрьму. Когда его везли в тюрьму, бедный подошел к нему, вынул из-за пазухи камень и замахнулся; потом пораздумался, бросил камень наземь и сказал: «Напрасно я так долго носил этот камень: когда он был богат и силен, я боялся его; а теперь мне жалко его».
Напишите, в чем смысл рассказа? (Главная мысль) Слушают, выдвигают первичную смысловую версию. Пишут в диагностической карте (задание 1)
Представление работы Заслушать версии зафиксировать, если версии близки, присоединяются. Представляют версии.
Рассказ про бедного и богатого, не надо обижать бедных, зло наказуемо и т.д
Выявление проблем понимания. Фиксирует различие версий. констатирует, что рассказ не все поняли.
Значит, надо поработать, чтоб преодолеть затруднение.
Что значит, понять текст правильно?
А как это сделать? Сравнивают версии.
Понять, что хотел сказать читателю автор.
Проанализировать название, образы героев, ключевые слова
Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)( 7 минут) Анализ образов героев
1- группа
Какими качествами наделены герои рассказа, как эти качества проявились в поступках? Заполните таблицу.
Богатый Бедный
качество поступок качество поступок
Схематично отразите на стороне какого героя симпатии автора.
2 группа
Почему рассказ так называется? Какие смыслы слова камень ты увидел?(Схематично отобразите)
-Зачем бедный поднял камень и стал носить его?
-Почему бедный не бросил камень, когда появилась возможность?
3 группа
Позиция какого героя меняется на протяжении рассказа? Докажите текстом. В чем смысл этого изменения? отобразите схематично.
Как к этим изменениям относится автор?
Выделяют ключевые слова, пишут в технологической карте. Богатый- жестокий и жадный, безнравственный.
Бедный + Богатый -
Бедный- обиделся великодушный, умеет прощать, жалеет. Камень-символ их конфликта.Симпатии автора и читателя на стороне бедного, потому что он не совершал плохих поступков.
Камень-1.твердое вещество минерал, 2.тяжесть обида .В названии отражены оба смысла, камень-злость, тайная обида. камень становится символом обиды.
Камень
твердая земля злость, обида
1 обида бедный 2 прощение
Точка зрения автора
Обобществление работы (Коллективная работа)
( 5 минут) Вопросы группам:
Какой аспект текста вы анализировали?
В чем смысл концовки рассказа?
Позиции какого героя близка автору? Представляют свою работу.
Обсуждают работу групп.Коллективная версия:
Бедный понял, что зря много лет думал о своем обидчике, держал на него зло. Автор одобряет его поступок.
Фиксация изменения смысловых версий Если ты изменил ответ на вопрос : «В чем смысл рассказа?» на более точный, запиши его Пишут в индивидуальных листах.
Зачитывают изменившиеся версии.
Рефлексия (3 минуты) Что нам помогло понять смысл этого рассказа? Запиши.
Можно ли эти способы прояснения смысла применить на другом тексте?
Что нового вы узнали? Какую цель мы ставили перед собой? Достигли цели? Анализ образов героев, изменение позиции, анализ названия, анализ позиции автора,
работа с переносным смыслом
Домашнее задание 1.Рисунок к рассказу
2.Что значит поговорка : " Держать камень за пазухой?" О каком значении слова камень говорится в поговорке?(письменно ответить на вопрос)
3(самое трудное) В 5 классе вы изучили одно произведение, в котором автор изобразил коренное изменение позиции героя. Изобразите схему позиционного изменения героя. Записывают в дневник
Что может быть домашним заданием?(Рисунок, схема или сочинение0
Технологическая карта
Фамилия, имя, класс
1. Напишите, в чем смысл этого рассказа.
2. Напишите, изменился ли ваш ответ на вопрос:" В чем смысл этого рассказа?" Если да, то как?
3.Что нужно сделать, чтоб понять текст правильно?