Методические рекомендации обучению скипингу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43
РЕФЕРАТ
на тему: Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры.
Работу выполнила
Кузина Галина Александровна
Учитель физической культуры
Высшей категории
Хабаровск
2013
1
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Обоснование полезности использования скиппинга на уроках
физической культуры……………………………………………………………3
Глава 2.
2.1.Методические рекомендации по обучению прыжкам со скакалкой………....5
2.2.Скиппинг на уроках физической культуры…………………………………….5
2.3. Роуп-скиппинг…………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………………….9
Литература……………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………………….11
2
Введение
В период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, все в большей степени человек освобождает себя от необходимости двигаться. Благоустроенный быт, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации дали в конечном итоге такой низкий уровень двигательной активности современного человека, что личность все чаще выступает в роли «деятельного бездельника»: работает не своей мускульной энергией, а преимущественно силой своего ума. А недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.
Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт порождает пренебрежение к занятиям физической культурой. Подрастающее поколение перенимает гиподинамический жизненный опыт родителей, подкрепляя его перегрузкой учебными занятиями, ведущими к утомляемости и игнорированию физической культуры. При минимальной мобильности мышечных действий, люди «болеют отсутствием свободного времени». Некогда заняться физическими упражнениями, спортом и, в конце концов, здоровьем. На генетическом уровне «стираются» координационно-спортивные навыки и возможности. Сейчас я все реже сталкиваюсь с ребятами, к которым можно отнести такие характеристики как «врожденная прыгучесть», «природная гибкость», «унаследованная координация» и т.п. Мне как учителю физической культуры необходимо поставить свою образовательно-воспитательную работу с подрастающим поколением так, чтобы молодежь твердо уверовала, что все функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, терморегуляция, пищеварение и др.) работают на топливе, название которому - движение.
Среди множества рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в школе, скиппинг является одним из средств, повышающих интерес к занятиям физической культурой. Скиппинг представляет собой особый вид физической деятельности человека, который слагается из прыжков с использованием специфического инвентаря – скакалки.
3
Глава1Обоснование полезности использования скиппинга на уроках физической культуры.
Из опыта практического применения скиппинга на уроках физической культуры есть убеждения о введении этого вида прыжков в программу физического воспитания. Что даст поставленная таким образом физкультурно-оздоровительная работа?
Во-первых, не едино разовое применение двигательной нагрузки по освоению техники прыжков со скакалкой приводит к более тщательной проработке недочетов в подготовке к сдаче контрольных тестов со скакалкой (тех же прыжков на двух ногах, с вращением скакалки вперед за 30 секунд).
Во-вторых, курс обучения прыжкам со скакалкой дает возможность разнообразить деятельность, применяя как простые, классические прыжки, используемые на обычных уроках физической культуры, так и сложные по координации, технике и тактике действия.
В-третьих, без оценочная система работы, основанная на соревновательном принципе, с одной стороны раскрепощает закомплексованность учащихся от неудач в данной спортивной деятельности, с другой стороны стимулирует желание быть лидером. И в данной ситуации быть лучшим среди учащихся своего класса - это наивысшее достижение, а лидерство в парах, которые формируются по степени подготовленности учащихся, может служить мотивом к личному достижению в своей самоподготовке. С малых побед над своими неудачами в физкультурной практике начинается большая победа над режимом гиподинамии. Освоение элементарных двигательных действий повышает положительный эмоциональный тренировочный фон и приводит к заинтересованности в выполнении более сложных прыжковых действий.
В-четвертых, учащиеся могут совершенствовать свои скиппинговые навыки и дома, и во дворе, и будучи на отдыхе в любом уголке природы. Ведь для этого всего-навсего нужно иметь скакалку, совсем небольшой участок площадки и желание. Прыжков со скакалкой множество. План работы занятий по скиппингу включает в себя освоение техники индивидуальной работы со скакалкой, работы в парах, группах.
Эмоциональное тренировочное поле поддерживается вводом в ход занятия игр и развлечений с применением скакалки. Итоговым действием подготовки учащихся по скиппингу является выполнение зачетных требований и как итог ежегодный «Праздник скакалки». Очень эффективно работают соревновательные карточки с заданиями по видам прыжков. По карточкам работают в парах, выполняя функцию взаимоконтроля за
4
выполнением задания. Цель - кто первый достигнет финиша трех туров. Задания в карточках можно менять по ходу освоения более сложных прыжков.
Кроме морально-этических воспитательных показателей самосовершенствования личности, скиппинг развивает физические возможности занимающихся. С помощью простейшего спортивного приспособления- скакалки, можно доводить уровень физической кондиционности по пяти основным двигательным качествам: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости, до максимально возможного. Именно с помощью прыжков можно добиться отличных результатов, развивая согласованность движений, научиться распределять мышечное напряжение практически во всех частях тела. Научившись прыгать, пусть медленно, но достаточно долго, очень легко понять, что подобное упражнение дает организму великолепную нагрузку в выносливости. А легкие, технически правильно выполненные прыжки великолепно будут развивать силу мышц голени и стопы, рук и торса. Учащимся необходимо стремиться, при прыжковом двигательном действии включать в работу минимум мышц, экономя при этом энергию и распределяя силы для более продолжительной работы. Этот навык с успехом переносится на любые циклические действия, что актуально в подготовке учащихся к их профессиональной деятельности. Если в основе будущей профессии лежат скоростные двигательные навыки, то, изменив характер работы со скакалкой, можно тренировать скорость. Для этого рекомендовано применять прыжки в максимально возможном темпе, но за малые промежутки времени, не превышающие 30 секунд. Гибкость также важный показатель физической подготовленности учащихся, но, применяя просто прыжки со скакалкой, ее не разовьешь. А вот если интегрировать прыжковую работу с упражнениями на гибкость, то результат будет более эффективный. Можно применять упражнения стрейтчинга с применением скакалки, игры со скакалкой на гибкость.
5
Глава 2
2.1. Методические рекомендации по обучению прыжкам со скакалкой
На начальном этапе обучения материал, из которого изготовлена скакалка, и покрытие площадки не имеют принципиального значения.
Важный момент – правильно выбранная длина скакалки, которая определяется следующим образом: скакалку берут в руки за свободные концы, а на середину становятся двумя ногами (вместе). После этого руки поднимают и прижимают с боков к туловищу. При правильно выбранной длине кулаки с зажатыми в них концами скакалки должны оказаться на уровне пояса. Обучение новичков целесообразно начинать с прыжков без скакалки: на двух ногах (вместе) на месте и в движении вперёд. Затем предлагается выполнить круговые движения кистями рук вперед и назад, после чего переходят к обучению прыжкам через скакалку. Из исходного положения: основная стойка, скакалка сзади перебросить скакалку через голову вперед и перешагнуть через неё, чтобы скакалка оказалась сзади, как во время исходного положения. После освоения прыжков на двух ногах и с попеременной сменой ног вперед можно переходить к освоению более сложных по координации прыжков – назад, руки скрестно; ноги скрестно, вперед и назад. Затем можно начинать освоение прыжков в парах и боком.
К обучению прыжкам на одной ноге и в приседе приступают тогда, когда мышцы ног станут хорошо тренированными. Уже на начальных этапах обучения для повышения эмоциональности занятий возможно использование игрового и соревновательного методов (эстафеты, прыжки на расстояние, на количество до первого задевания, на количество исполненных прыжков за определенный промежуток времени: 15, 20 сек. и т.д.), а также музыкальное сопровождение.
2.2.Скиппинг на уроках физической культуры.
Существует множество разновидностей прыжков с длинной и короткой скакалкой. Обучение прыжкам через большую скакалку можно разбить на несколько этапов:
1 Пробегание а) скакалка вращается навстречу ученику сверху-вниз (прямое вращение);
б) скакалка вращается навстречу ученику снизу-вверх (обратное вращение).
2 Прыжки через качающуюся скакалку
3 Прыжки через вращающуюся скакалку а) с места
б) с в беганием и вы беганием.
6
Первый этап - учимся вращать.
Вращение длинной скакалки выполняется средними кругами равномерно, без рывков. Держать конец скакалки надо только пальцами, чтобы она легко вырывалась из руки, если ее заденет пробегающий ученик; равномерно вращать ее так, чтобы она описывала большие круги.
Второй этап – учимся пробегать.
На первых этапах обучения дети учатся пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее (прямое вращение). Пробегать надо в тот момент, когда скакалка опустится на уровень груди. Для пробегания каждого ученика под длинной крутящейся скакалкой надо давать сигнал или вести подсчет раз-два-ТРИ. Ускоряя или замедляя вращение скакалки, можно ученику облегчить пробегание. Если он запоздал, то пропускает одно вращение.
Учитель вращает скакалку, привязав её к гимнастической стенке или вместе с учеником, сменяя его в порядке очереди. Одновременно преподаватель учит своего помощника правильно держать конец скакалки ; равномерно вращать ее. Когда школьники научатся вращать скакалку, они смогут делать это без помощи учителя.
Постепенно упражнения в пробегании под скакалкой усложняются. Дети выполняют:
– пробегание под скакалкой наискось;
– пробегание по прямой;
– пробегание парами, тройками произвольно и держась за руки;
– пробегание боком, приставным или скрестным шагом, спиной вперед;
- пробегание со скакалкой под скакалкой;
– ловлю брошенного навстречу мяча в момент пробегания под скакалкой;
– пробегание с одновременным метанием мяча под скакалкой;
– то же с поворотом на 360°;
– пробегание с ведением мяча – большого и малого;
– стоя перед скакалкой, перебрасывание через нее мяча в тот момент, когда скакалка находится вверху, затем пробегание под ней;
– то же, стараясь поймать мяч после первого отскока.
Третий этап – учимся прыгать.
Изучение прыжков лучше начинать через скакалку, не вращая ее, а качая. Например, двое учащихся держат скакалку за концы, середина ее касается пола, а третий встает у середины скакалки боком к ней. Ученики, держащие скакалку, начинают раскачивать ее из стороны в сторону, а стоящий посередине, когда скакалка приближается к нему, подпрыгивает вверх и пропускает ее под ногами.
7
2.3. Роуп- скиппинг.
Особое место в обучении прыжкам через длинную скакалку я уделяю роуп - скиппингу. Термин роуп-скиппинг происходит от английского Rоре-skiррing - прыжки со скакалкой. Простота, доступность, высокая эмоциональность дает возможность использовать этот вид двигательной активности на уроках физической культуры в школе.
В соответствии с интересами, уровнем здоровья, физической подготовленности, возраста занимающихся, роуп-скиппинг можно использовать с различной направленностью:
Оздоровительная направленность-нагрузки умеренной интенсивности.
Рекреативная направленность - игры, эстафеты со скакалками, шоу-программы.
Повышение уровня физической подготовленности - развитие основных двигательных качеств: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей.
Спортивная направленность - проведение соревнований по роуп-скиппингу: обязательная и произвольная программы.
Элементы роуп-скиппинга можно использовать на уроках физкультуры, в спортивных праздниках, в соревнованиях, домашних условиях и т.д. На основании данных зарубежной литературы упражнения роуп-скиппинга систематизированы по трем категориям сложности элементов:
- Категория «А» включает прыжки на короткой скакалке и начальное обучение прыжкам на одной длинной скакалке.
- Категория « В» предлагает осваивать более сложные прыжки на короткой скакалке с согласованием движений рук и ног, с перемещениями, используются две длинные скакалки.
Для учащихся, освоивших прыжки категории «В» предлагаются элементы категории «С»: прыжки с поворотами и различными комбинациями на короткой скакалке, групповые прыжки в двойной длинной скакалке и прыжки с короткой скакалкой в двойной.
. Прыжки через скакалку лучше выполнять в конце основной части урока, после упражнений на развитие быстроты и разучивания новых упражнений. Обусловливается это сильным воздействием многократных прыжков в достаточно высоком темпе на нервную систему. Если на уроке ставятся задачи разучивания новых двигательных действий и развития быстроты, прыжки через скакалку можно проводить и в начале основной части урока. Это способствует более эффективному закреплению разученных8
движений и совершенствованию их выполнения. Использование прыжков через длинную скакалку в начале основной части урока может применяться и тогда когда, идет объяснение и освоение новой темы, на уроках снарядной гимнастики (где прослеживается малая моторная плотность урока).
К концу первой четверти через каждые два урока нагрузку можно повышать, увеличивая продолжительность выполнения прыжков без изменения темпа на 8–12 сек., и постепенно довести ее до 3–3,5 мин.
Во второй четверти следует продолжать прыжки через скакалку, так как для достижения нужных результатов необходимо непрерывное воздействие на организм учащихся. Однако во второй четверти решаются задачи обучения сложным по координации двигательным действиям из арсенала гимнастики. Решить проблему можно, предложив детям выполнять прыжки через скакалку в качестве домашнего задания или на уроках между подходами к снарядам или при переходе от станции к станции. Важно, чтобы прыжки не выполнялись детьми в паузах между упражнениями, которые требуют значительной выносливости силового характера. В связи с этим нельзя предлагать им прыжки через скакалку между подходами при выполнении лазанья по канату, опорных прыжках.
Наиболее эффективный и приемлемый метод выполнения прыжков через скакалку – повторный. Общее время выполнения упражнения делится на 2–3 части. Отдых между ними составляет 1–1,5 мин. Например, исходная нагрузка для девочек 5–6-го классов составляет 2–3 серии по 1 мин. в темпе 135–140 прыжков в минуту.
В третьей четверти основное внимание на уроках физкультуры уделяется развитию выносливости средствами спортивных игр. В начале четвертой четверти, когда школьники изучают спортивные игры и в её конце когда изучается лёгкая атлетика также включают прыжки через скакалку.
Характер игровой деятельности занимающихся, имеет свою специфику. Резкие рывки и ускорения чередуются с внезапными остановками на фоне значительной физической и эмоциональной нагрузки. В связи с этим прыжки через скакалку можно выполнять с более высокой по сравнению с предыдущими занятиями интенсивностью, но относительно непродолжительное время: в 5–6-м классах – 3 серии по 1 мин. в темпе 100–125 прыжков в минуту; в 7–8-м классах – 3 серии по 1 мин. в темпе 105–120 прыжков в минуту. Отдых между сериями – 1 мин.
Сравнивания различные виды двигательной активности можно заключить, что применение элементов роуп-скиппинга в уроках физической культуры достаточно
9
эффективно и доступно, имеет широкую вариативность движений, не зависит от погодных условий, позволяет тренировать одновременно большое количество групп, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную систему, позволяет развивать координационные возможности, скоростно-силовые качества и выносливость. Этот вид двигательной активности не требует больших материальных затрат для инвентаря и оборудования, позволяет избежать монотонности и однообразия в уроках и является достаточно эффективным средством для проведения занятий.
10
Заключение
В современных видах спорта скакалка применяется повсеместно как основа при общей физической подготовки. Ведь этот спортивный тренажёр развивает практически все двигательные качества организма, а разогреть мышцы перед упражнениями на растяжку с его помощью можно великолепно.
В современной жизни дети с удовольствием играют в подвижные игры с использованием нехитроумной скакалки.
Это игры на победителя по скоростным прыжкам, бегу со скакалкой. Игры известные с давних времен «удочка», «упряжка», которые приобрели современный характер и немного другие правила.
Скакалка-это друг всей семьи, ведь её легко не только приобрести, хранить, переносить, использовать повсюду, в любых мероприятиях, походах, но и сделать своими руками.
11
Литература
1.Баршай, В. М.. Гимнастика [Текст] : учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — Ростов н / Д : Феникс, 2009. — 314с
2.Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.; Просвещение, 1991.-64с.
3. Всемирная энциклопедия Википедия.
4. Глазачев О.С. Индивидуальные особенности психофизических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиология человека.- 1992.-Т.18.-№6.-С.116-124.
5. Краткий курс гимнастики [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений физ. культуры / В. В. Воропаев, С. А. Пушкин, П. А. Хомяк : под общ. Ред. В. В. Воропаева. — М. : Советский спорт, 2008. — 72с.
6. Гимнастика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Журавин [и др.] ; под ред. М. Л. Журавина. — М. : Академия, 2005. — 448 с.
7. Матвеев, А. П., Мельников, С. Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб. посоие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1991. — 191с.
8. Гимнастика [Текст] : учебное пособие / В.М. Миронов [и др.]; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : БГУФК, 2007. — 254с.
9. Меньшиков, Н. К. Гимнастика с методикой преподавания [Текст] : учеб. пособие / Н. К. Меньшиков. — М. : Просвещение, 1990. — 223с.
10.Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 2006г. №7, №8.
11.Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 1991г. №3.
12.Роль скипинга в физическом воспитании учащихся Багандова Т.А. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3785/83745/ ru/(дата обращения 21.10.2012)
13.Скипинг-марафон. Прыгни в лето» пройдет в Сочи [Электронный ресурс] / - URL: http://www.yug-sport.com/news/item?n=3470 ru/(дата обращения 05.11.2012)
14.Что такое скипинг или какая польза от скакалки? [Электронный ресурс] / - URL: http://fatalenergy.com.ru/power/index.php?newsid=1193093373 ru/(дата обращения 21.10.2012)
12
Приложение.
Скиппинг карта.
№
П/п Вид прыжков со скакалкой дата Ф.И. учащегося
Можегова .А. Ф.И. учащегося
Кашина .М.
Количество выполнений Количество выполнений
1 тур 2
тур 3 тур 1
тур 2 тур 3 тур
1. Прыжки на двух ногах (ноги вместе), вращение скакалки вперёд. 85 89 95 68 78 84
2. Прыжки на двух ногах (ноги вместе), вращение назад. 74 76 80 64 72 78
3. Прыжки с попеременной сменой ног, вращение скакалки вперёд. 89 90 94 73 84 90
4. Прыжки с попеременной сменой ног, вращение скакалки назад. 64 67 70 67 76 80
5. Прыжки на левой ноге, вращение скакалки вперёд. 38 40 44 31 35 38
6. Прыжки на правой ноге, вращение скакалки вперёд. 37 40 44 30 33 40
7. Прыжки руки скрестно, вращение скакалки вперёд. 45 48 56 46 50 61
8. Прыжки ноги скрестно, вращение скакалки вперёд. 80 82 84 76 80 82
9. Прыжки руки скрестно-«восьмерка», вращение скакалки вперёд. 26 34 44 26 34 43
10. Прыжки на двух ногах, с двойным вращением скакалки вперёд. 4 5 8 3 5 7
12. Прыжки руки и ноги скрестно, вращение скакалки вперёд. 54 62 64 45 57 66
Описание техники выполнения прыжков.
1. Прыжки классические вперед (индивидуальные).
И.п. – о.с., скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».
2. Прыжки классические назад (индивидуальные).
И.п. – о.с., скакалка спереди. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вверх, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Cтоп!».
3. Прыжки ноги скрестно вперед (индивидуальные).
И.п. – о.с., ноги скрестно, скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».
4. Прыжки ноги скрестно назад (индивидуальные).
И.п. – о.с., ноги скрестно, скакалка спереди. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вверх, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».
5. Прыжки руки скрестно вперед (индивидуальные).
И.п. – о.с., скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед и вниз, спортсмен делает руки скрестно. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает прыжки в положении руки скрестно до команды «Стоп!».
6. Прыжки, руки скрестно, вперед, «восьмерка» (индивидуальные).
И.п. – о.с., скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед и вниз спортсмен делает руки скрестно. Внизу скакалка продолжает движение назад, и когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее скакалка продолжает движение вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед, спортсмен выводит руки из положения скрестно, после чего скакалка продолжает движение вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за прыжок. Далее спортсмен продолжает прыжки, чередуя один руки скрестно плюс один классический, до команды «Стоп!».
7. Прыжки в паре (вращают скакалку оба спортсмена) классические вперед.
И.п.: оба спортсмена стоят рядом друг с другом в основной стойке, один конец скакалки – у одного в правой руке, другой – у другого в левой руке. Скакалка сзади.
По команде «Старт!» спортсмены начинают вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены одновременно перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают совершать прыжки до команды «Стоп!».
8. Прыжки в паре (вращает скакалку один спортсмен) классические назад.
И.п.: спортсмены стоят друг за другом или лицом друг к другу в основной стойке, скакалка в руках у одного спортсмена. Скакалка спереди.
По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вперед, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены одновременно перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают совершать прыжки до команды «Стоп!».
9. Прыжки групповые классические вперед с места.
И.п.: два спортсмена, юноша и девушка, держат скакалку за разные концы. Остальные члены команды (6 или 8 человек) стоят в шеренгу так, чтобы скакалка лежала у них сзади на полу зала. Юноша и девушка начинают вращать скакалку сзади вверх, вперед вниз. Когда скакалка, продолжая движение внизу назад, оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены команды, стоящие внутри скакалки, перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают прыжки до того момента, пока участник не допустит касания скакалкой тела.
10. Прыжки групповые классические вперед с впрыгивания.
И.п.: два спортсмена, юноша и девушка, держат скакалку за разные концы и вращают ее. Остальные члены команды (6 или 8 человек) по очереди впрыгивают и делают прыжки. Когда все члены команды впрыгнули внутрь скакалки, начинается подсчет количества прыжков, спортсмены продолжают прыжки до касания себя скакалкой.
Упражнения со скакалкой для развития общей координации, ловкости, быстроты, силы ног и рук
Из о.с.:
– прыжки на месте, вращая скакалку вперед;– прыжки на месте и с продвижением, вращая скакалку вперед;– прыжки с продвижением вперед, вращая скакалку вперед в среднем и быстром темпе;– прыжки на месте на двух и на одной ноге с поочередной сменой ног, вращая скакалку вперед в среднем темпе;– прыжки на месте на двух и на одной ноге с поочередной сменой ног; сдвоенные прыжки, вращая скакалку вперед в среднем и быстром темпе;– прыжки через скакалку одна нога впереди, другая сзади, и при прыжке смена положений ног;– прыжки через скакалку с двумя подскоками на один круг вращения;– продвижение прыжками через скакалку вперед на правой и левой ноге;– прыжки в полуприседе на двух ногах на месте и с продвижением, вращая скакалку вперед;– прыжки через скакалку с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков.
Представленные упражнения не отражают большого многообразия прыжковых упражнений со скакалкой, поэтому при составлении комплексов упражнений следует учитывать возраст, физическую подготовленность, задачу, стоящую перед конкретным учебно-тренировочным занятием по развитию того или иного физического качества.
Упражнения с длинной скакалкой начальная школа
1. Пробегание под вращающейся скакалкой.
Отделение строится с той стороны, где скакалка движется сверху вниз. Ученик начинает пробегать, когда она находится на уровне груди. Если он запоздал, то пропускает одно вращение.
2. Пробегание парами, тройками под вращающейся скакалкой.
3. Пробегание под вращающейся скакалкой с той стороны, где скакалка движется снизу вверх. Бег рассчитывают таким образом, чтобы встретиться с ней тогда, когда она будет подходить к крайнему нижнему положению. Ученик переступает через нее и бежит дальше.
4. Пробегание под вращающейся скакалкой с бросанием мяча вперед. Выбегая из-под скакалки, нужно поймать мяч после первого отскока от пола.
5. Прыжки через качающуюся скакалку на двух ногах, на одной ноге, боком к скакалке. Прыгающий встает боком к ее середине. Ученик, держащий скакалку, начинает раскачивать ее. Когда она приближается к прыгающему, тот подпрыгивает вверх, пропуская скакалку под собой.
То же, стоя лицом к скакалке.
6. Прыжки через вращающуюся скакалку. Ученик стоит боком (лицом) к скакалке и, когда она, описав первый круг, приблизится к нему, подпрыгивает, пропуская ее под ногами.
7. Прыжки через вращающуюся скакалку с вбеганием и выбеганием.
8. Игра-соревнование между отделениями. Все ученики по очереди выполняют по 5 -10 прыжков с вбеганием и выбеганием. Задание выполняется на точность или на время, когда упражнение хорошо освоено.
Упражнения с длинной скакалкой средняя школа
1. Пробегание под скакалкой после нескольких ее вращений.
2. Прыжки лицом, боком, спиной и с поворотами.
3. Прыжки с различными исходными положениями рук: на пояс, за голову, за спину.
4. Прыжки вдвоем и втроем, взявшись за руки.
5. То же с бросками и ловлей мяча.
6. Вбегание, перепрыгивание через скакалку и выбегание.
7. Вбегание вдвоем, стоя в затылок друг другу, выполнение нескольких прыжков и выбегание.
8. Вбегание под вращающуюся скакалку с разных сторон, стоя лицом друг к другу, выполнение нескольких прыжков и выбегание.
9. Поочередное вбегание под вращающуюся скакалку строго по завершении только одного прыжка предыдущим участником.
Нужно обратить внимание детей, что вбегать под вращающуюся скакалку легче по диагонали, чем по прямой.
Для увеличения моторной плотности урока можно использовать несколько больших скакалок, расположив их друг за другом на расстоянии 9-10 м или на одной линии, когда учащиеся бегут по кругу.
10. Эстафета «Прыжки с двумя скакалками»
Класс делится на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг напротив друга, расстояние между которыми – 10–12 м. В каждой команде два игрока вращают длинную скакалку перед своей шеренгой, а остальные получают короткую.
По сигналу учителя каждый ученик по очереди должен, прыгая через короткую скакалку, подбежать под вращающуюся у своей шеренги длинную скакалку, выполнить 5 прыжков через обе скакалки и отбежать в сторону, освобождая место следующему игроку своей команды, и т.д. Успешно выполнивший задание ученик приносит своей команде 1 очко. Побеждает команда, которая наберет большее количество очков.
ИГРЫ С ВЕРЕВОЧКОЙ.
1. «Бабочка». Водящий вращает над головой веревочку, закрепленную на конце палочки. На свободном конце веревочки прикреплена поролоновая бабочка. Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, и стараясь коснуться руками бабочки или поймать ее. Тот, кому это удается, становится водящим.
2.«Змейка». В руках играющего свернутая в клубок веревочка. Клубок разматывают, наступая на веревочку. Укладывают ее змейкой. Кто быстрее выполнит упражнение и не сойдет с веревочки на землю, тот становится победителем.
3. «Возьми и передай ». Двое стоя друг к другу лицом, взявшись за концы верёвочки и натянув ее, попеременно приседают. Один из играющих, приседая, берёт предмет, находящийся за спиной и передает его другому. Тот в свою очередь, приседая кладет его на землю. Движения выполняют пока все предметы(8-10) не будут переложены с одного места на другое.
4.«Карусель» Удерживаясь за концы веревочки, передвигаются по кругу различными способами, стараясь перетянуть соперника на свою сторону.
5. «Лебедь, рак и щука». Перетягивание веревочки в разные стороны. Несколько верёвочек связывают таким образом, чтобы получилось столько концов, сколько участников игры. Побеждает игрок, перетянувший веревочку в свою сторону на расстояние1-1,5 м.
6. «Круг». Концы веревочки связывают. Дети , выстроившись в круг поднимают руки над головой, взявшись за веревочку. Выполняют разнообразные упражнения, не выпуская верёвочку из рук.
7. «Составление букв алфавита». Можно проводить игру в виде эстафеты.
8 «Лебедка». Двое игроков, начиная с конца, накручивают веревочку на пояс. Третий игрок-судья. Он берет эту веревочку посередине. Кто первым дойдет до середины, тот и победитель.
Комплекс ОРУ с короткой скакалкой.
1. И. п. - стоя. Руки внизу. скакалка сложена в 4 раза.1- подъём на носки. руки вверх. Прогнуться.2-и.п.
2. И.п.- стоя руки впереди. «Руль» -скручивание рук. Скакалка в натянутом положении.
3. И.п.- стоя, рука на поясе, вторая со скакалкой отведена в сторону. Вращение в лучезапястном суставе вперед, затем назад. Руку не опускать, следить за осанкой.
4. И.п.- стоя, рука на поясе. Вторая согнута. Поочередные вращения.
5. И.п.- стоя, руки внизу, скакалка сложена в 2 раза. Руки со скакалкой вперед, вверх, назад, коснуться скакалкой задней поверхности бедер. Затем движения в обратном порядке
6. И. п. – стоя, руки опущены, скакалка впереди сложена в 4. раза.1- руки вверх, отставляя ногу назад на носок, прогнуться.2- и. п.
7. И. п.- стоя ноги врозь, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1-3- наклоны в сторону. 4- и. п.
8. И. п.- ноги врозь, руки впереди, скакалка сложена в4 раза. Повороты туловища.
9. И. п.- ноги врозь, руки вверху. Повороты туловища.
10. И.п.- стоя ноги вместе, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1-3 пружинящие наклоны вперед. 4- и. п.
11. И. п.- стоя ноги вместе, руки вверху. Вращение тазом( «танец змеи»).
12. И. п.- стоя, ноги шире плеч, руки вверху, скакалка сложена в 2 раза. Наклоны в сторону с максимальной амплитудой.
13. И. п.- стоя, ноги шире плеч, руки в стороны, скакалка за спиной, сложена в 2 раза. Повороты туловища.
14. И. п.- то же. Наклоны вперед прогнувшись. Не опускать голову, спина с «ложбинкой».
15. И. п.- ноги шире плеч, наклон вперед , скакалка за спиной, сложена в 2 раза.1- коснуться правой кистью правой стопы, затем наоборот.
16. И. п.- стоя ноги шире плеч, руки вверху, скакалка сложена в 2 раза. 1-2 глубокий наклон вперед, 3-4 прогиб назад.
17. И. п.- стоя ноги вместе, руки внизу, скакалка сзади, сложена в 4 раза. Наклон вперед с проводкой рук «вперед вверх».
18. И.п.- упор присев, скакалка впереди, сложена в 4 раза. Выпрямить ноги, не отрывая кисти от пола.
19. И.п.- стоя ноги вместе, руки внизу, скакалка сзади сложена в 4 раза. 1- с прогибом назад скакалка скользит вниз по задней поверхности ног, 2-3 зафиксировать в максимально низкой точке, 4- и. п.
20. И.п.- стоя ноги врозь, скакалка в одной руке сложена в 4 раза. 1- наклон вперед, 2- 7 описать скакалкой цифру «8» вокруг стоп, с перешагивание, 8- переложить скакалку в другую руку.
21. И.п.- лежа , руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1-2- коснуться прямыми ногами пола за головой,3-6 держать, 7-8 медленно опустить на пол не сгибая.
22. И. п.- то же. 1-2сгибая ноги и поднимая туловище, обхватить ноги скакалкой, 3- 4-и.п.
23. И.п.- лежа на спине, руки впереди, скакалка сложена в 4 раза. 1- коснуться прямой ногой скакалки, 2-ногу мягко опустить.
24. И. п.- лежа на спине, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1- одновременно приподнять ноги, туловище и руки «ножичек». 2-и.п.
25. И.п.- лежа на животе, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1- прогнуться, приподняв туловище, 2- и. п.
26. И.п.- то же. Усложненный вариант - максимально приподнять не только туловище, но и ноги.
27. И.п.- то же. Приподняв туловище, стараться продвинуться вперед за счет движений в тазобедренных суставах.
28. И.п.- сидя ноги врозь, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. Повороты в стороны(скручивание).
29. И.п.- то же . 1-7 медленный наклон вперед с касанием пола, 8- согнуть ноги, давая отдых мышцам.
30. И.п.- сидя ноги согнув, скакалка впереди, сложена в4 раза. 1- сед углом, касаясь ног скакалкой, 2-3 держать, 4-и.п.
31. И.п.- сидя ноги вместе. 1-7- глубокий наклон вперед, как бы ложась грудью на ноги, 8- расслабить мышцы, сгибая ноги.
32. И.п.- сидя, руки впереди, скакалка сложена в 4 раза . Продвижение вперед на ягодицах( нагрузка на поясницу и тазобедренные суставы).
33. И.п.- стоя на коленях, руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1-сед на бедре, 2-и. п.
34. И.п.- сед на пятках, руки внизу, скакалка сложена в 4раза. 1-стойка на коленях, прогнуться, руки вверх, 2-3- держать, 4-и.п.
35. И.п.- то же. 1-стойка на коленях, правая нога в сторону, 2-наклон вправо, 3-7- пружинящие движения, 8-и.п. То же в лево.
36. И.п.- стоя на коленях ноги врозь, руки в стороны, скакалка сзади, сложена в 2 раза. Повороты туловища с максимальной амплитудой.
37. И.п.- стоя ноги шире плеч, руки в стороны, скакалка сзади, сложена в 2 раза. 1- выпад в сторону, 2- 7- пружинящие движения, 8-и.п.
38. И.п.- стоя ноги вместе, руки внизу, скакалка впереди, сложена в4 раза. 1- выпад вперед, руки вверх – назад, 2-7 -пружинящие движения, 8-и.п.
39. И.п.- стоя ноги врозь, руки внизу, скакалка впереди, сложена в 4 раза. 1- подъём на носки, глубокий вдох (через нос), 2-7 задержка дыхания, 8-12- выдох через рот. При выдохе необходимо втянуть живот и свести плечи.
40. И.п.- стоя ноги шире плеч, руки внизу, скакалка сложена в 4 раза. 1- полуприсед руки вверх, 2-и.п.
41. И.п.- стоя руки вверх, скакалка сложена в 4 раза. 1- поднять согнутую в колене ногу, захватить скакалкой, 2- и.п.
42. И.п.- о.с. скакалка внизу, сложена в 4 раза. 1-мах левой ногой влево с одновременным махом рук вправо, 2-и.п. То же правой ногой влево.
43. И.п.- стоя руки впереди, скакалка сложена в 4 раза. 1-мах ногой вперед коснуться скакалки, 2-и.п.
44. И.п.- стоя руки вверху, скакалка сложена в 4 раза. 1- присесть, не отрывая пяток от пола, руки вперед, 2- и.п.
Совершенно не обязательно придерживаться приведенного перечня и счета упражнений. Это только ориентир, у кого какой контингент и возможности.
Упражнения с короткой скакалкой
Упражнения с короткой скакалкой
Начинать надо с самого простого: взмахнуть скакалкой сзади наперед и перешагнуть ее - вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее (1).
Делать прыжки одновременно обеими ногами (2).
Прыгать со скрещенными ногами (3), с ногами, расставленными врозь, или одна впереди, другая позади (4); подпрыгивать и в то же время, когда скакалка будет над головой, переменить в руках ручки скакалки; вращать веревку так быстро и прыгать так высоко, чтобы веревка во время прыжка успела пройти под ногами два раза; прыгать в полуприседе (5).
Прыгать на одной ноге (попеременно: два раза - на левой ноге, два раза - на правой); прыгать на одной ноге, держать другую ногу вытянутой вперед, назад или в сторону. Бегать со скакалкой, одновременно вращать и прыгать через нее.
Прыгать с кружением скакалки в боковом направлении (6); направо (правую руку держать сзади, левую впереди) или налево (левую - сзади, правую впереди). Прыгать через скакалку,- держа оба конца ее одной рукой и описывая скакалкой круги по земле (7).
Прыгать через скакалку вдвоем, стоя рядом (скакалку кружить свободными руками), или стоя в затылок (скакалку кружит передний или задний), или лицом друг к другу (8, 9, 10,11).
Прыгать втроем (12).
Упражнения с длинной скакалкой . Упражнения с длинной скакалкой
Подойти к вертящейся веревке возможно ближе и, как только она поднимется, подбежать к тому месту, где веревка прикасается к полу. Когда, описав в воздухе круг, веревка приблизится к ногам, быстро перескочить через нее на носках (1). Вращать веревку сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Прыгать на двух ногах, потом на одной ноге; прыгать, делая повороты в воздухе на 1/4, 1/2 круга; прыгать с поднятыми вперед, в стороны или вверх руками.
Подбегать под веревку в тот момент, когда она находится высоко, и быстро отбегать вперед или назад, раньше чем она опустится.
Подбежав под веревку, подпрыгнуть и отбежать; прыгнуть, повернуться кругом и отбежать вперед; подпрыгнуть, наклониться, чтобы поднять лежащий на земле предмет, и отбежать вперед или назад.
Стать с одной стороны вертящейся веревки и поставить товарища с другой стороны. Один должен все время перескакивать через веревку, другой - подбегать под нее (2). Миновав веревку (один - сверху, другой - снизу), оба обегают вокруг держащих веревку, описывая таким образом цифру восемь.
Прыгать через веревку и в то же время подбрасывать и ловить мяч (З).
Прыгать через короткую скакалку и одновременно в нужный момент перепрыгивать через длинную веревку (4).
Прыгать через веревку или подбегать под веревку вдвоем, втроем.