Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гости к Старику-годовику»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Сердобска
Конспект логопедического занятия по развитию речи.
Тема «В гости к Старику-годовику»
Составил:
Учитель-логопед
Крутова Ирина Константиновна
г. Сердобск
2013г.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме “Осень”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
активизировать словарь по данной теме;
развивать грамматический строй речи;
развивать связную речь детей;
развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, составлять рассказ по мнемосхеме;
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое восприятие;
развивать речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные:
воспитание коммуникативных навыков, познавательного интереса, интереса к логопедическим занятиям
Здоровьесберегающие:
создание благоприятных условий для эмоционально-положительного восприятия материала;
предупреждение переутомления детей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, осенние листья каждому ребенку, задания Старика-годовика, мяч, указка с осенним листочком, фотографии Старика-годовика, материал к игре.
Ход занятия
№
Этапы работы
Содержание этапа
Логопед
Дети
Примечание
1
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.Друг за друга уцепилисьИ помчались, в путь далек,Лишь оставили дымок.
Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте места в своих купе, закройте глазки и поехали.
Куда это мы приехали?. Как прекрасны краски осени! Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Давайте послушаем звуки леса в разные времена года, а потом попробуем узнать их.
Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Слышите? Снег скрипит, ворона, кричит
Какое время года наступает после зимы, покажи
Давайте послушаем, как весна звучит. Что вы слышали? Это капель, тает снег, сосульки и водичка капает на землю.
А после весны к нам приходитчто, покажи Знакомы вам эти звуки, расскажите о них. Птицы поют, сверчок
Следующей прилетает к нам , покажи Что услышали?
А теперь проверим, как вы запомнили звуки леса в разные времена года.
Следом за летом осень идет.Желтые песни ее ветер поет.Красную под ноги стелет листву,Белой снежинкой летит в синеву.
Я очень люблю это время. Старик-годовик уже махнул своим рукавом и осень наступила. Ой, что это? Давайте, посмотрим.
Дети отвечают: Поезд
Дети встают друг за другом и «едут на поезде»
Дети отвечают:
В лес.
Дети отвечают:
Времена года
Дети слушают
один ребенок отвечает: какому времени года он принадлежит, показывает нужное время года на экране
Ребенок показывает на экране картинку «Весна»
Дети слушают, рассказывают, что услышали
Ребенок отвечает, показывает картинку «Лето»
Ребенок отвечает, показывает картинку «Осень»
На экране анимационный поезд
Фонограмма – движущийся поезд
На экране картинка «Лес»
На экране домик Старика-годовика
Работа с компьютерной игрой “Учимся говорить правильно “Лес”
Слушаем звук леса
На экране модель года «Времена года»
Логопед находит пень с заданиями, открываю, читаю
2
Беседа на тему “Осень”, составление рассказа-описания.
Ребята, Старик-годовик хочет проверить, что вы знаете о наступившем времени года, он подготовил вам задания. Посмотрите на экран, на нем схема, нужно составить рассказ об “Осени”
Посмотрите, сначала нужно сказать об осеннем солнце, затем о небе, деревьях, птицах, животных и о людях. Кто попробует, пожалуйста
Что вы можете сказать про солнце осенью?
А какое небо осенью?
Что происходит осенью с деревьями?
Листья осенью что делают?
Как называют явление природы, когда с деревьев опадают листья?
С травой осенью что происходит?
Что делают птицы осенью?
Почему?
Как называют этих птиц?
Что делают осенью насекомые?
Что делают животные осенью?
Что происходит осенью на полях, в садах и огородах?
Для чего люди собирают урожай?
Какая погода осенью?
Дети рассматривают картинки, называют их.
Дети составляют рассказ по схеме с помощью логопеда
Ответы детей.
Греет плохо, солнечных дней стало меньше.
Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.
Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.
Листопад
Засыхает, желтеет, увядает
Улетают в теплые края
Осенью все меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе пищу.
Перелетные.
Прячутся в старее пни, коряги, забираются под кору деревьев.
Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.
Уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов
Делают запасы на зиму.
Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег
Далее один или два ребенка по очереди составляют свой рассказ об осени по схеме.
На экране картинно-графический план: солнце, небо, деревья, птицы, звери, люди
3.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика “Осенние листочки”.
Давайте отдохнем – представим, что мы осенние листики.
Мы листики осенние,На ветках мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели,Ветер снова набежалИ листочки все поднял.Повертел их, покрутилИ на землю опустил.
Молодцы! Присаживайтесь. В лесу хорошо поиграть в мяч.
Дети берут в руки осенние листочки и сопровождают стихотворение соответствующими движениями. На слова “дунул ветер” – дуют на листики.
На экране анимационная картинка «Листопад»
4.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами “Назови ласково”.
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, вы ловите его, кидаете обратно мне и называете это же слово ласково:
Дождь
Лужа
Ветер
Туча
Сад
Солнце
Дерево
Лист
Лес
Птица
дождик
лужица
ветерок
тучка
садик
солнышко
деревце
листок, листик, листочек
лесок
птичка
5.
Поиск фактических ошибок “Исправь ошибки”.
Старик-годовик хочет посмотреть, какие вы внимательны. Я буду читать рассказ об осени, если вы услышите ошибку, поднимите листочек вверх и объясните, что не так.
“Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.”
дети слушают, поднимают листочки, объясняют
6.
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Верно. Старику-годовику интересно понравилась ли вам прогулка и его задания, если да, то положите, пожалуйста, осенний листок в корзину. Если нет, то объясните, почему.
Я поставлю ее возле пенька. Ребята, посмотрите, Старик-годовик, оставил нам сюрприз, свою фотографию на память и корзину с фруктами.
Давайте скажем спасибо старику.
дети выполняют задание
каждый ребенок получает подарок
Спасибо
Под пеньком фото Старика-годовика и корзина с фруктами
7.
Гимнастика для глаз
Наши глазки устали, дадим им возможность отдохнуть, дует ветер и мы наблюдаем за полетом осеннего листка.
Дети следят за листком
На экране летает листок
Итог
Ой, кажется дождь начинается.
Нужно ехать назад, домой.
Дети встают друг за другом, «едут на поезде» из леса
на экране анимационная картинка «Дождь», шум дождя
На экране анимационный поезд Фонограмма – движущийся поезд
15