Открытое занятие по баяну

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики










Открытое занятие по классу баяна

Тема:
«Освоение клавиатуры инструмента и развитие технических навыков в классе баяна»






Преподаватель
Урмарской ДШИ
Ефимова А.В.
Учащаяся 1 класса
Балакирева Роза




Урмары – 2017

Цель открытого занятия: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи открытого занятия:

Обучающие:
- обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык перемещения пальцев на клавиатуре.
- применить приобретенные знания теории на уроках специального инструмента;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;

Развивающие:
- развивать внимание и технические навыки исполнительства;
- развивать у учащегося эмоциональное восприятие музыки;

Воспитывающие:
- воспитать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитать внимание и умение слушать музыку.

Здоровьесберегающие:
-правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Тип занятия: традиционный

Вид занятия: обобщения и систематизации изученного

Продолжительность занятия: 45 минут

Оборудование и материалы, необходимые для занятия:
- ноутбук;
- пульт для нот;
- музыкальные инструменты: баяны;
- музыкальный материал: 1. Гамма до мажор
2. В. Клин «Этюд»
3. Р.н.п. «Василек»
4. В. Иванников «Ежик»
5. М. Иорданский «Голубые санки»
6. Р.н.п. «По грибы пошла с Ванюшей»
7. Р.н.п. «Картошка»
Структура урока
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ей необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.      Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.         Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить н
·ужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.              
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Гамма до мажор
- воспитание аппликатурной дисциплины, способы звукоизвлечения
- игра со счетом, разными длительностями;
3. В. Клин «Этюд»
- разбор по нотам отдельно правой и левой рукой;
- работа над аппликатурой;
- исполнение этюда;
4. Р.н.п. «Василек»
- проигрывание пьесы, работа над мехом;
- работа над аппликатурой;
5. В. Иванников «Ежик»
- разбор нот, игра по нотам правой и левой рукой;
- проигрывание песни двумя руками.
6. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
7. М. Иорданский «Голубые санки»
- разбор произведения;
- проигрывание каждой рукой отдельно;
- работа над ритмом, темпом, штрихами, динамикой;
- проигрывание двумя руками, соблюдая все нюансы.
8. Р.н.п. «По грибы пошла с Ванюшей»
- игра правой и левой рукой отдельно;
- соединить двумя руками;
- играть по фразам, правильно меняя мех.
9. Р.н.п. «Картошка»
- игра правой и левой рукой отдельно;
- соединить двумя руками;
- играть по фразам, правильно меняя мех;
- следить за аппликатурой;
- играть хорошим ясным звуком, соблюдая пальцовку.
10. Домашнее задание: выучить гамму до мажор правой рукой;
«Этюд» В. Клина играть медленно двумя руками, следить за мехом и аппликатурой; учить песни «Василек», «Ежик», «Голубые санки», «По грибы пошла с Ванюшей», «Картошка»; все песни играть ровно, правильно меняя мех, следить за аппликатурой, добиться четкой артикуляции.
11. Подведение итога занятия (обобщение изученного на занятии).
В заключении учащемуся предлагается заполнить анкету (что он
получил от занятия, какие чувства и эмоции), дается лист с тезисами,
из ряда которых ученик выбирает соответствующие его состоянию.
На сегодняшнем занятии:
- я узнала много нового;
- мне было интересно;
- слушала хорошую музыку;
- с удовольствием участвовала в занятии;
- получила заряд бодрости;
- испытала чувство страха;
- решила, что нужно больше заниматься дома.
12. Выведение оценки. Используемая литература: 1. А. Крылоусов «Хрестоматия баяниста, 1-2 классы» 2. Педагогический репертуар: Хрестоматия баяниста 1-й класс ДМШ 3. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».

15