Клубный час. Трудом велик и славен человек 
Клубный час на тему «Трудом велик и славен человек» 
Цель: подвести детей к пониманию важности и значимости любого труда 
Задачи: расширить представление детей о значении труда в жизни общества, 
              способствовать формированию положительной нравственной оценки характера, как трудолюбие, 
              побуждать детей к развитию трудовых навыков, 
              учить ориентироваться в мире профессий, 
               воспитывать уважение к людям любой профессии. 
Ведущий 1 
Добрый день, дорогие ребята, гости нашего праздника! 
Сегодня мы посвящаем нашу встречу труду. Тема нашего клубного часа 
                                                                                                   «Трудом велик и славен человек» 
Сегодня мы узнаем почему именно труд славит человека и в чём это заключается. 
И начать мы хотим с маленького рассказа К.Ушинского «Два плуга».
Инсценировка рассказа К.Ушинского «Два плуга». 
Автор 
   Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. 
Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл на работу; 
                                        а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. 
   Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. 
Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он вышел 
из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.  
 - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у старого знакомого. 
 - От труда, мой милый, – отвечал тот. – А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, 
что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая. 
Ведущий 2 
 - Почему плуг, который попал к землепашцу, блестел, как серебро? (потому что он трудился)
 - Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (потемнел и покрылся ржавчиной) 
 - Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (труженика и лентяя) 
Ведущий 1
С давних времён и веков детей с самого раннего детства приучали к труду.  
Инсценировка стихотворения З.Александровой «Золотые руки» 
(выходят два мальчика и читают стихотворение) 
Золотые руки у парнишки, что живёт в квартире номер пять. 
К мастеру приходят понаслышке сделать ключ, кофейник запаять. 
Золотые руки все в мозолях, в ссадинах и в пятнах от чернил –
                                         Глобус он вчера подклеил в школе, радио соседке починил. 
Нам спираль переменил на плитке, подновил дырявое ведро 
У него гремят в карманах слитки – олово, свинец и серебро. 
Ходики собрать и смазать маслом маленького мастера зовут. 
                                          Если электричество погасло золотые руки тут как тут. 
Мать руками этими гордится, хоть всего парнишке десять лет, 
Пробку сменит он – и загорится в комнатах живой и яркий свет. 
Не успев прочесть об этом в книжке, до всего дошёл он наугад. 
                                        «Золотые руки у парнишки!» - про него соседи говорят.
Ведущий 2
В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. 
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. 
Мы читаем начало пословиц, а вы продолжаете. 
Работа с пословицами: 
Терпенье и труд  (всё перетрут) 
Под лежачий камень  (и вода не течёт) 
Не спеши языком  (торопись делом) 
Любишь кататься  (люби и саночки возить) 
Делу время,  (а потехе час) 
Без труда не вынешь  (и рыбку из пруда) 
Кончил дело  (гуляй смело) 
Труд кормит  (а лень портит) 
Ведущий 1 
Труд – самое важное в жизни каждого человека. Сколько на нашей земле дорог, мостов, машин, городов. 
И все они появились, благодаря рукам человека. Человек своим трудом украшает землю. 
Ведущий 2 
Он умеет растить хлеба, строить дома, изобретать разные машины, летать в космос и многое другое. 
Труд облагораживает человека. Человек славен трудом. 
Ведущий 1 
День сегодня - совсем особенный! Собрались мы сюда, друзья, 
Чтоб восславить руки тружеников – это сделаем  вы и я! 
Ведущий 2
Мы хотим, чтобы этот праздник вам запомнился надолго, потому что 
(подходит к плакату, на котором написано: «Землю красит солнце, а человека труд») 
Появляется Труд. На нём комбинезон. На груди яркая эмблема. 
Труд. 
Здравствуйте, друзья! Знаю это точно: говорят всегда, что без меня не вытащишь и рыбку из пруда. Разрешите представиться. Я – Труд! И мне приятно, что вы пришли на праздник в мою честь. 
Хорошо, что есть на свете камень, глина и песок!
   Хорошо, что есть на свете клещи, гвозди, молоток!
         Нитки есть и есть лопата – можно шить и можно рыть!
  Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить! 
Ведущий 1 
Человек трудом велик. Издавна люди придавали огромное значение отношению к труду. 
Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, ответственное отношение к труду. 
Дети (читают стихи)
Единое счастье – работа, в полях, за станком, за столом! 
Работа до жаркого пота, работа без лишнего счёта – 
Часы за упорным трудом. 
Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом! 
                                            Работай до жаркого пота, работай без лишнего счёта - 
                                            Всё счастье земли – за трудом. 
Ведущий 2 
А теперь посмотрите на эти высказывания и скажите: что труд даёт человеку? Как понимаете смысл? 
    (на слайде высказывания: Труд красит человека, а безделье его портит. 
                                                 Только в труде можно проявить все свои лучшие качества.) 
Ведущий 1 
А чему учится человек в коллективе? 
     (на слайде ответы: В коллективе человек: 
учится общению с другими людьми, 
получает возможность ощутить силу, поддержку коллектива. 
Ведущий 2 
И в наше время человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. 
Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. 
А с чего мы начинаем в классе, какую работу мы выполняем? 
Ведущий 1 
При многих обязанностях человека в обществе, в классном коллективе о нём судят, прежде всего, по труду. 
Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности.
Дети (говорят по предложению): 
Каждый из нас в классе несёт ответственность за порученное дело.
Мы должны добросовестно относиться к труду, что бы нас отметили только с хорошей стороны. 
Не зря говорят, что труд – это источник радости и удовольствия. 
Труд был, есть и будет основой жизни на земле. 
В труде человек станет физически здоровым и нравственно – воспитанным. 
От труда зависит благополучие и благосостояние человека. 
Труд имеет и большое личное значение. 
      Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками. 
Чтобы стать хорошим специалистом, мы должны много знать и много уметь.  
Ведущий 2 
Давайте прочитаем правило о труде. 
(на слайде слова: Ничто и никогда не даётся без труда. 
                              Умей если нужно заштопать чулок, 
                               Без помощи свой приготовить урок. 
                               Будь первым в ученье, будь первым в труде, 
                               У нас белоручек не любят нигде.) 
Ведущий 1
Давайте и мы прославим человека труда, а заодно и поиграем. 
Я буду приветствовать умелых людей флажками разного цвета. 
Я поднимаю голубой – надо хлопать, зелёный – топать, жёлтый – молчать, красный – ура кричать. 
Ведущий 2 
Сегодня мы сидим за школьной партой. Учёба – это труд, причём непростой. Пройдут школьные годы. 
Мы станем взрослыми и нужно будет выбрать профессию. А что такое профессия? (ответы детей)
(на слайде определение: 
                           Профессия – это вид труда, который требует от человека 
                                                  определённой подготовки, знаний и умений.) 
Ведущий 1
А знаете ли вы, как много профессий на планете? Какие профессии вы знаете? (ответы детей)
Загадки о профессия (читают дети) 
Громко прозвенел звонок, в классе начался урок. 
Знает школьник и родитель – проведёт урок  (учитель) 
                                             Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? 
На прививках ты не плачь – как лечится знает  (врач) 
На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты. 
Помидор и огурец предлагает  (продавец) 
Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём. 
В каске, будто воин славный, на пожар спешит  (пожарный) 
Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят 
                  Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит  (строитель)
Тонкой палочкой взмахнёт – хор на сцене запоёт. 
Не волшебник, не жонглёр. Кто же это? (дирижер)  
Стихи о профессиях (читают дети) 
На далёкие планеты от земли летят ракеты. 
Их конструктор разработал, день и ночь не спал, работал. 
Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску. 
   Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
Он и фрукты, и природу нарисует, и портрет. 
Взял художник на работу кисти, краски и мольберт. 
Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты, 
                                                 Рис, картофель и тогда ждёт вас вкусная еда. 
Звери, птицы, все, кто болен, кто здоровьем недоволен! 
Вас зовёт ветеринар – перевяжет, даст отвар.
Кто из шляпы достаёт зайца всем на удивление? 
                                                   Это фокусник даёт в цирке представление.
Частушки о профессиях 
Говорю я всем знакомым, что хочу быть астрономом. 
Не люблю я ночью спать, лучше звёзды изучать. 
       Я люблю перед всем классом на уроках отвечать. 
          Этот опыт пригодиться – я хочу артисткой стать. 
Я решил, что ни к чему боксом заниматься – 
Стану я зубным врачом, все его боятся.  
            Вовка хвалится ребятам, что он станет адвокатом. 
А пока не адвокат, он колотит всех подряд. 
Быть разведчиком хочу я, ведь находчив я и смел. 
Мама спрятала конфеты, я разведал где – и съел. 
           Стану мастером по стрижке и Лариске отомщу – 
          Обстригу аж под мальчишку, а потом тогда прощу. 
На гимнастику хожу, ем лишь раз в неделю. 
По секрету вам скажу: стать хочу моделью. 
                                                       Наконец до десяти-то научился я считать. 
        И теперь судьёй по боксу я могу уж точно стать.
Ведущий 2 
На земле много разных профессий, а инструментов, которые используются людьми разных профессий 
ещё больше. Угадайте, кто использует ножницы? А кто указку? А кому нужен шприц? (ответы детей) 
Ведущий 1
Мы пока не выбрали себе инструменты и работу, но вскоре это сделаем. 
Ведущий 2 
Главные же наши инструменты – это наше сердце, голова и руки. 
Если сердце будет хотеть, а руки делать, мы справимся с любой работой. 
Ведущий 1 
Человеку каждой профессии присущи свои профессиональные качества. 
Давайте попробуем определить каким должен быть учитель? А пожарный? 
(ответы детей: добрый, умный, терпеливый и т.д.) 
 Дети читают стихотворение Ю.Тувима «Всё для всех» 
Каменщик строит жилища, платье - работа портного, 
Но ведь портному работать трудно без тёплого крова. 
Каменщик был бы раздетым, если умелые руки 
     Вовремя не смастерили фартук, и куртку и брюки. 
Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает. 
Ну, а сапожник без хлеба много ль нашьёт, натачает. 
              Стало быть, так и выходит; всё, что мы делаем, - нужно, 
                                                    Значит давайте трудиться честно, усердно и дружно. 
Ведущий 2 
А есть ли качества, необходимые для всех профессий? Назовите их.
(Слайд со словами: доброжелательность, вежливость, ответственность, аккуратность, терпение, трудолюбие, внимательность, выдержка, упорство, настойчивость) 
Ведущий 1 
Как говорят про человека, который отлично делает своё дело? (мастер своего дела) 
Можно ли так сказать про парикмахера? А про портного? А про хирурга? 
Ведущий 2 
За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. 
Их поощряют, они получают награды: почётные звания, грамоты, ордена, медали. 
Их труд славит. И не зря говорят: труд славит человека. 
Дети читают стихотворение.
Как много в мире красоты, которой мы не замечаем.
Всё потому, что каждый день встречаем её знакомые черты.
Мы знаем как красивы облака, река, цветы, лицо любимой мамы, 
И Пушкина летящая строка, и то, что человек красив делами. 
Ведущий 1 
Труд был, есть и будет основной славой жизни на земле. 
Любой труд почётен и все работы хороши. 
Учитель 
Ребята, наш классный час подошёл к концу. Вы хорошо потрудились! Молодцы! 
Мы ещё будем говорить с вами о разных профессиях, будем ходить на экскурсии. 
Надеюсь хорошие моменты остались в вашей памяти. 
И есть над чем хочется задуматься каждому из нас. 
Исполнение песни «Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется» 
(М.Вайнберга на слова М.Коростылёва) 
Припев: Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется. 
               Ведь сила есть волшебная в труде. 
               Он сдвинет горы снежные, пройдёт моря безбрежные, 
               Он побеждает всюду и везде. 
1 куплет: А тот, кто все задания считает наказанием, 
                 Кто лодырничать целый день привык. 
                 На чудо, разумеется, пусть даже не надеется, 
                 Лишь двойкою украсит свой дневник. 
Припев:
2015
Клубный час на тему «Трудом велик и славен человек»