Методическая разработка «Музыкально-ритмическое воспитание в ансамблевом музицировании. Оптимизация урока фортепианного ансамбля».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОТСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Музыкально-ритмическое воспитание в ансамблевом музицировании. Оптимизация урока
фортепианного ансамбля».






Разработала:
Преподаватель Локотской ДШИ
Пигарева Ю.В

















ЛОКОТЬ 2013г.
Содержание:

Введение. Современные требования к учебному процессу в свете реформирования системы образования.
Современные технологии в музыкально-педагогическом процессе.
Гуманно-личностные технологии.
Технологии сотрудничества.
Ансамблевое музицирование в комплексном развитии музыканта-пианиста.
Оптимизация методической организации урока по фортепианному ансамблю.
Темпо-ритм – категория эмоционально-выразительная, художественно-смысловая.
Первичное формирование основных задач метро-ритма.
Темпо-ритм и оптимизация урока ансамбля на примере работы над произведением Н. Ракова «Протяжная»:
а. особенности формы произведения;
б. исполнительский ритм и программа произведения;
в. характеристика темпо-ритма 1-ой части произведения;
г. темповые решения 2-ой части;
д. анализ темпо-ритма 3-й части.
Заключение. Результат оптимизации содержания урока фортепианного ансамбля на основе темпо-ритма.
Приложение.





Мы живем в веке технической революции. Внедрение новых технологий до неузнаваемости преобразовало нашу жизнь. В России реформируется новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство. Меняется парадигма: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и обучающегося.
Меняются педагогические технологии – «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования» (Юнеско).
Искусство, в том числе и музыкальное, во многом консервативно, бережно хранит и передает следующим поколениям лучшие свои традиции. Музыкальная педагогика, развиваясь и совершенствуясь, опирается на веками созданные основы исполнительского искусства. Однако, то, что педагогическая мысль должна соответствовать запросам современного общества, не вызывает никаких сомнений. Фортепианная педагогика оставляя в неприкосновенности все самые ценное, меняет технологии обучения, т.е. организацию учебного процесса, цели, содержание, методы и формы работы. На первое место выходят гуманно-личностные и технологии сотрудничества.
Гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности. Они исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Ансамблевое музицирование занимает достойное место в комплексном развитии музыканта-пианиста. Оно открывает самые благоприятные возможности для широкого и всестороннего ознакомления с музыкальной литературой, различными стилями, клавирными аранжировками оперных, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных опусов. Игра в ансамбле – это постоянная и быстрая смена музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнообразной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих музыкальных впечатлений, ансамблевое музицирование способствует развитию центра музыкальности, эмоциональной отзывчивости, стилизует художественное воображение, происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий. Наличие двух творческих личностей в ансамбле вызывает необходимость максимально сблизить исполнительский уровень партнеров. А это – близость этических установок, интеллектуальных уровней, эмоциональное родство, близость методов, форм и направлений в совместной работе.
Оптимальная методическая организация урока «фортепианный ансамбль» включает постановку целей и задач, обусловленных спецификой предмета, педагогически-целесообразный подбор участников, учет общедидактических и специальных предметов обучения. Сюда же входит определение смысловых акцентов, объема содержания урока, его типа, вида, вариативной структуры.
Содержание и методы оптимизации урока фортепианного будут успешно осуществляться, если в урок будут интегрированы компоненты, направленные на развитие индивидуального мастерства каждого из участников, на развитие специфических ансамблевых умений и навыков.
На примере ансамбля Н. Ракова «Протяжная», написанного для исполнения на одном фортепиано, разберем пути оптимизации урока с опорой на темпо-ритм.
Темпо-ритм – это категория не только время измерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Любая музыка развивается во времени. Умение слышать его, понимать законы развития, управлять ими позволяют решать сложные задачи музыкальное исполнительства.
Уже на начальном периоде обучения должны формироваться основные законы метро-ритма:
1. «Время» – категория меняющаяся. Оно «течет», может «бежать вперед»; может замедляться. Этими процессами надо учиться управлять.
2. В мире звуков время измеряется длительностями. Крупные длительности «притягивают» более мелкие. Те в свою очередь «стремятся к ним, тяготеют».
3. В каждом размере есть «сильная доля». «Сила» ее не в громкости звучания, а в интенсивности «притяжения» к себе остальных долей такта.
Эти нехитрые правила позволяют решать личные задачи исполнительского ритма.
«Протяжная» - это лирическое произведение, как и многие опусы Н. Ракова, привлекает доступностью музыкального материала и эмоциональной насыщенностью. Трехчастная форма, пять тем, три кульминации, разворачивается на 3-х листах ансамблевого текста.
Первая часть – звучат три темы. Тема 1 (смотреть приложение А) звучит в исполнении партии 1-го фортепиано. Она бесхитростна, лирична, напевна. Ее первое предложение звучит на фоне тонического огранного пункта во 2-й партии. Во 2-м предложении ее звучание окрашивается аккомпанирующей темой во 2-й партии, окончание которой переходит в тему 1-ой партии. Решение задач темпо-ритма связано с программой произведения. Вокальный звук никогда не «стоит на месте». Поэтому надо внимательно следить за движением в четвертных, в этом ему помогает аккомпанемент тяготением мелких длительностей в более крупные. Во 2-м предложении аккомпанирующая тема 2-й партии, изложенная восьмыми.
Со вступлением 3-й темы (смотреть приложение Б), во 2-м фортепиано готовится 1-я тема, которая является вариативным продолжением 1-й темы (сохранен ритмический рисунок и характер звучания), готовится первая кульминация. Полнозвучное аккордовое изложение темы на фоне гармонически насыщенного сопровождения 2-й партии предполагает звучание смешанного хора (смотреть приложение В). Ритмический рисунок остается прежним, но изменяется характер звучания, меняется темпо-ритм: тяготения становятся обостреннее, взволнованный характер заставляет движение восьмых быть подвижным и целеустремленным.
2-ю часть открывает звучание новой, третьей темы (смотреть приложение Г). Она изложена гармонически, ритмический рисунок более подвижный, «звучание хора» более гибкое.
Появляется четвертая тема (смотреть приложение Д). Прозрачное звучание в сопровождении шестнадцатых piano вносит успокоение. Носителем движения становятся шестнадцатые ноты в аккомпанементе. Секвентное развитие этой темы приводит к центральной, лирико-драматической кульминации, которая, рассыпаясь на короткие реплики, готовит 3-ю часть произведения. Разнообразны темповые решения этой части. Это несколько оживленное звучание основной темы, спокойствие 4-й темы, энергия секвенций, кульминация, ее распад, замедление в доминантовом предыкте. Ведущая роль в осуществлении темпо-ритмических задач этой части принадлежит партии 1-го фортепиано.
В 3-й части, репризе, представлены темы экспозиции. Короткая секвенция приводит к незначительной кульминации. Кода произведения строится на интонациях 1-й темы. Музыкальный материал дробится. Затухание звучания, успокоение движения приводит к завершению произведения.
На основе тщательной проработки темпо-ритма произведения решаются многие исполнительские задачи:
- тщательная интонационная работа с учетом тонкости метро-ритмического рисунка совершенствует звукоизвлечение;
- свобода музыкально-ритмического движения, агогика, познается на личном художественном опыте. Многие агогические трудности легче преодолеваются над исполнительским влиянием партнера;
Синхронизация – главный показатель звучания ансамбля, обостряет ощущение времени, вызывает яркие музыкально-слуховые представления, развивает внутренний слух, навыки предслышания. Формируются сопутствующие движения. Это незаметные для слушателей дирижерские жесты, взгляды, движения головой и т.д. Все это способствует внутреннему единству исполнения произведения.
Выразительно-смысловая функция темпо-ритма «Протяжной» позволяет пять тем, три кульминации произведения выстроить в органическую форму, создает единый художественный замысел и исполнительский план. Благодаря этому, у ансамблистов интенсивно формируется углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, метро-ритмической и темповой координации, складывается межличностная среда ансамблевого взаимодействия, закладываются основы ансамблевой этики: соблюдение профессиональных требований, воспитание личностных качеств.












Список литературы.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М., 1988.
Катонова Н. Ансамбль двух фортепиано в ХХ веке. – М., 2002.
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство / выпуск 8. – М., 1973.
Тайманов И. Фортепианный ансамбль на рубеже столетия. – С-П., 2001.
Мартынова О. Педагогическая специфика занятий фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе / Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. – №3 – М., 2010.








































IMG 146