Проект по теме Двигаться и играть в подвижные игры – значит укреплять здоровье
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 1375
Дошкольное отделение (подразделение № 5)
Проект по теме
«Двигаться и играть в подвижные игры –
значит укреплять здоровье»
Выполнила:
Воспитатель
Бантуш Валентина
Владимировна
Москва 2016-2017 учебный год
Проект в средней группе «Двигаться и играть в подвижные игры – значит укреплять здоровье».
Актуальность темы: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.
Цель проекта: Приобщать воспитанников к здоровому образу жизни через удовлетворение их естественных потребностей в движении, познании и общении посредством подвижных игр.
Задачи проекта:
- Создать благоприятную психологическую обстановку, развивающую предметную среду, побуждающую воспитанника к двигательной активности;
- Совершенствовать координацию движений, двигательной и коммуникативных способностей, организованности и внимательности, умение действовать сообща;
- Воспитывать у воспитанников стремление участвовать в играх, развивать быстроту и точность реакции, тренировок ловкости, умение действовать по сигналу;
- Способствовать закаливанию организма, укреплять здоровье воспитанников;
- Заинтересовать родителей о роли подвижных игр в жизни ребёнка, побуждать играть с детьми, активно включаться в процесс организации и проведении подвижной игры.
Вид проекта –, творческий, игрвой, практико –ориентированный
Возраст детей –4-5 года
Продолжительность – с сентября по ноябрь
Социальные партнеры – дети, родители, воспитатели .
Конечный продукт –
Образовательная область: физическое развитие.
Средства реализации проекта:
перспективный план проекта, перспективный план подвижных игр,
сценарий праздника для воспитанников, родителей и сотрудников детского сада,
картотеки считалок, пословиц и поговорок о здоровом образе жизни, стихов и загадок .
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
2. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 20011.
3. М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2015.
4. Картотека подвижных игр.
5. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.
Оборудование
Мячи
Флажки
Воздушные шары
Ориентиры
Обручи
Шнур, тонкий канат
Предполагаемый результат проекта:
Проект «Двигаться и играть в подвижные игры – значит укреплять здоровье» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи.
Дети научились играть в подвижные игры, старались самостоятельно выбирать игру, контролировать выполнение правил игры, точность выполнения движений; уважительно относиться к товарищам, оказывать им посильную моральную поддержку.
У детей развился интерес к подвижным играм. Родители с огромным желанием приняли участие в беседах, физкультурном празднике, заинтересовались нестандартным физкультурным оборудованием, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома; поделились своими впечатлениями; оформили вместе с детьми выставку рисунков.
Игры, направленные на совершенствование движений носят познавательный характер, что повышает мотивацию и интерес к двигательной деятельности, а также способствует гармоничному развитию личности.
Содержание проекта:
Этапы работы над проектом:
1 этап: подготовительный (создание необходимых условий для реализации проекта)
1). Составление перспективного плана
2). Подбор литературы (стихи, загадки, считалки)
3). Подбор подвижных игр, наглядно-дидактических пособий
4). Подбор картотек подвижных игр
5). Подбор атрибутов к подвижным играм
6). Планирование работы с родителями по данному направлению
7). Использование предметно-пространственной среды в проекте
2 этап: основной (практический, создание условий к исследовательской деятельности)
Рассматривание иллюстраций о спорте
Разучивание стихов, считалок, пословиц и поговорок
Проведение мероприятий, согласно перспективному планированию
Художественное творчество: совместное рисование детей и родителей на тему «Кот и мыши»
Работа с родителями (индивидуальные консультации на тему «Домашний стадион», «Нестандартное физкультурное оборудование»)
Разработка и распространение буклетов: «Подвижные игры и их роль в жизни ребёнка», «Нестандартное оборудование»
План работы
Дата
Вид
образовательной
деятельности
Совместная
деятельность
педагога с детьми
Работа с родителями
Интеграция
Сентябрь – ноябрь
Ежедневная профилактическая работа
- утренняя гимнастика, физминутки (дыхательная, на улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
- гимнастика пробуждения, массажные дорожки
- воздушное контрастное закаливание
Образовательные области:
«Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»
Сентябрь
Беседы
Занятие
Игры
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при умывании (потешки)
Физкультурное занятие «Где прячется здоровье».
-
сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Аптека»;
- подвижные игры :
«Зайцы и волк», «Удочка»,
«На границе» и т.д.;
-
Дидактические игры :
«Мяч в ворота» (на дыхание),
«Что лишнее» (на внимание) и т.д.
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребёнка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
Октябрь
Беседы
Занятие
Игры
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
- чтение худ. литературы К. Чуковский «Мойдодыр»;
А.Л.Барто «Девочка чумазая»,
А.Л.Барто «Верёвочка»,
валеологических сказок («О мыльной пене и расчёске», «5 дел перед сном», «Как Миша и Маша учились мыть руки» и др.),
дидактические: «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых флажка» и т.д.;
- подвижные игры : «Мышеловка» и т.д
.
Консультация «Домашний стадион»
Октябрь
Беседы
Занятие
Игры
«Беседа о здоровье, о чистоте»
- В стране Болючке.
Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.
Занятие Мой веселый звонкий мяч
Подвижные игры : «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору».
Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье».
Ноябрь
Беседы
Занятие
Игры
Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье;
Чтение худ. литературы: К. Чуковский «Федорино горе»;
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
-подвижные игры : «Воробушки и автомобиль»,
«Кот и мыши» и т.д.;
- сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Аптека».
Картотека «Физминутки», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры».
Ноябрь
Беседы
Занятие
Игры
"Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
-дидактические игры : «Мяч в ворота», «Что лишнее?» и т.д.
- на воздухе «Делай как я», по желанию детей
Подвижные игры:
Цветные автомобили.
Лохматый пес
Выставка нестандартного физкультурного оборудования (их важность и значимость в развитии ребенка).
3 этап:
4 этап: заключительный
1) Подведение итогов реализации проекта, соотнесение результата с поставленными целями;
2) Оформление проекта;
3) Показ на педагогическом совете результатов использования подвижных игр в повседневной жизни.
Приложение 1
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и винегрет.
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Марине всем полезны витамины.
5.Наша Вика булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Приложение 2
Потешки при умывании
Водичка-водичка,Умой Настино личико,Настя кушала кашку,Испачкала мордашку.Чтобы девочка былаСамой чистенькой всегда,Помоги, водичка,Умыть Настино личико
Ай, лады, лады, ладыНе боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся, грязь смывайся!
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Водичка, водичка,Умой Лешино личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
Знаем, знаем, да-да-даГде ты прячешься, вода!Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошкуПо-нем-ножку.Лейся, лейся, лейсяПо-сме-лей -Катя умывайся веселей.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.
Приложение 3
Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение 4
Физкультминутки для дошкольников
Физкультминутка. Аист(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова правою ногою,Снова левою ногою.После правою ногою,После левою ногою.И тогда придешь домой.
А над морем мы с тобою!Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)Мы теперь плывём по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
А сейчас мы с вами, детиА сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете.На носки поднимись,А потом руки вниз.Раз, два, три, четыре Вот летит ракета ввысь! (12 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 34 основная стойка.)
А теперь на месте шагА теперь на месте шаг.Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Физкультминутка. БабочкаСпал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка. БелкиБелки прыгают по веткам.Прыг да скок, прыг да скок!Забираются нередкоВысоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!Раз, два, три, четыре, пять!Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)Раз, два, три.Наклонился левый бок.Раз, два, три.А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)И дотянемся до тучки.Сядем на дорожку, (Присели на пол.)Разомнем мы ножки.Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)Раз, два, три!Согнем левую ножку,Раз, два, три.Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)И немного подержали.Головою покачали (Движения головой.)И все дружно вместе встали. (Встали.)
Вверх рука и вниз рукаВверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз хлопок и вверх хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Приложение 5
Комплексы дыхательной гимнастики для средней группы
1. «Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
тихое, неслышное дыхание или шумное.
2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
3. «Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер. Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.
7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
8. «Радуга, обними меня»
Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Приложение
Спортивный праздник с детьми и родителями средней группы
« Здоровые дети в здоровой семье»
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детей.
Задачи:
Образовательная область « Физическая культура»
- развивать физические качества, быстроту, силу, ловкость;
-содействовать формированию желания вести здоровый образ жизни;
-формировать стремление активно участвовать в праздниках и развлечениях.
Образовательная область « Здоровье»
-воспитывать желание заботится о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.
Образовательная область « Социализация»
-развивать волевые качества;
-продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения.
Образовательная область « Коммуникация»
-пополнить литературный багаж детей загадками и стихами;
-развивать способность свободно общаться со взрослыми и детьми.
Интегративные качества:
-формировать у детей активность, любознательность, отзывчивость, умение управлять своим поведением в коллективе.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые родители! Мы говорим, Вам здравствуйте, а это значит, мы всем Вам желаем здоровья. Слово «здравствуйте» - одно из главных, первых слов. Вы услышали его сразу, как только начали жить, говорить, ходить. На первый взгляд это обычное слово. Однако в нем содержится все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и теплые пожелания здоровья. А задумывались ли вы, почему в приветствие людей друг друга заложено пожелание здоровья. А потому что здоровье - это самая главная ценность человека. И нашу сегодняшнюю встречу, мы решили посвятить здоровью! Здоровье детей - забота всех. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Дети читают стихи.
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Любим спортом заниматься,
Любим весело смеяться.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт для всех нам очень нужен.
Спорт-здоровье, спорт-игра,
Скажем спорту мы-УРА!
Ведущий: Наш совместный праздник посвящен здоровью, укреплению здоровья наших детей, о потребности в здоровом образе жизни детей и взрослых.
Наш праздник начинается и начинается он с разминки.
Собрались все дружно в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте»(сл. и муз. М. Картушиной)
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.Здравствуйте, ножки! - Пружинка. Топ-топ-топ! - Топают ногами. Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.Привет! - Машут рукой.
Ведущий: Ручки, ножки, щечки разогрели, а про глазки то забыли. Они нам нужны в наших соревнованиях. Сделаем гимнастику и для них (проводится зрительная гимнастика)
Над волной летают чайки - смотрим вверх
Море плещется красиво - смотрим вниз
Зорко взгляд сейчас бросаем мы на всех!
Слева - справа, слева - справа, красота!
И вокруг нас происходят чудеса!
Ведущий: А вы любите отгадывать загадки? А загадки не простые, спортивные
1. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку)
2. Не обижен, а надут.
Его по полю ведут,
А ударят нипочем
Не угнаться за (мячом)
3. На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра (хоккей)
4. Два березовых коня.
По снегу несут меня.
Кони эти рыжи и зовут их (лыжи)
5. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие (коньки)
6. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег. Готовы (санки).
7. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой (велосипед) Ведущий: Молодцы, хорошо размялись и теперь готовы приступить к основным соревнованиям!
1. Игра для детей «Водители» - за веревочку провести машины между конусами и вернуться назад.
2. Игра для родителей «Скачки» - на больших мячах. Участник команды прыгает с мячом, зажатым между ног, до ориентира и бежит обратно.
3. Игра для детей «Выбери спортивный инвентарь» - нужно по очереди выбрать из множества предметов, лежащих в обручах, нужный предмет и принести в корзину.
4. Игра для родителей и детей «Цветик - семицветик». Помните сказку про цветок с разноцветными лепестками, оторвав которые можно было исполнить свои желания (родители вместе с детьми добегают до ориентира, у цветика - семицветика отрывают лепесток, где написано задание как возвращаться обратно).
5. Игра для всех «Винни - Пух». У Винни - Пуха был лучший друг Пятачок, который так торопился на день рождения к ослику, что по пути испортил подарок - воздушный шарик лопнул. Вот вы будете сейчас Винни пух и Пятачок. (Папы и дети вместе стараются лопнуть как можно больше шариков».
Ведущий: Все показали и скорость бега, и силу, и ловкость, и умение легко прыгать. Молодцы!
Ведущий: А сейчас мы познакомим вас, уважаемые родители с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье!
а) Игровой самомассаж необходим для хорошего настроения, осознанного стремления быть здоровым и для профилактики ОРЗ.
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Будем носик растирать.
Лобик тоже разотрем,
Ладонь поставим козырьком.
Вилку пальчиками сделай
И массируй ушко смело
Знаем, знаем - да, да, да,
Нам простуда не страшно
б) Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др.
Воспитатель вместе с детьми показывает пальчиковую гимнастику, а родители повторяют
«Дом»
- Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга- Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук- Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх- Буду жить я в доме том. похлопать ладонями
в) Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшение их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ
Показ детьми, а родители повторяют
«Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.
Ведущий: Я точно знаю, что и родители умеют делать массаж. Они очень часто это делают своим детям. Давайте, ребята, попросим их ещё раз с нами поиграть в игру «Я – массажист»
Дети встают в круг. Родители за ними и делают легкий массаж спины, рисуя на ней контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы – рельсы, шпалы – шпалы, ехал поезд запоздалый»
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Здоровье бесценный дар природы, его нужно беречь и укреплять. Надеюсь, все участники получили заряд бодрости и здоровья, а также знания о здоровом образе жизни. Желаем всем быть ловкими, сильными, закаленными, а значит - и здоровыми!
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство Земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.( Ж. Жабаев)
В конце праздника все участники награждаются грамотами и витаминамПриложение 6
Картотека подвижных игр в средней группе
ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.
Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.
Если флажок опущен, автомобили не двигаются.
Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС
Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.
ЗАЙЦЫ И ВОЛК
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:
«Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увёртыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
ПТИЧКИ И КОШКА
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увёртыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила:
Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
КОШКА И МЫШКА
Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.
Правила:
Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».
Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.
ЛОШАДКИ
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа - конюхи, другая – лошадей. На одной стороне – конюшня, на другой – помещение для конюхов, между ними луг. На слова: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!» - конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию идут шагом или бегут. По слову: «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. На слова: «Идите отдыхать!» конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу: «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений на слова: «Отведите лошадей в конюшню!» - конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.
Правила: Играющие меняют движения по сигналу. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально
КРОЛИКИ
Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.
Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.
Правила:
Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.
Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».
Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.
Приложение 7
Советы по физической культуре для родителей
Как бороться с плоскостопием
Бывает, что дети жалуются на дискомфорт или даже болезненные ощущения в стопах. В большинстве случаев они связаны с детским плоскостопием.
Сначала необходимо определить, есть ли плоскостопие у малыша. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ног ребенка. Отчетливо должны просматриваться пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькая полоска внешнего края ступни и пятка. Внутренней край ступни не должен быть отпечатан – на его месте выемка в форме полукруга. Если на полу виден весь след ступни, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие – или, проще говоря, плоская стопа.
Незначительный, казалось бы, дефект, может, развиваясь, привести к неприятным последствиям. Поскольку стопа не способна сохранять
опорно-двигательный аппарат человека в нужном положении, центр тяжести перемещается на менее приспособленные для этого зоны позвоночника и мускулы. В результате чего может измениться осанка, появится боль в спине, ногах и пояснице.
Что же делать, если у ребенка плоскостопие? Прежде всего - не разрешать ему бегать дома в носочках или вязанных «бабушкиных» тапочках, где нет нормальной жесткой подошвы. Обувь должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы – они не помогают правильно сформировать ногу ребенка.
Детская обувь обязательно должна иметь:
детали, фиксирующие стопу по отношению к подметке (перепонки, ремешки, шнуровка);
высокий задник;
жесткий закрытый внутренний край;
каблучок высотой 1- 2 см.;
гибкую, легкую, толстую пружинящую подошву с мягким супинатором;
широкий носок, не сдавливающий пальцы.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образованием плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
приложение№ 8
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы
Взберитесь на палку
Сесть на пол и взять в руки палку. Поставить ее вертикально на пол и попробовать на нее «влезть». Для этого надо обхватить палку справа и слева ступнями. Пятки и пальцы тоже упираются в палку. «Взбираться», пока могут сгибаться колени, затем «спуститься» по палке вниз.
Разминка балерины
Сесть на стул или скамейку и упереться пальцами ног в пол. Начать разминку. Маленькими шажками «идти» вперед, пока ступни не коснуться пола, затем «вернуться» назад, как балерина на пуантах. Следить, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки были не далеко одна от другой.
Игра в шарики и кольца
Сесть на пол, и разложить перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положить по шарику. Опустить шарики в кольца поочередно:
пять - пальцами правой ноги, пять – левой. Затем достать шарики пальцами ног и положить их перед кольцами, а потом кольца опустить на шарики.
Скатать чулок
Сесть на пол или на табурет и расстелить перед собой «чулок» (платок). Выдвинув вперед одну ногу, распрямить пальцы, ухватить ими «чулок», подобрать часть его под ступню. Снова, распрямив пальцы, ухватить и подобрать новую часть «чулка». И так повторить до тех пор, пока «чулок» не исчезнет под ступней полностью. Выполнять это упражнение одной ногой, потом другой, а затем двумя.
Вяжите ногами
Сесть на пол, согнув ноги в коленях, колени раздвинуть, а ступни сблизить. Пальцами ног взять прутики с нанизанными на них колечками (это могут быть и большие вязальные спицы, и карандаши). На один прутик перебросить с другого прутика, как петлю при вязании. Нанизать на прутик несколько колец.
Обезьянки читают газету
Пальчиками ног рвать газету на части.
Обезьянки – художники
Толстым фломастером, зажатым между стопами или пальцами, нарисовать на листе бумаг, лежащем на полу, рисунок (солнце, цветок и др.).
О правильной осанке.
Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а, следовательно, и газовый обмен в организме.
Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.
Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках.
Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).
Перечислим основные требования к движениям детей, важные для формирования осанки.
Во время ходьбы ребенок должен идти не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г). Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.
Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).
При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.
Кроме упражнений в основных движениях, с детьми старшей группы проводятся упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. От выбора движения, составляющего основу упражнения, зависит его влияние на осанку.
В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При раскачивании прямых рук спереди назад нужно требовать, чтобы "маятник" качался равномерно.
При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка и на нее надо посмотреть.
В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.
приложение №9
информация для родителей «Домашний стадион»
Не многие родители знают, когда следует начинать занятия физкультурой с ребёнком. В данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше». О физическом развитии ребенка необходимо заботиться еще до его рождения. Если будущая мама ведет здоровый образ жизни, выполняет адекватные ее состоянию и возможностям физические нагрузки, правильно питается, закаливается, то значительно больше гарантий, что на свет появится здоровый малыш. После рождение ребенка укрепить его организм помогут массаж и гимнастика. Существует методика оздоровления и физического воспитания младенцев с использованием плавания даже с двухнедельного возраста!
Так что уважаемые мамы и папы, если вы еще не занялись оздоровлением своих детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.
С чего начинать?
Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие границы, постарайтесь оценить возможности и способности вашего малыша. К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, в умеренном темпе в чередовании с ходьбой (в течение 2-3 мин., на перегонки (30 м за 7, 2 сек.) . к трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места (на 100 см) и с разбега (180 см, в высоту с разбега (50см) .
Дошкольника можно учить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то есть всему тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребёнка. Его физических возможностей.
Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?
Нельзя заставлять ребёнка выполнять упражнения, которые ему не нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными средствами. Если ребёнка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика пяти лет не устраивает занятие в хореографической студии, предложите ему спортивные игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.
Не рекомендуются висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребёнок упирается во что-то коленями или легко достаёт опоры носками ног.
Не рекомендуется заниматься на тренажёрах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых.
Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой?
В последнее время стало престижным отдавать детей в секции большого тенниса, конного спорта, каратэ и пр. Однако не следует забывать, что спорт-это всегда повышенные физические нагрузки, проявление волевых усилий, способность переживать поражение. Если вы хотите, чтобы ребёнок был здоров и счастлив, играйте с ним! С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические качества, о развитии которых так мечтают многие родители, можно легко развить, а совместных играх с ребёнком, а ещё лучше, объединив трёх-четырёх близких по возрасту детей. Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки без излишних волевых усилий.
Если вы решили делать зарядку по утрам, подумайте, что может доставить вашему ребёнку радость от совместного общения. Например, придумайте ребенку роль: сегодня он проснётся тигром, завтра-щенком. Войдя в образ под соответствующую музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные упражнения в подтягивании, поворотах, прыжках и лазанье. Если с года до четырёх-пяти лет ребёнка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результатам. Хвалите его за любые достижения, радуйтесь новым удачам.
Они такие разные!
Если для девочек привлекательными являются занятия ритмической, художественной гимнастикой, то для мальчиков - элементы борьбы, лёгкая атлетика. Принадлежность к определённому полу не даёт основания для выбора тех или иных видов упражнений. Всё зависит от интересов и особенностей детей.
Прежде всего надо выбирать посильные упражнения. Это не значит лёгкие. Ребёнок должен прикладывать определённые усилия и в результате повторений и обязательной положительной оценки добиваться хотя бы небольшого, но положительного результата на каждом занятии.
Подойдут динамические, интенсивные разнообразные, игровые упражнения. Также подойдёт бег с препятствиями, игры с мячом, прыжки через скакалку, лазание, ходьба на лыжах, плавание.
Излишне худым детям надо больше заниматься на открытом воздухе, желательно в природных условиях, чтобы нагонять аппетит.
Физкультура в квартире.
Часто в загроможденной дорогостоящей мебелью квартире ребёнку с его неуёмной энергией нет места. Безусловно, не каждый родитель решится отодвинуть импортную мебель и поставить перекладину, а тем более разместить спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей - достойная награда за такую жертву.
Для того, чтобы «стадион в квартире пользовался популярностью», занятиям надо придавать сюжетно-образный характер. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дошкольники трёх-четырёх лет, имитируя повадки кошек, белочки, обезьянки, с удовольствием залезают на верхушку дерева, делают запас орехов, грибов, достают бананы с верхней ветки и т. п.
Если у вас нет возможности соорудить комплекс в квартире, подумайте, где можно разместить основной физкультурно-спортивный инвентарь: турник, лестницу, мяч для прокатывания, дартс, кольцеброс, гимнастическую палку, пластмассовые городки, кегли, а для ребёнка до трёх лет – игрушки-двигатели: забавные автомобили и животных на колёсах.
Проанализируйте все причины, постарайтесь устранить их, основываясь на рекомендации Бочаровой Н. Н. («Ребёнок в детском саду»№4 2009г., начните заниматься вместе с ребёнком и положительный результат не заставит долго ждать.
Приложение 10
Беседа с детьми средней группы «О ЗДОРОВЬЕ И ЧИСТОТЕ»
Воспитатель:
Здоровье - это счастье!
Это когда ты весел и все у тебя получается.
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
В формировании понятий о здоровом образе жизни.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
1. Это, ВО-ПЕРВЫХ, соблюдение режима дня.
В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда.
(беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).
2. ВО-ВТОРЫХ, это культурно-гигиенические навыки.
Воспитатель: Ребята, вы должны уметь правильно умываться.
Для чего это надо делать?
Дети: Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
(Для закрепления навыков использую художественное слово, отрывок из сказки Чуковского «Мойдодыр»)
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О МИКРОБАХ:
Воспитатель:
Они очень маленькие и живые.
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Воспитатель: Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов.
Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов?
Дети: есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
Воспитатель: Какой вывод, нужно сделать и хорошо усвоить: не есть и не пить на улице;
всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
3. В-ТРЕТЬИХ, это гимнастика, образовательная деятельность, закаливание и подвижные игры.
Воспитатель:
1. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
2. Почему так говорят: «Береги здоровье смолоду».
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
3. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
4. В-ЧЕТВЕРТЫХ, культура питания.
Воспитатель:
1. Обыгрываю ситуацию: «В гости к Мишутке»; «Винни-Пух в гостях у Кролика».
2. Рассматриваем и обсуждаем картинки к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!»
Дети делают вывод:
Нельзя пробовать все подряд; есть и пить на улице; есть немытое;
есть грязными руками; давать кусать; гладить животных во время еды; есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
Воспитатель: В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка (важно для зрения).
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для укрепления костей).
Воспитатель: Для лучшего запоминания использую художественное слово:
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пь т.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Приложение 11
«Где прячется здоровье»Конспект занятия в средней группе.
Цели и задачи:
1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.
2. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.3. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Методы и приемы: познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, игра, исследовательские действия.
Оборудование: мяч, модель солнца, набор иллюстраций – «Продукты питания», макет дерева, телефон, стихи для словесной игры, указка.
Сюрпризный момент: гномик
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни.
2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Соблюдай личную гигиену».
3. Чтение детям художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» (Чуковский К.И.), «Вредные советы» (Б.Заходер).
4.Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики.
5. Выполнение дыхательных упражнений
6. Заучивание с детьми стихов о витаминах.
7. Подготовка атрибутов к занятию.
8. Совместная работа с другими воспитателями, музыкальным работником.
Ход занятия.
Инструктор: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово здравствуй. Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и сделаем это в игре «Здравствуй».
(коммуникативная игра с мячом)
В комнату входит гномик чем-то расстроенный.
Инструктор: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел гномик, давайте поздороваемся с ним. Но что-то он очень грустный.
(обращаясь к гномику): Что случилось с тобой, гномик, почему ты такой грустный?
Гномик: Ребята, я пришел к вам за помощью. Что-то я совсем без сил, мне кажется, что я потерял свое здоровье и незнаю, где его найти. Вы мне поможете?
Инструктор: Ребята, а как вы думаете, кто может помочь гномику, кто все знает про здоровье и о том, что надо делать, чтобы его не потерять. (Врач)
А где можно найти врача? (В больнице)
Как можно вызвать врача сюда? (По телефону)
По какому номеру телефона вызывают врача? (03)
Правильно, чтобы вызвать врача, скорую помощь нужно набрать всего лишь 2 цифры 03.
(инструктор показывает этот номер телефона и звонит)
Инструктор: Алло, здравствуйте, это больница?
Врач: Да, мы вас слушаем.
Инструктор: Мы бы хотели вызвать врача к нам в детский сад № 4 «Алёнушка». У нас, кажется, заболел гномик. Вы сможете прийти?
Врач: Да, конечно, я скоро буду.
Инструктор: Ну вот, гномик, скоро придет врач и подскажет, как можно тебе помочь.
Входит врач
-Здравствуйте, ребята. Я пришел по вызову. Что же у вас случилось? Неужели кто-то заболел?
Инструктор: Нет, наши дети здоровы, но вот к нам в гости пришел гномик, который себя плохо чувствует и боится, что он потерял свое здоровье. Он не знает как можно найти свое здоровье.
Врач: Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма.
Чтобы узнать как называется первый лучик нашего солнышка здоровья я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правильно, правильно, совершенно верно».
Я буду вам говорить маленькие стихотворения, если в них говорится то, что правильно, то вы все вместе говорите «Правильно, правильно, совершенно верно», а если в стихотворении говорится о том, что не надо делать, то вы молчите. Вы поняли?
1.Чтоб расти и закаляться
Надо спортом заниматься
2. Будет пусть тебе не лень
Чистить зубы 2 раза в день
3.Чтобы зубы не болели
Ешь конфеты-карамели
4. Если выходишь зимой погулять
Шапку и шарф надо дома оставлять
5. Фрукты и овощи перед едой
Тщательно, очень старательно мой.
6. Вовремя ложись, вставай
Режим дня ты соблюдай
7. Вот еще совет простой
Руки мой перед едой
8. От мамы своей быстро вы убегайте
Ногти свои ей подстричь не давайте.
9. Платочек, расческа должны быть своими
Это запомни и не пользуйся чужими.
10.Если на улице лужа иль грязь
Надо туда непременно упасть.
- Как можно одним словом назвать все те действия, которые надо обязательно выполнять и на которые вы дружно ответили «правильно, правильно, совершенно верно»? (Гигиена)
- Именно так называется наш первый лучик здоровья. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать личную гигиену.
Открываю 1-ый лучик солнышка здоровья.
- А теперь я предлагаю вам проделать небольшой опыт.
- Попробуйте глубоко вздохнуть, а потом закройте ладошкой нос и рот. Что вы чувствуете? А чем мы дышим?
- Правильно, мы дышим свежим воздухом, именно поэтому мы выходим каждый день на улицу, на прогулку.
- 2-й лучик нашего солнышка здоровья – это свежий воздух.
Открываю 2-й лучик.
- Давайте мы вместе вспомним какие упражнения на дыхание мы знаем.
Наклон назад, вдох через нос, обнимая себя
Наклон вперед - выдох через рот, руки опустить.
2. Вдох через нос
Выдох через рот на полуприсяде.
Упражнение «Надуй шарик»: вдох через нос, выдох небольшими порциями в «шарик», пока не «лопнет».
Гномик: Оказывается так интересно правильно дышать. Мне так понравились эти упражнения. Теперь я буду делать их каждый день.
Врач: А еще у меня есть для вас особый рецепт. Вот послушайте.
Никогда не унываю
И улыбка на лице
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
- Если вы будете мало принимать витаминов, то будете плохо расти. Вы не будете бегать, прыгать, играть, потому, что у вас просто не будет сил. И поэтому к вам будут прилипать всякие злючки-болячки и с ними будет трудно бороться.
- Как вы думаете, где можно взять витамины?
- А еще где могут быть витамины?
- Правильно, витаминов много в овощах и фруктах.
- И я предлагаю вам всем послушать стихи о витаминах.
Я витаминка А
Меня запомнить просто
Найдешь меня в морковке
Я - витаминка роста.
Витаминкой В назвали
Строго-настрого сказали:
Жить в орешках, огурцах,
Хлебе, щавеле, грибах.
Хоть и кислый я на вкус
Улыбнитесь, Сони
Витаминкой С зовусь
И живу в лимоне.
Мы на солнышке лежали
Витамин Д принимали.
Кто же мы теперь: ребятки
Или просто шоколадки?
- А теперь я предлагаю вам вырастить чудо-дерево, на котором будут расти только полезные продукты. Вот здесь картинки с изображением различных продуктов питания. Каждый из вас подойдет, возьмет одну карточку с изображением полезного продукта и повесит ее на дерево. А потом тихонько сядет на свое место.
- Какие продукты не взяли на дерево? Почему?
- А как можно одним словом назвать продукты, изображения которых вы повесили на дерево? Какие они?
- Значит чтобы быть здоровым нужно принимать (витамины), кушать полезные продукты, в которых много витаминов.
- Именно так, витаминная еда называется наш следующий лучик: витаминная еда.
Открываю 3-й лучик солнышка здоровья.
У нашего солнышка уже открыли мы 3 луча.
А теперь давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Покажите свои мускулы.
Ребята, а от чего появляется сила в наших руках, как вы думаете?
А вы любите делать зарядку?
Давайте мы сейчас покажем гостям, как мы умеем делать зарядку.
Комплекс ритмической гимнастики под музыку.
Посмотрим сколько силы стало в ваших руках. Добавилось силы?
Как вы думаете, почему человек должен быть сильным?
Сила укрепляет здоровье человека. Чтобы быть сильным, нужно делать зарядку, заниматься спортом. И следующий, 4-й лучик нашего солнышка называется физ. упражнения.
Открываю лучик.
Гномик: Я все понял, чтобы найти свое здоровье и не потерять его, надо хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, делать каждый день зарядку и не забывать мыть руки.
Врач: Все правильно, гномик. Но у нашего солнышка есть еще один лучик. Посмотри на наших ребяток: они весело улыбаются, как ты думаешь, какое у них настроение?
Хорошее настроение – вот название последнего, пятого лучика.
Открываю 5-й лучик.
- Посмотрите, как улыбается солнышко, оно радуется, что мы вместе узнали, как найти и сохранить свое здоровье. И мы все очень рады, что мы сумели тебе помочь. Ведь правда, ребята? Теперь ты знаешь, как найти и сберечь свое здоровье?
Гном: Да, конечно, спасибо, ребята. А теперь я побегу, расскажу эту хорошую новость всем другим гномикам. До свидания!
Гномик уходит радостный.
Врач: Ребята, понравилось вам наше солнышко здоровья? Давайте назовем, какие лучики у солнышка мы открыли.
1-й лучик: гигиена
2-й лучик: свежий воздух
3-й лучик: витаминная еда
4-й лучик: физические упражнения
5-й лучик: хорошее настроение.
- Если вы будете все это соблюдать, то непременно будете здоровы!
Теперь я могу быть спокоен, что ребята из средней группы д/с №4 «Алёнушка» будут всегда здоровы и научат беречь свое здоровье всех своих близких. За то что вы такие умные, активные, добрые я принес вам угощение. Потом в группе покушаете. Ну а мне пора прощаться. До свидания, ребята.
Врач уходит.
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
Приложение № 12
В стране Болючке.
Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Как начинаются сказки? В некотором царстве, За тридевять земель, Живало – бывало. Начнём и мы по-простому. Жили - были два братца. Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал его, искал не нашёл. Посмотрел на свою собачку Пыжика, а та вдруг заговорила голосом человечьим: Антошку утащила колдунья Ангина. Он напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут - схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная, злая. Я на неё залаял, - только хуже сделал, - схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие. Я вот чемоданчик нашёл, это доктор Айболит оставил мне на всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо.
Недолго Петька собирался в путь дорожку - побежали с Пыжиком спасать Антошку: Бегут и по дороге встретили студента Фурацилина: "Куда бежим? - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!"
На берегу он объясняет, что при ангине надо язык высовывать изо рта очень быстро и так часто делать - помогает. А ещё надо полоскать горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил и вот раствор готов. Тут собачка нашла Ангину - в кустах у дороги прячется. Фурацилин к ней подскочил, в ведёрко её опустил и как давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его несёт какая - то высокая особа. Фурацилин говорит: "Это тётка Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её схватила злющая королева страны Болючки. Простуда из нормальной превратила в высокую. Я с ней не могу бороться. Бегите сами, спасайте Антошку!"
Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала, спала, стоя у дерева. Антошка рядом лежит - красный. Из чемоданчика выскочили цветки липы. Сделали из них настой липовый, напоили братца, он начал бледнеть, а тётка стояла, стояла, да вдруг и упала. Превратилась в нормальную температуру.
Пыжик начал учить Петьку, что при высокой температуре надо много пить липовый настой и чего-нибудь кислого, и она быстро превратится в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали два бородатых старика. Один из них постоянно чихал, а другой кашлял. Они подбежали к Петьке, схватили у него Антошку и моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.
А на встречу им девочка и мальчик, они представились ГВОЗДИЧКА и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику (пряность) и посоветовали: "Прежде чем бежать по следам этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны. - А кто они? - это любимчики королевы Простуды - Насморк Апчхи и Кашель Кхей-Кхей. Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут Апчхей и Кхей-Кхей.
Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила Ворона, хорошие ребята, но очень любят кутаться, т. к. панически боятся королеву Простуду. У них стены сделаны из подушек, улицы, города закрыты коврами, над городом крыша из стекла. А сами всегда одеты так:/ А. Барто "Сто одёжек"/
Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,
Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?
Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может
Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?
Жителей этой страны называют куталки.
Наконец, ворота этой страны открыл мальчик в тулупе, валенках и шапке. "Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов. На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки, ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, не закалён, Простуда всё - равно прорвётся сквозь подушки, вместе со своей компанией - кашлем, насморком и высокой температурой, схватит человека и начнет его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки".
Ворона прочла им учёную лекцию: " Чтобы не бояться простуды, надо одеваться по погоде, второе - делать зарядку, третье - обтираться холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки. Куталки решили стать закаляками, стали раздеваться, разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.
Приложение №13
Конспект интегрированного занятия в средней группе
"Мой весёлый звонкий мяч"
Программное содержание:
- Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему,
- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,
- Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами,
- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом,
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости,
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.
Оборудование:
Мячи, картинки (демонстрационные) с изображением разных видов мячей; зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, футбольные мячи из крышек; разрезные картинки мячей (пазлы), схема описательного рассказа об игрушке.
Предварительная работа:
Наблюдение за мячом и его свойствами.
Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.
Ход занятия:
I.Введение в тему занятия.
Собираем пазлы.
- Что получилось?
- О чем сегодня будем говорить?
- Хотите узнать что-то новое о мячах?
II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.
Мяч одна из самых древних и любимых игрушек. Придумали его много – много лет назад.
В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.
Показ мячей.
а) Вот такие веселые, звонкие, мягкие мячи шили девушки (2 мяча).
б) А этот мяч называли «попинушка»
- Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)
в) Этот мяч древнерусский, носил название «пенек»
- Почему?
г) А этот «китайский» мяч.
- Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, был первым привезен из Китая).
III.Современность.
Современные люди научились надувать мяч воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.
- Какую? (круглую)
- Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.
2. Делают мячи из разных материалов
Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешок определить из какого материала сделан мяч).
3.Для каждой спортивной игры существует свой мяч.
Д/игра «Что можно делать с мячом?»
(играть, пинать, подбрасывать ..Бросаю мяч ребенку, называет действие и возвращает обратно).
IV.Составление рассказов.
В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и с помощью этой схемы – помогалочки, расскажите о нем, а мы должны угадать о каком мяче шел рассказ (2-3 рассказа, оценка- выделить в каждом рассказе что – то особенно интересное).
V. Задание на ориентировку на плоскости.
- Хотите поиграть в футбол?
Д/игра «Мяч на поле».
- Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.
Итак:
Положите мяч в центр поля.
Мяч отправляется в левый верхний угол.
Гол! Мяч в правых воротах.
Положите мяч в центр поля.
Мяч в правом нижнем углу.
Мяч в правом верхнем углу.
Гол! Мяч в левых воротах.
Мяч в левом нижнем углу.
VI. Правила по технике безопасности при игре с мячом.
- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.
- Как приучит мяч быть послушным?
1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.
VII. Заключительная часть.
- Эту коробку мне передали дети подготовительной группы.
- Что же за секрет приготовили дети?
- Надуйте воздухом.
- Что получилось? (легкий, бумажный, безопасный мяч).
- Хотите поиграть? (дети играют, занятие заканчивается).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 144415