Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 3 класс VIII вид



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово»
реализующее специальные коррекционные программы VIII вида


«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ И.В.Сулацкова
подпись
Протокол № 1
от «26» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ Е.Е.Лазаренко
подпись ФИО
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.
«Утверждено»
Директор
________ Г.В. Фирсова
подпись ФИО
Приказ № 72
от «28» августа 2015 г.






Рабочая программа
по предмету
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

для 3 «б » класса

Учитель: Лазаренко Евгения Евгеньевна, I кв. категория

с. Бабстово


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 3 класса составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой.
      Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)
Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание( 2006 )
Учебный план МКОУ СОШ с. Бабстово реализующий специальные коррекционные программы VIII вида Приказ № 59 от 04.06.2015
уставом школы протокол № 4 от 23.12.2014 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Локальные акты (приказы, положения).
Приказ Минобрнауки РФ от 3.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников..».
Приказ Минобрнауки РФ от 08..06.2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
Приказ Минобразования РФ от10.04..2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Приказ комитета образования Еврейской автономной области от 10.07.2013 № 312 «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида Еврейской автономной области. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель  ствол, трава  куст  дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза  цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках  на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цель: обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Задачи:
-Привлекать учащихся к участию в беседе.
-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
 - Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
  -Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
   - Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Основное содержание тем:
Сезонные изменения в природе. Улица, на которой расположена школа. Транспорт. Посуда. Мебель. Одежда. Обувь. Овощи. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры.  Ягоды. Деревья. Растения на клумбах. Комнатные растения. Раннецветущие растения. Растение. Обобщение. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Домашние птицы. Насекомые. Животные. Обобщение. Охрана здоровья. Повторение.
      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.       Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.       Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.       Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».       Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).       Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).       Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).       Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).       Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.       Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.       Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.       Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.       Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.       Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).       Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.       Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.       Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.       Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.       Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.       Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.       Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.       Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.       Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.       Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение  защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.       Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.       Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.       Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
  Формы работы на коррекционных занятиях: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Межпредметные связи
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
-узнавать животных Еврейской автономной области
- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- различать и называть основные части растений;
- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; узнавать растения Вологодской области
- использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны уметь:       - называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;       - участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;      -  связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;       - ухаживать за одеждой и обувью;       - поддерживать порядок в классе, интернате, дома;       - соблюдать правила личной гигиены;       - соблюдать правила уличного движения.       Учащиеся должны знать:
      - названия и свойства изученных предметов;       - выученные правила дорожного движения.
Программа по предмету  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.



Тематическое планирование
№ раздела
Тема
Количество часов
Из них экскурсий
Из них практических занятий

1
Сезонные изменения в природе.
11
2
5

2
Улица, транспорт
8
2
2

3
Бытовые предметы
11
-
4

4
Растения
18
-
8

5
Животные
9
2
1

6
Охрана здоровья
10
-
2

7
Повторение
1
-
1


Итого за год
68
6
23



четверть
кол-во часов

I
16 часов

II
16 часов

III
22 часа

IV
14 часов

итого
68 часов


































Календарно – тематическое планирование

№№
п/п
Тема урока
Дата
Прогнозируемые результаты
Развитие навыков устной речи
Оборудование
Контрольно-диагностические материалы




Знать
Уметь




I четверть – 16 часов


Лето красное

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания.
Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Летние месяцы.
Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах.
Н. Абрамцева «Сказка о тумане».
Картинки
Составление предложений по опорным словам.


Экскурсия «Ищем лето».
 

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания.
Составление предложений – ответов на вопросы. Уточнения словаря.
План экскурсии (схема)
Рисование по итогам экскурсии.


Летние работы в деревне.

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания.
Составление предложений, коротких высказываний по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам.
Сюжетные картинки.
Рассказ о признаках лета по схематическому плану.


Овощи, фрукты, ягоды.

Умение употреблять в речи относительные прилагательные.
Знание   названий  овощей.





В нашем огороде

Умение употреблять в речи относительные прилагательные.
Знание   названий  овощей.
Классификация. Обучение описанию по данной схеме.
Отгадывание загадок
Картинки овощей, ягод, фруктов. Муляжи. Натуральные овощи.
Составление предложений о летних работах в деревне по сюжетным картинкам.


В нашем саду

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания.
Описание по плану-схеме.
Отгадывание загадок.
Составление предложений по сюжетной картинке «Сбор урожая в саду», «На болоте»
Картинки овощей, ягод, фруктов. Муляжи. Натуральные фрукты, ягоды.
Описание овощей по схематическому плану.


Деревья школьного двора

Умение употреблять в речи относительные прилагательные.
Знание   названий  деревьев.
Называние деревьев. Описание по плану-схеме. Отгадывание загадок.
Польза плодовых деревьев, липы, берёза, дуба.
Картинки деревьев. Листья, ветки, плоды деревьев.
Описание фруктов, овощей по плану.


Хвойные деревья: ель и сосна.

Знание названий деревьев.
Умение их различать по листьям.
Называние деревьев. Описание по плану-схеме. Отгадывание загадок.
Польза сосны и ели.
Диалог с маленькой ёлочкой.
Картинки деревьев.
Шишки и ветки сосны и ели.
 
Описание лиственных деревьев по плану.


Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

Знание названий деревьев.
Умение их различать по листьям.
Сравнительное описание по плану-схеме.  Составление предложений с союзом а.
Классификация. Обобщение.
Высказывания об использовании деревьев человеком.
Картинки с изображением деревьев, их листьев, веток, плодов (семян).
Диалог ёлочки и детей (пересказ по ролям)


В поле мы пойдём Знакомимся с рожью и овсом.

Умение употреблять в речи относительные прилагательные.
Знание   названий  растений.
Пересказ рассказа Э. Шима «Всё тут».
Составление предложений по сюжетным картинкам. Рассматривание коллекции зерновых (овёс и рожь)
Сюжетные картинки.
Коллекция злаков.
Картинки с изображением овса и ржи.
Сравнительное описание по плану-схеме и опорным картинкам.


Осень к нам пришла

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания. Названия перелётных птиц.
Составление предложений по картинкам. Заканчивание фраз.  Загадки о признаках осени.
Сравнение осеннего и летнего дерева по картинкам. Ранняя осень – золотая осень – поздняя осень (сравнение, составление предложений). Осенние месяцы.
Сюжетные и предметные картинки.
Описание ржи и овса по плану-схеме.


Экскурсия «Осенние изменения в школьном дворе»

Знание примет лета и осени. Названий месяцев
Умение составлять короткие устные высказывания. Названия перелётных птиц.
Ответы на вопросы. Работа с загадками. Заканчивание фраз.
Выделение признаков рассматриваемых предметов.
План-схема маршрута экскурсии и задач. Фотографии.
Называние признаков осени и осенних месяцев.


«По грибы»
 

Знание названий грибов.
Умение различать грибы
Упражнения в словообразовании. Составлений описаний по плану-схеме.
Рассказ по сюжетной картинке.
Коллекция муляжей грибов. Картинки с изображением грибов. План-схема. Сюжетная картинка.
Составление предложений по фотографиям и вопросам учителя по материалам экскурсии.


Тайны грибного леса.

Знание названий грибов.
Умение различать грибы
Составление описательных рассказов.
Загадки, картинки грибов.
 Описание грибов по плану-схеме.


Комнатные растения.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания





На нашем окне

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Описание комнатных растений по плану-схеме (форма, размер, цвет, фактура, запах). Польза комнатных растений.
Комнатные цветы, их изображения, рисунки частей комнатных растений.
Различение съедобных и несъедобных грибов по муляжам и картинкам. Называние частей гриба.

II четверть – 16 часов


Практическая работа «Уход за комнатными цветами»

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Составление рассказа об уходе за фиалкой,  алоэ, бегонией по плану-схеме.
Комнатные растения: традесканция, бегония, фиалка, алоэ. План-схема. Кисточки, тряпочки, ёмкости с водой, поддоны, подносы, клеёнка.
Описание комнатных растений по плану-схеме.
 


Прогулка по городу.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Называние домашнего и школьного адреса, учреждений и их назначения, места работы родителей. Составление предложений по сюжетным картинкам, небольших высказываний (2-4 предложения).
Сюжетные картинки, карточки с адресами, фотографии городских учреждений.
Рассказ по плану «Как мы ухаживали за комнатными растениями».


Прогулка по селу.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Место работы родителей (у детей из села). Называние домашнего адреса. Рассказ по сюжетной картинке о занятиях людей в селе. Составление предложений о происходящем на деревенской и городской улице.
Сюжетные картинки.
Домашний адрес. Адрес школы. Место работы родителей.


Осторожно: дорога!

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Называние частей дороги. Упражнения в обобщении (по вида транспорта). Описание  машин по плану-схеме, назначение транспорта. Сказка о машинах.
Предметные картинки. Сюжетная картинка «Дорога», «Улица города». Сказка о машинах (книжка-раскладушка или презентация)
Рассказ по сюжетной картинке.


Мы – пассажиры и пешеходы

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Составление предложений о правилах дорожного движения по сюжетным картинкам.
Игра «Подскажи словечко».
Составление предложений по сюжетным картинкам о правилах поведения в  общественном транспорте. Называние ролей людей: водитель, пассажиры, пешеходы.
Сюжетные картинки. Знаки пешеходного перехода, перекрёстка со светофором, предупреждение о пешеходном переходе.
Пересказ сказки о машинах с опорой на картинки.


Поздняя осень.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Называние признаков поздней осени по материалам наблюдений, по сюжетным картинкам.
Называние осенних месяцев.
Рассказ о подготовке к зиме людей по картинкам и вопросам.
Сюжетные картинки. Карточки с названиями осенних месяцев.
Составление предложений о правилах поведения в транспорте и переходе проезжей части.


Как животные готовятся к зиме.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Умение составлять короткие устные высказывания
Составление предложений о подготовке к зиме животных (по сюжетной картинке). Пересказ ранее прочитанных текстов по плану, по серии картинок. Загадки о животных.
Сюжетные картинки. Серии картинок к художественным текстам.
Составление предложений «Признаки поздней осени».


Мебель для дома и для школы.

названия и свойства изученных предметов
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Называние предметов мебели. Классификация и обобщение. Называние частей предметов мебели. Описание предметов мебели по плану-схеме. Описание комнаты по сюжетной картинке и вопросам.
Предметные и сюжетные картинки.
Пересказ рассказов по серии сюжетных картинок.


Уход за мебелью.

названия и свойства изученных предметов
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Упражнения в словообразовании (относительные прилагательные по материалу и принадлежности к помещению). Составление предложений об уходе за мебелью по плану-схеме. Диалог об уходе за мебелью.
 



Мебель (для столовой, кухни, школы).


названия и свойства изученных предметов
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.
Картинки, предметы мебели
Практическая работа.


Уход за мебелью.

названия и свойства изученных предметов
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.
Картинки, предметы мебели
Практическая работа.


Посуда (чайная, столовая, кухонная).


названия и свойства изученных предметов
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.
Картинки, посуда
Уход за посудой. Сервировка стола


Сервировка стола. Уход за посудой.

названия и свойства изученных предметов
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.
Картинки, посуда
Уход за посудой. Сервировка стола


Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).


названия и свойства изученных предметов
ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать правила личной гигиены
Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Рассказ о сделанном.
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).
Ткани.
Уход за одеждой.


Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

названия и свойства изученных предметов
ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать правила личной гигиены
Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Рассказ о сделанном.
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).
Ткани.
Уход за одеждой.


Обувь. Из чего делают обувь.

названия и свойства изученных предметов
ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать правила личной гигиены
Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном.



III четверть – 22 часа


Обувь кожаная, резиновая, валяная.

названия и свойства изученных предметов
ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать правила личной гигиены
Планирование действий. Рассказ о сделанном.
Обувь кожаная, резиновая, валяная.
Уход за обувью.


Мебель, посуда, одежда.

названия и свойства изученных предметов
соблюдать правила личной гигиены
Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.
Мебель, посуда, одежда.
 


Обобщающий урок.

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
соблюдать правила личной гигиены
Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.




Признаки зимы

называть и характеризовать предметы и явления
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам).
Картинки зимних явлений природы.
Составление рассказа по наблюдениям.


Признаки зимы

называть и характеризовать предметы и явления
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Дополнение предложений рассказа. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям.
Картинки зимних явлений природы.
Составление рассказа по наблюдениям.


Охрана здоровья.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Рассказ-рассуждение




Обобщающий урок.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Рассказ-рассуждение

 


Растения зимой.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Слова-признаки.
Составление пересказа, воспринятого на слух.



Растения зимой.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза».
сказка «В гостях у Дедушки Мороза».
 


Животные в зимнее время.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения.
Картинки животных и птиц.



Птицы в зимнее время.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».
Картинки животных и птиц.
 


Зимние праздники.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Рассказы по личным впечатлениям.
Составление рассказов по картинам.
Картинки
Составление рассказов по картинам. Рассказы по личным впечатлениям.
 


Труд людей зимой.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Использование рассказов из книги для чтения
 
Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В.Бианки «Колхозный календарь»,
Рассказы по личным впечатлениям.
 


Труд людей зимой.

называть и характеризовать предметы и явления
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов
Использование рассказов из книги для чтения
Г.Юрмин «Хрустальный дворец».
Рассказы по личным впечатлениям. 


Домашние животные. Корова. Коза

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Высказывание по плану. Распространение текста. Сравнение козы и коровы.
Картинки домашних животных
Рассказы по личным впечатлениям


Овца. Лошадь

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Сравнение козы и овцы, барана и овцы.
Картинки козы и овцы, лошади коровы. барана и овцы.
Составление рассказа по картинкам.


Домашние животные


названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Использование рассказа О. Донченко «Теленок».
Использование рассказа О.Донченко «Теленок».
Составление рассказа по картинкам.


Дикие животные. Еж. Медведь

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме». Сравнение ежа и медведя.
Распространение текста. Сказки Н.Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».
Составление рассказа по картинкам.


Дикие и домашние животные (обобщающий урок).

названия и свойства изученных предметов
сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных.

Картинки диких животных, загадки.
Составление рассказа по картинкам.


Признаки весны.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ  текста.
Картинки весны
Рассказ по личным впечатлениям


Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.
Семена цветковых растений
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.


Домашние птицы: гусь, курица, петух.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур.
Картинки птицы: гусь, курица, петух.
Составление рассказа по картинкам.

IV четверть – 14 часов


Польза, приносимая людям домашними птицами.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление рассказа по вопросам и картинкам.
Сюжетные картинки
Составление рассказа по картинкам.


Домашние птицы и животные (обобщающий урок).

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Рассказ-рассуждение
 
Рассказ-рассуждение


Выращивание цветковых растений из семян.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях.
Семена цветов
Выращивание растений из семян.


Признаки весны

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление рассказа по вопросам. Распространение текста.
Картинки весны
 


Дикие птицы. Гусь, лебедь, журавль

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.
Картинки диких и домашних птиц
Картинки: Гусь, лебедь, журавль
Составление рассказа по картинкам.


Птицы перелетные и зимующие.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Распространение текста.
Картинки птицы перелетные и зимующие
Распознавание и название птиц.


Грач и скворец

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Рассказ по плану. Сравнение птиц.
Картинки: Грач и скворец
Рассказ по плану


Рыбы пресноводные

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Сравнение их по внешнему виду.
Картинки Рыб пресноводных
Сравнение их по внешнему виду.


Аквариумные рыбы.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Сравнение их по внешнему виду.
Картинки Рыб пресноводных
Сравнение их по внешнему виду.


Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Составление плана
Черенки комнатных растений
Выращива-ние комнатных цветов.


Насекомые: вредные и полезные.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых
Картинки: майский жук, бабочка, пчела, муравей.
Сравнение внешнего вида, питания


Признаки весны

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях. Рассказывание о работах в саду, в огороде.
Картинки
Посев семян. Рассказ по личным впечатлениям


Признаки весны

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях. Рассказывание о работах в саду, в огороде.
Картинки
Посев семян. Рассказ по личным впечатлениям


Повторение.

названия и свойства изученных предметов
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства
Называние общих и отличительных черт предметов.
Составление  загадки по образцу. Подбор слов признаков к словам – предметам. Составление предложений, связанных по смыслу.
Умение вести диалог.
Понимание родственных связей




























Описание материально – технического и учебно – методического обеспечения.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.


15Заголовок 1,Заголовок15