Рабочая программа по внеурочной деятельности Пластилиновая фантазия


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Организация внеурочной деятельности детей с РАССегодня «Развитие детей с ОВЗ» определено как одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование». Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ.
Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с РАС, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из цели, нами выделяются следующие функции внеурочной деятельности:
 Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
 Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
Компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
Рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
Функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Участие данной категории детей во внеурочной деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные.
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с РАС развивать социальную компетентность;
- формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с РАС развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и развития ребенка с РАС.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений для детей с РАС является использование арт-терапевтических техник и технологий, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания, что, в свою очередь, способствует успешной социализации личности. Анализ видов деятельности показал, что в работе с детьми с РАС предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала, работа с танцем, музыкой, сказкой, художественным словом.
Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся с РАС к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка с РАС к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения детей с РАС. Лепка формирует эстетические вкусы, подводит детей с РАС к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка с РАС посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста и пластилина.
Задачи:
образовательные:
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф, скульптура;
овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей с РАС через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из теста и пластилина;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
развивающие:
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
соблюдение правил техники безопасности
понимание необходимости качественного выполнения образа;
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка с РАС, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, тестопластики.
Программа по внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» разработана на 2 года занятий с детьми с РАС младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Данная программа внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей с РАС младшего школьного возраста.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети с РАС учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Учитывая индивидуальные особенности детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 10- 15 человек.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение способам, приемам лепки из пластилина и соленого теста, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные на занятиях.
Во время занятий лепкой для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей с РАС к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность детей с РАС общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке являются неотъемлемым дополнением к урокам технологии, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ

На реализацию программы отводится 68 часов. 1 год – 34 часа, 1 час в неделю, 2 год – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка с РАС развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение детьми с РАС программы внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками (детей с РАС) начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результатыЛичностные
УУД Познавательные
УУД Коммуникативные УУД Регулятивные
УУД
- учебно – познавательного интерес к деко-ративно – при-кладному твор-честву, как одному из видов изобра-зительного искус-ства;
- чувство прек-расного и эсте-тические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной совре-менного мира;
- навык самосто-ятельной работы и работы в группе при выполнении пра-ктических твор-ческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных ка-честв: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школь-ники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к твор-ческой деятель-ности;
- осознанных устойчивых эсте-тических пред-почтений ориен-таций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потен-циал в собственной художественно-творческой дея-тельности, осу-ществлять само-реализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отно-шения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, пред-ставлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать осо-бенности худо-жественно – выразительных средств, матери-алов и техник, применяемых в декоративно – прикладном твор-честве.
- развивать ху-дожественный вкус как спосо-бность чувст-вовать и восп-ринимать мно-гообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воо-бражения, худо-жественную ин-туицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произ-ведениям изо-бразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники по-лучат возмож-ность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углуб-ленному осво-ению понравив-шегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием теста и пластилина, способы декоративного оформления готовых работ;
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о виде декоративно- прикладного искусства - лепке;
Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.

Учащиеся должны уметь:

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать изделие и технологию его изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей с РАС проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка.
В течение учебного года проводятся различные конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику детей с РАС, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. Применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей детей с РАС, но и повысить их самооценку.
Завершением курса обучения является итоговая выставка призванная показать достижения детей за год.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и соленого теста представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам:
первый – исходные формы;
второй – доработка исходных форм;
третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п\п Количество часов
теория практика всего
Введение – 1час.
1.
Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий. 1 1
Мастерская художника – 6 часов
2. Основные формы “шар”, “овал”, “диск”, “оттягивание частей” 0.5 0.5 1
3. Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; 1 1 2
4. Применение стеки. 0.5 0.5 1
5. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 1 2
Изготовление животных в технике- 10часов.
6. Лепка из целого куска «Лебеди». «Разные коты» (пластилин) 1 1 2
7. Лепка из целого куска «Гусеничка». «Улиточка» (соленое тесто) 1 1 2
8. Лепка по представлению «Замок доброго волшебника» (пластилин) 0.5 0.5 1
9. Лепка из нескольких частей «золотая рыбка», «Божья коровка» (соленое тесто) 0.5 0.5 1
10. Лепка по представлению «Кудрявые ежики» (пластилин) 0.5 1 1
11. Лепка по представлению «Лист» (соленое тесто) 0.5 1 1
12. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 1 2
Цикл творческих работ- 16часов.
13. Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов «Фрукты», «грибы», «ягоды». 1 3 4
14. Декоративная тарелка. Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. 1 2 3
15. Рельефная лепка «танцуют листья», «цветы-сердечки». «рамки для фотографий» 2 3 5
16. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 3 4
17 Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 0 1
Всего 14 20 34

п/п Тема Развиваемые способности Характеристика деятельности
Личностные
УУД Познавательные
УУД Коммуникативные УУД Регулятивные
УУД
Введение – 1час.
1
Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
Мастерская художника – 6 часов
2 - 4 Основные формы и приемы “шар”“овал”, “диск”, “оттягивание частей”, «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; (грибок – шарики из пластилина), «подковка», кораблик». Развитие концентрации внимания. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
5 Применение стеки (работа с шаблонами).
Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
6 - 7 Коллективная работа Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Тема: «Изготовление животных в технике»- 10 часов
8 - 9 Лепка из целого куска, «Лебеди». «Разные коты» (пластилин) «Ваза». «Жираф» (пластилин)
Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
10 - 11 Лепка из целого куска, «Гусеничка». «Улиточка» (соленое тесто) «Мышка». «Спящий кот» (соленое тесто) Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
12 - Лепка по представлению, «Замок доброго волшебника» (пластилин) «Космический корабль» (пластилин) Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
13 Лепка из нескольких частей, «золотая рыбка», «Божья коровка» (соленое тесто) «собачка», «Курочка и цыплята» (соленое тесто) Совершенствование воображения.
Действие по образцу. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
14 Лепка по представлению «Кудрявые ежики» (пластилин) «Морское дно» (пластилин) Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.
15 Лепка по представлению «Лист» (соленое тесто) «Бабочки» (соленое тесто) Совершенствование воображения.
Действие по образцу. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
16 - 17 Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
Цикл творческих работ- 16часов.
18 - 21 Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов. Плоскостное изображение. Лепная картина. Формирование композиционных навыков, «Фрукты», «грибы», «ягоды». «Цветы для мамы»», «Натюрморт из чайной посуды», «Птичий двор» Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений). Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
22 - 24 Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев «Подсолнухи», Декоративная тарелка Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
25 - 29 Рельефная лепка «волшебный лес», «замок принцессы», «подарок маме», «танцуют листья», «цветы-сердечки». «рамки для фотографий» Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
30 - 34 Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Тематическое планирование
2 год обучения
№ п\п Количество часов
теория практика всего
Введение – 1час.
1.
Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — пластилин. Материал – соленое тесто 1 1
Мастерская художника – 6 часов
2. Основные формы и приемы “шар”“овал”, “диск”, “оттягивание частей”, «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; Изделие «Неваляшка».
Изделие -дерево. Изделие-пирамидка. 1 2 3
3. Применение стеки (работа с шаблонами). Тема: « Урожай» Изделия «Апельсин», и «Лимон», Изделия «Вишня» и «Виноград»
0.5 0.5 1
4. Коллективная работа «Корзина». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 1 2
Изготовление животных в технике- 10часов.
5. Лепка из целого куска Изделие «Слон», Изделие «Черепаха» (пластилин) 1 1 2
6. Лепка из целого куска Изделия «Рыбка» и Морской конёк». (соленое тесто) 1 1 2
7. Лепка по представлению Тема: «Большой праздник» (пластилин) 0.5 0.5 1
8. Лепка из нескольких частей «собачка», «Курочка и цыплята» (соленое тесто) 0.5 0.5 1
9. Лепка по представлению Лепка по представлению Тема: «Кто на листике живёт? «Изделия «Гусеница» и Сороконожка», Изделия «Улитка» и «Бабочка»
(пластилин) 1 1
10. Лепка по представлению Лепка по представлению Тема: «Озеро». Изделие «Лебедь» и «Улитки».Композиция по теме. (соленое тесто) 1 1
11. Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 1 2
Цикл творческих работ- 17часов.
12. Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов. Плоскостное изображение. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. Изделия «Ваза» и « Нарцисс», Ночное небо, «Портрет». 1 3 4
13. Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». 1 2 3
14. Рельефная лепка «волшебный лес», «замок принцессы». «подарок маме» 1 2 3
15. Коллективная работа. «Большой праздник». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 3 4
16. Посещение выставок прикладного творчества. 3 3
Всего 11.5 22.5 34

п/п Тема Развиваемые способности Планируемые результатыХарактеристика деятельности
( Личностные и метапредметные)
Личностные
УУД Познавательные
УУД Коммуникативные УУД Регулятивные
УУД
Введение – 1час.
1
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — пластилин.
Материал – соленое тесто
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
Мастерская художника – 6 часов
2 - 4 Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
Изделие «Неваляшка». Изделие -дерево.
Изделие-пирамидка. Развитие концентрации внимания. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
5 Применение стеки (работа с шаблонами). Изделия «Апельсин», и «Лимон», Изделия «Вишня» и
«Виноград»
Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
6 - 7 Коллективная работа «Корзина». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Изготовление животных в технике- 10часов.
8 - 9 Лепка из целого куска Изделие «Слон», Изделие «Черепаха» (пластилин)
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
10 - 11 Лепка из целого куска Изделия «Рыбка» и Морской конёк». (соленое тесто) Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
12 Лепка по представлению 13 Лепка из нескольких частей «собачка», «Курочка и цыплята» (соленое тесто) Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
14 Лепка по представлению Тема: «Кто на листике живёт?»
Изделия «Гусеница» и Сороконожка»
Изделия «Улитка» и «Бабочка» (пластилин)
Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений). Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
15 Лепка по представлению Тема: «Озеро». Изделие «Лебедь» и «Улитки».
Композиция по теме.
(соленое тесто) Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
16 - 17 Коллективная работа «В гостях у сказки» Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Цикл творческих работ- 16часов.
18 - 19 Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов. Плоскостное изображение. Лепная картина. Формирование композиционных навыков Изделия «Ваза» и « Нарцисс»,
Совершенствование воображения.
Действие по образцу. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
20 - 21 Плоскостное изображение. Лепная картина. Тема «Картина из пластилина»
«Ночное небо»
«Портрет» Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
22 - 24 Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
25 - 27 Рельефная лепка «волшебный лес», «замок принцессы». «подарок маме»
Развитие мышления Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
28 - 31 Коллективная работа. «Большой праздник». Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. (пластилин) Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
32 - 34 Посещение выставок прикладного творчества.
Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору Умение адекватно принимать задачу, данную в
определённом условии,
формировать умение самопроверки по образцу
8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя:
образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,
рисунки,
открытки и эскизы,
инструкционные карты,
специальную и дополнительную литературу,
фотографии детских работ и профессиональных работ,
разработку отдельных тематических занятий.
Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания, сказки .Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий лепкой;
Доска рабочая;
Рабочие столы, стулья;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;
Раковина для мытья рук.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Кискальт И. Соленое тесто и моделирование. –М.: Профиздат, 2004.
Огонь – Камень. Сказки народов Тюменского Севера.- Свердловск, Средне -Уральское кн.изд-во, 1980.
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и прородных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ Ко. Кг, 2006.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: ЗАО «Издательский Дом МСП», 2005.
Ханакаева И. Соленое тесто. - М.:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006.
Чаянова Г. Соленое тесто. - М.: Дрофа, 2005.
Приложение
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца занятия)
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.