Программа внеурочной деятельности Пластилиновая фантазия по ФГОС для 1 класса
МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1 «31» августа 2015г. . Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 121 от «31» августа 2015 г.
Программа объединения
дополнительного образования
внеурочной деятельности
«Пластилиновая фантазия»
Возраст учащихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система Л.В. Занкова) Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с., программы «Путь к успеху» - авторы И.С.Фишман, Е.А. Перелыгина - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Вид программы: модифицированная.
Направление - общекультурное, художественно-эстетическое.
Общая характеристика курса.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей
Актуальность программы
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.
Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Цель: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи курса:
совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из разных материалов;
развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
формировать умения работать в коллективе;
создавать условий для самостоятельного творчества;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Уч.год
1 9 7 9 8 33
Формы проведения занятий и методы работы
-индивидуальная
-групповая
-выставка
-экскурсия
-творческий конкурс.
-рассказ, беседа, игра;
-наблюдение, оценивание процесса выполнения;
Основной вид занятий – практический.
Возрастные особенности:
Курс «Пластилиновая фантазия», рассчитан на один год - для учащихся 1 классов.
Учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Описание ценностных ориентиров.
Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. Профессионально организованное занятие лепкой поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию.
Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Прогнозируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха или неуспеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-
творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе,человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека,
животного.
Результативность курса:
Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний, которые необходимы при решении поставленной задачи, практические навыки работы с пластилином;
Второй уровень результатов — получение школьником опыта коллективного общения при создании творческих работ, школьники научатся работать на заданную тему.
Передавать форму по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер;
Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
Использовать навыки компоновки;
Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии;
Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);
Третий уровень результатов — получение школьником опыта по выполнению определённых инструкций, самостоятельного создания простых творческих работ, коллективных проектов, доброжелательного отношения со сверстниками, обществом.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
На занятиях используются разные виды контроля:
- Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;
- Промежуточный – школьные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.
- Итоговый – выставка работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие во всероссийских дистанционных конкурсах детского творчества.
Календарно-тематическое планирование 1 класс, 33часа.
№
п/п Тема занятия Кол-во часов Дата Коррек
тировка
даты Описание примерного содержания занятий
1.
Правила работы с пластилином.
Выполнение простых объемных форм. Исходная форма – цилиндр, дерево. 1 07.09 Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д.
2. Исходная форма – конус. Пирамидка.
Композиция, правила составления композиции. 1 14.09 Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе;
3 Тема: «Урожай» Изделие «Блюдо»
Изделие «Апельсин», «Лимон» 1
21.09 Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции;
4. Тема: «Урожай» Изделие «Виноград»
Изделие «Корзина» 1 28.09 Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
5. Тема: «Большой праздник»
Изделие «Торт». Изделие «Пирог» 1 05.10 Проявлять творческое отношение к выполнению изделия
6. Тема: «Дары леса»
Изделие «Подосиновик», «Лисичка» 1
12.10 Познакомить с техникой расписной пластилин.
7. Тема: «Подарок маме»
Изделие «Птичка» 1
19.10 Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,высокий рельеф , углубленный рельеф,многоплановый рельеф
8. Тема: «Ваза с цветами»
Изделие «Тюльпан»
Изделие «Кувшин» 1
26.10 Организовать работу по применению техники расписной пластилин.
9.
Тема: «Кто на листике живёт?»
Изделие «Стрекоза» 1 09.11 Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой.
10. Тема: «Кто на листике живёт?»
Изделие «Бабочка» 1 16.11 Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
11. Выполнение сложных изделий
Изделие «Озеро». 1 23.11 Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
12.
Тема «Озеро». Изделие «Утка» 1 30.11 Познакомить с техникой реалистической лепки
13. Тема «Озеро». Изделие «Гусь» 1 07.12 Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
14. Тема: «С новым годом!»
Изделие «Снеговик». «Елочка пушистая» 1 14.12 Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара.
15. Тема: «С новым годом!»
Изделие «Дед Мороз» 1 21.12 Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
16. Композиция по теме «С Новым годом!» 1 28.12 Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
17. Тема «Озеро». Изделие «Лебедь» 1 Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
18. Композиция темы. Рисунок жгутиками. 1 Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками.
19.
Тема: «Птичий двор»
Изделие «Курица с цыплятами» 1 Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
20.
Тема: «Птичий двор»
Изделие «Петушок» 1 Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина
21. Тема: «Птичий двор»
Изделие «Индюк» 1 Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
22. Тема: «Море»
Изделие «Морская звезда» 1 Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф ,высокий рельеф.
23.
Тема: «Море»
Изделие «Осьминог» 1 Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф,
24. Тема: «Море»
Изделие «Рыбка» 1 Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
25. Тема: «Пасха» Изделие «Кулич»
Изделие «Яйцо» 1 Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
26.
Тема: «Джунгли»
Изделие «Слон» 1
Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
27. Тема: «Джунгли»
Изделие «Черепаха» 1 Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
28. Тема: «Джунгли»
Изделие «Пальма» 1 Закрепить умение пользоваться техникой лепки из целого куска пластилина
29.
Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо» 1 Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
30. Создание картин. «Ночное небо» 1 Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
31. Создание картин. «Портрет» 1 Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
32.
Барельеф. Историческая справка.
Рельефные картины 1 Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
33. Организация выставки детских работ. 1 Проявлять творческое отношение к организации выставки.. Представлять результат своей деятельности;
Итого:
33часа Техника работы с пластилином
Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
Выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов
Лепка вытягиванием
Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки
Путем кругового налепа полосками и лепка из шара
Лепка объемных форм из отдельных деталей
Реалистическая лепка
Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином
Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,многоплановый рельеф
Процарапывание, многослойное процарапывание
Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания
Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки
Моделирование из пластилинового листа
Лепка на проволочном каркасе или на форме.
Торцевание на пластилине
Лепка в сочетании с бросовым материалом
Лепка в сочетании с природным материалом
Информационно – методическое обеспечение реализации программы
Литература для педагога:
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2010.
Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2014.
Список литературы для детей
Основная литература:
1. В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2013г.
2. Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто. Пластилин». Изд.: «Дрофа плюс», 2014г.
3. Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г.,
Дополнительная литература:
· Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2013. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
· Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина –Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
· Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 2012. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Цифровые образовательные ресурсы:
URL: www.verfoltxpo.ru.
URL: www.geo.ru.
Перечень информационно-методического обеспечения
Видео-, аудиоматериалы:
Презентации «Я создаю проект», «Советы школьникам», «Не так всё просто» и др..
Видео фильмы о создании творческих проектов.
Цифровые ресурсы:
Интернет
Интерактивная доска, компьютер, звуковое обеспечение.
Оборудование:
веревка из расчета 1 2 м на каждую малую группу учащихся, электрические фонари и свистки из расчета по 1 предмету на каждую малую группу учащихся, фильм BBC «Силы природы»;
http://www.prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html портал продлёнка
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.htmlhttp://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html внеурочка