Программа по дополнительному образованию кружка Пластилиновая фантазия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 18"
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ № 18
_______ Стебенькова В.М
«___»_____________ 2015 г.
Программа кружка по дополнительному образованию
Для работы с детьми 3-4 лет
"Пластилиновая фантазия"
Руководитель кружка:
воспитатель Сапижева С.А
Чита 2015 г.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая фантазия”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилин графии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка “Пластилиновая фантазия” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилин графии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Срок реализации кружка – 1 год.
Цель кружка : Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать изобразительную деятельность детей.
Развивать сюжетно – игровой замысел.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать интерес к коллективной работе.
Работа с родителями:
Консультации (понятие пластилинографии, применение пластилинографии в развитии личности ребенка).
Мастер-классы по изготовлению картин из пластилина.
Творческие посиделки родителей с детьми.
Изготовление родителями и детьми творческих работ.
Выставки творческих работ.
Перспективный план кружка 2015-2016
Месяц
1 год обучения
2 год обучения
Октябрь
1.Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики
2. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики
1. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя
2. Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки
Ноябрь
1, Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2, Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.
3, Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
4, Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.
1.Учить способу – размазывания зигзагом
2.Учить чередовать прямые и волнистые линии
3.Учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности.
4.Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.
Декабрь
1. Учить приему – размазывания сверху вниз.
2Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3.. Учить размазывать на ограниченном пространстве.
4.Учить в совместной работе использовать прием – размазывания.
1. Учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.
2. Учить приему – размазывания из шарика.
3. Учить использовать один приема-размазывания для изображения двух явлений.
4. Учить прикреплять п. ш. трех цветов.
Январь
1. Учить приему – размаз снизу вверх.
2. Учить приемом размазывания, рисовать линии.
3. Учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).
4. Учить приему размаз в разные стороны на заданном пространстве.
1.Учить приему – размаз из столбика.
2. Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии
3..Учить детей использовать в своей работе два приема– размазывания основы и вдавливания.
4. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.
Февраль
1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота.
2. Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
.
1. Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).
2. Учить детей размазывать овальную форму.
Март
1. Учить приему – вдавливания.
2. Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.
3. Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки.
4. Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.
1. Учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.
2. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей
3. Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.
4. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом. (красный вагончик – красные колеса).
Апрель
1. Учить располагать пластилиновые шарики по схеме.
2. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.
3. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении.
4.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.
1.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.
2. Учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
3. Учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием.
4. Учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.
Май
1. Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.
2. Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)
3. Учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.
1. Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)
2. Учить покрывать пластилином сложную по форме изображения
3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)
4. Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.
5. Учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.
6. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.
4. Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.
5. Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.
6. Учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста
(с 3 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
№
Этап
Задача перед ребёнком.
1
Подготовительный
– Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2
Основной
– Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3
Итоговый
– Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развитие речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
– “Музыкальные занятия”.
Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:
– выставки творческих работ для родителей;
– открытые занятия;
– результаты диагностики;
– выступления на педагогических чтениях и др.
Конспект НОД для младших дошкольников
"Мой веселый звонкий мяч!"
Образовательная область: «Художественное творчество»
Интеграция образовательных областей: «
Описание: материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений для обучения детей младшего дошкольного возраста техники - пластилинографии.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: учить создавать выразительный образ предмета – «мяча» посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. Знакомить с историей мяча.
Задачи:
- развивать умения и навыки работы в технике пластилинографии - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую и общую моторику рук;
- активизировать речь, двигательную активность, расширять словарный запас, развивать сенсорную сферу, внимание, память;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, любознательность, умение радоваться полученному результату.
Предварительная работа: разучивание стихотворения С. Маршака «Мяч», подвижная игра «Большой мяч», попросить детей принести из дома свои мячи.
Материалы и оборудование:
- плотный картон формата А-4, шаблон круга;
- набор пластилина;
- бумажная и влажная салфетки для рук;
- доска для лепки;
- мяч;
- проектор.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Педагог приглашает детей поиграть в игру «Большой мяч!»
Для игры нужен большой мяч. Дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Дети поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, дети опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Педагог кладет мяч на стол пред детьми.
- С какой игрушкой мы сейчас играли?
- Как называется известное стихотворение С. Я. Маршака о мяче?
Дети вместе с педагогом рассказывают стихотворение.
2. Основная часть.
История мяча.
Мяч возник в глубокой древности. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти и шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой или опилками.
Показ слайдов.
В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр. А мячами больших размеров играли в игры типа футбола. В Древнем Риме были даже стеклянные мячи для одиночных игр.
Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» - дерево и «о-чу» - «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч увидел известный путешественник Христофор Колумб. Его матросы привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему миру.
В России мячи тоже были разные. Мячами их кожи играли дети в XIII веке. Крестьянские дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Ещё шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, получался одновременно мячик и погремушка.
- Слово «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч - это мягкий шар.
- Возьмите свой мяч. Рассмотрите его. Он какой, по форме, цвету, качеству? (Круглый, резиновый, гладкий, разноцветный, упругий).
- Какие действия можно совершать с мячом? (Кидать, бросать, ловить, катать).
- Назовите предметы из нашей жизни похожие на мяч? (Ответы детей.)
- В какие игры вы любите играть с мячом? (Ответы детей).
- А хотите слепить свой «веселый» мяч?
Практическая часть.
- Обведите карандашом шаблон круга.
- Как, вы, думаете, что сначала мы будем делать? (Закрасим весь круг пластилином).
- Да, возьмите пластилин того цвета, каким ваш мяч. Если мяч двухцветный, приготовьте два цвета пластилина, разделив мяч по вертикали тонкой колбаской. Показ педагога.
- Отщипываем маленький кусочек пластилина, раскатываем колбаску, выкладываем по контуру круга и тонким слоем размазываем по поверхности.
- Если мяч с полосками, то сначала выкладываем колбасками полоски, закрашиваем, а потом замазываем пластилином другого цвета четыре части мяча.
- Если нечаянно вышли за контур мяча или неаккуратно размазали пластилин, можно аккуратно вытереть бумажной салфеткой или выложить по контуру мяча тонкие колбаски.
Пальчиковая игра «Мячик»
(Сожмите руки в кулаки)
Мне подарили мячик,
Он круглый и большой.
(Вращение кистями рук).
Взлетает он до неба
Над моею головой.
(Ударять кулаком о ладонь другой руки).
3. Рефлексия.
- Какие яркие мячи у вас получились! Вам они нравятся?
- С какими словами связано слово «мяч»?
- В какой технике мы с вами работали?
- Кому бы вы хотели подарить свой мяч? Почему?
Выставка детских работ.
Конспект по пластилинографии
" Улитка, улитка, выпусти рога"
Тема занятия: «Улитка, улитка, выпусти рога»
Образовательная область :художественное творчество, познание
Цели занятия:
1.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3.Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа(рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
Материал для занятия:
· Плотный картон с силуэтом листочка
· Пластилин черного и коричневого цветов;
· Салфетка для рук;
· Доска для лепки;
· Стека
· Иллюстрация с изображением улитки
Ход занятия
1.Организационная часть
Педагог. Подошла к концу весна и совсем скоро наступит лето. Очень красиво стало кругом. Небо голубое-голубое , кругом зеленая трава, зеленые листья на деревьях, цветет множество разных цветов. Особенно красиво сейчас на лугу, где можно увидеть множество цветочков и маленьких жителей луга.
Ребята и у меня для вас сегодня есть сюрприз – это волшебная палочка, которую мне подарила добрая фея и сей час мы будем творить чудеса. А для этого крепко закройте глазки и не в коем случае не подглядывайте .
Педагог Воспитатель произносит волшебные слова. В это время на ковер ставят макет лужайки из цветов
Один, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать!
Педагог: поглядите, ребятки, какая чудесная лужайка, А что на ней?
Дети. Цветы
Педагог. Ребята давайте поиграем, представим что мы тоже красивые цветочки
Игра
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
К солнцу тянуться цветы
С ними потянись и ты
Дует ветер иногда
Да ведь это не беда
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки
А потом опять встают
И по прежнему цветут
Педагог. Молодцы! А хотите еще волшебства?
Дети. Да
Педагог. Тогда закрывайте глазки. Один, два, три, четыре, пять, глазки можно открывать
Когда произносятся волшебные слова на леске на лужайку вытягивается бабочка
Кто это?
Дети: бабочка
Педагог. А что делает бабочка на лужайке?
Дети. Собирает нектар с цветов
Педагог. Молодцы! Покажите мне как бабочка машет крыльями?
Дети машут руками
А теперь снова закрываем глазки а я беру в руки волшебную палочку. Один , два, три. Четыре, пять можно глазки открывать
На лужайку вытягивается пчела
Ребята, кто это?
Дети. Пчела
Педагог. А где живут пчелы
Дети . В ульях
Педагог. Давайте поиграем в пчелок, а наша пчела на нас посмотрит
Игра
Пчелы в ульях сидят
и в окошечки глядят
Порезвиться захотели
Друг за другом полетели
Ж-ж-ж-ж-ж
Педагог. Молодцы, а у меня в руках снова волшебная палочка , закрываем глазки.
Смотрите . кто летит нам на встречу?
Дети. Жук
Педагог. Очень красивый жук, давайте покажем ему. Как мы умеем играть в жука.
Игра
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо на ветру качаюсь
Низко- низко наклоняюсь
Молодцы ребята!
Поглядите. А кто это так медленно по травке ползет на себе свой дом везет?
Дети. Это улитка
Педагог. Дети а как вы думаете улитка может летать как насекомые?
Дети. Нет, потому что у нее нет крыльев
Педагог. Верно: улитка умеет только ползать и делает она это очень медленно . у нее всего одна ножка вдоль туловища, улиткана ней словно на лыже передвигается. Не спеша. Да и куда ей спешить; домик всегда находится при ней , в нем она отдыхает и от врагов прячется. Встретить улиток можно где угодно
-Где вы прячетесь улитки
-В мокрых травах у калитки
Утром пьем росу из флоксов.
В полдень дремлем у колодца
Вечером, когда не жарко
Расползаемся по парку.
Под березами без спешки
Объедаем сыроежки
Педагог. На голове улитки- чувствительные рожки, которые помогают находить нужную дорогу или вкусную еду. Ее домик похож на клубочек ниток. Когда улитка пугается. Она убирает рожки и прячется в свой домик. Улитка- безобидное существо: не жалит, не кусает, никого не обижает. Вам она нравится?
Дети. Да.
Педагог. Сегодня мы с вами будем изображать улитку, сделаем ее портрет.
Практическая часть
В начале работы педагог вместе с детьми называет основные части тела улитки. Их форму строение и расположение
Этапы выполнения работы
1. Скатать между ладошек комочек пластилина черного цвета в толстую колбаску прямыми движениями вперед- назад.
2. Отогнуть один конец колбаски наверх. А другой конец защипнуть. Сделать острый хвостик, положить на силуэт листика в любое место. Слегка прижав по всей длине- получилось туловище улитки. На загнутой части- голове улитки- стекой сделать короткий надрез, Разделить на две части. Чтобы получились рожки.
3. Из пластилина коричневого цвета скатать прямыми движениями рук длинную колбаску – вначале между ладошек, а чтобы длинный хвостик колбаски не загибался, продолжать скатывать на дощечке.
4. Один конец длинной колбаски положить на спинку улитки. Прижать к основе для закрепления. Другой кончик загнуть в сторону головы и закрутить по спирали, как клубочек (загнутый кончик катить по длине колбаски в сторону головы до другого конца, закрепленного на спине улитки). Слегка прижать домик- спиральку к основе.
5. Острым концом стеки сделать два симметрично расположенных глаза точки на голове и нарисовать полоску –рот
Разминка для пальчиков во время работы
« Улитка»
Тук- тук. Улитка(Левую руку сжать в кулак, положить на стол, правой стучать по левой.)
Высуни рога,( Из левого кулачка высовываются, слегка шевелясь. Указательный и средний пальцы – «рога».)
Дам тебе я хлеба(Протянуть вперед ладони обеих рук.)
И кринку молока(Сложить ладони чашечкой)
Заключительная часть
Педагог выставляет работы на стенде и предлагает посмотреть, сколько улиток теперь будет жить у них в группе. Вместе с детьми читает потешку
Улитка. Улитка!
Покажи свои рога.
Дам кусок пирога,
Пышки . ватрушки,
Сдобные лепешки –
Покажи рожки!
Консультации для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с анималистической живописью посредством пластилинографии»
Обучение дошкольников технике рисования пластилином
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики;
ознакомление с окружающим миром;
развитие эмоций и фантазии.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
Формирование у дошкольников обобщенного представления о елочных игрушках, развитие творческого воображения при выполнении задания самостоятельно придумать узор для шарика было целью занятия "Новогодние шары так прекрасны и важны". Задача педагога на занятии "Грибы-грибочки выросли в лесочке" – дать детям общее представление о грибах, развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет, напомнить о свойствах пластилина.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи,чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
картон с контурным рисунком;
набор пластилина;
салфетка для рук;
стеки;
бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
«Пластилинография – это интересно!»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу-объемных предметов на горизонтальной поверхности.
Основной материал пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).
Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.
Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.
15