Календарно-тематическое планирование по математике. 6 класс. VIII вид
Рабочая программа по математике 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики 6 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, издательство М., «Просвещение», 2009г.
Но в связи психофизическими особенностями ребенка и ограниченными возможностями его здоровья, работаем по программе 1 класса.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры).
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 1 классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к знаниям и умениям учащихся. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Понижать уровень требований нужен только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Цель рабочей программы: заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Образовательная задача: дать знания о элементарных математических представлениях.
Коррекционно-развивающая задача: развитие основных мыслительных операций.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения); материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (1-ый уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел из двух слагаемых; десятичный состав двузначных чисел, место десятков и единиц в двузначном числе; линии прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь (1–ый уровень):читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1.2,3,4.5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков. Составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по заданным вершинам.
Учащиеся должны знать ( 2-ой уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 10; состав однозначных чисел из двух слагаемых; линии прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь (2-ой уровень): читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10 присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по точкам, поставленным учителем.
Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых знаний; обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и навыков; комбинированный урок
Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; контрольная работа; проверочная работа; математический диктант.
Содержание программы «Математика» 1 класс
Пропедевтический период
1.Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные ( оставшиеся), другие.
2.Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру
(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине, толщине ( шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); по массе, по весу ( тяжелее, легче).
3.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих: сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимно-однозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём установления взаимно-однозначного соответствия их элементов. 4.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.
5. Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, срава, слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. 6.Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Числа и величины
7. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (09). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
8.Число 10. Число и цифра. Десять единиц 1 десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
9. Название, обозначение, десятичный состав чисел 1120. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 110 с рядом чисел 1120. Числовой ряд 120, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
10. Единицы (меры) стоимости копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
11. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
12. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 12 точки.
13. Единицы (меры) длины сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
14. Единицы (меры) массы, емкости килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
15. Единица времени сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя семь суток, порядок дней недели.
Геометрические фигуры и формы
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Учебно-методический комплекс
(Учебники, методические пособия)
Учебники:
1. Хилько А.А. Математика: Учебник для 1 класса вспомогательной школы. – М.Просвещение, 1989.
Методические пособия:
Хилько А.А. Тетрадь по математике 1,2,3 части 1-ый класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- Карточки для индивидуальной работы;
- Контрольные работы;
- Опорные таблицы, папки;
- Веер цифр, таблицы, плакаты.
Список литературы
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
Программа под редакцией В.В. Воронковой , издательство М., «Просвещение», 2009г.
I четверть - 27ч.
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
1
Большой – маленький, больше – меньше.
1
02.09.14
2
Широкий – узкий, шире – уже.
1
03.09.14
3
Круг.
1
04.09.14
4
Толстый – тонкий, толще – тоньше.
1
08.09.14
5
Глубокий – мелкий, глубже – мельче.
1
09.09.14
6
Первый, последний, впереди, следом, сзади.
1
10.09.14
7
Справа, слева, выше, ниже.
1
15.09.14
8
Квадрат.
1
16.09.14
9
Сутки.
1
17.09.14
10-11
Давно, недавно.
2
22.09.14
23.09.14
12
Прямоугольник.
1
24.09.14
13-14
Число и цифра 1.
2
29.09.14
30.09.14
15-16
Число и цифра 2.
2
01.10.14
06.10.14
17
Соответствие количества, числительного, цифры.
1
07.10.14
18
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно.
1
08.10.14
19-20
Число и цифра 3.
2
13.10.14
14.10.14
21
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно.
1
15.10.14
22
Сложение вида: 1+1, 2+1.
1
20.10.14
23
Вычитание вида: 2-1, 3-1, 3-2.
1
21.10.14
24-
25
Число и цифра 0.
2
22.10.14
27.10.14
26-
27
Число и цифра 4.
2
28.10.14
29.10.14
II четверть - 22ч.
Тема урока
1
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно.
1
10.11.14
2
Составление и решение задач.
1
11.11.14
3-4
Число и цифра 5.
2
12.11.14
17.11.14
5
Сравнение чисел.
1
18.11.14
6
Установление отношений больше, меньше, равно.
1
19.11.14
7
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно.
1
24.11.14
8
Работа с выражениями.
1
25.11.14
9
Таблица сложения.
1
26.11.14
10
Работа с выражениями.
1
01.12.14
11
Таблица вычитания.
1
02.12.14
12-13
Число и цифра 6.
2
03.12.14
08.12.14
14-15
Состав числа 6.
2
09.12.14
10.12.14
16-17
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно.
2
15.12.14
16.12.14
18-19
Переместительное свойство сложения.
2
17.12.14
22.12.14
20
Работа с выражениями.
1
23.12.14
21
Таблица сложения.
1
24.12.14
22
Таблица вычитания.
1
29.12.14
III четверть – 30 ч.
Тема урока
1-2
Число и цифра 7.
2
12.01.15
13.01.15
3
Числовой ряд 1,2, 3, 4, 5, 6, 7.
1
14.01.15
4
Состав числа 7.
1
19.01.15
5
Сложение и вычитание в пределах 7.
1
20.01.15
6
Состав числа 7.
1
21.01.15
7
Сложение и вычитание в пределах 7.
1
26.01.15
8
Неделя.
1
27.01.15
9
Построение прямой линии, проходящей через одну точку.
1
28.01.15
10
Построение прямой линии, проходящей через две точки.
1
02.02.15
11-12
Число и цифра 8.
2
03.02.15
04.02.15
13-14
Числовой ряд от 1 до 8.
2
09.02.15
10.02.15
15-16
Состав числа 8.
2
11.02.15
16.02.15
17
Сложение и вычитание в пределах 8.
1
17.02.15
18-19
Счёт двойками.
2
18.02.15
23.02.15
20
Сложение и вычитание в пределах 8.
1
24.02.15
21
Геометрические тела.
1
25.02.15
22
Состав изученных чисел.
1
02.03.15
23-24
Переместительное свойство сложения.
2
03.03.15
04.03.15
25-26
Число и цифра 9.
2
09.03.15
10.03.15
27-28
Числовой ряд от 1 до 9.
2
11.03.15
16.03.15
29
Состав числа 9.
1
17.03.15
30
Сложение и вычитание в пределах 9.
1
18.03.15
IV четверть – 27 ч.
Тема урока
1-2
Число и цифра 10.
2
30.03.15
31.03.15
3-4
Числовой ряд 1 – 10.
2
01.04.15
06.04.15
5-7
Состав числа 10.
3
07.04.15
08.04.15
13.04.15
8-9
Сложение и вычитание в пределах 10.
2
14.04.15
15.04.15
10
Нахождение суммы.
1
20.04.15
11
Нахождение остатка.
1
21.04.15
12-14
Таблица сложения.
3
22.04.15
27.04.15
28.04.15
15-16
Таблица вычитания.
2
29.04.15
04.05.15
17
Нахождение неизвестного слагаемого.
1
05.05.15
18-19
Состав изученных чисел.
2
06.05.15
11.05.15
20
Геометрические фигуры.
1
12.05.15
21-22
Сложение и вычитание в пределах 10.
2
13.05.15
18.05.15
23
Геометрические фигуры.
1
19.05.15
24-25
Построение прямой линии, проходящей через две точки, через одну точку.
2
20.05.15
25.05.15
26-27
Повторение
2
26.05.15
27.05.15
Заголовок 115