Методическая работа Ансамблевое музицирование баянистов
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» г.п. Кондинское им. А.В. Красова
Методическая работа
Ансамблевое музицирование баянистов
Составитель:
преподаватель детской музыкальной школы
И.И. Новик
2015 год
1. Введение
Ансамблям баянистов (аккордеонистов), несомненно, принадлежит значительное место в музыкальной культуре нашей страны, будь то профессиональное исполнительство или же любительское музицирование. На протяжении многих десятилетий подобные ансамбли пользуются успехом во многих российских регионах, что объясняется прежде всего исконными свойствами упомянутых коллективов.
В ансамблевых сочетаниях инструмент приобретает новые, порой неожиданные возможности, что благоприятствует убедительному воплощению сложных композиторских замыслов и расширению репертуарных горизонтов. Игра в ансамбле позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личностного и музыкально-творческого общения. Это представляется особенно важным для современного любительского музицирования, где совпадение вкусов и пристрастий, близость духовных интересов зачастую оказываются фундаментом дружеских отношений, и наоборот. Действительно, исполнение в ансамбле предполагает не только навыки синхронной игры, здесь важно другое –чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыке, полет вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремленность каждого из участников к новым музыкально-художественным открытиям, – вот что побуждает исполнителей объединяться в коллектив, вот чем характеризуется ансамблевое искусство.
Совместное музицирование уходит корнями в глубину эпох, когда еще не было концертирующих инструменталистов-виртуозов. Многочисленные любители музыки относились к незамысловатому инструментарию как средству приятного времяпрепровождения и развлечения. Порой собрания подобных любителей превращались в духовно-творческие союзы, предоставлявшие утонченным натурам возможность для многогранного самовыражения. Одна-ко и менее талантливым любителям, не обладавшим достаточными техническими навыками, игра в ансамбле позволяла приблизиться к широким горизонтам музыкальной культуры. Зачастую такое музицирование не ограничивалось рамками семейного, дружеского общения, оказываясь достоянием широкой аудитории. Это, несомненно, поддерживало увлеченность самодеятельных энтузиастов, стимулировало их порыв к самосовершенствованию.
Постепенно обнаруживались изменения и в ансамблевом репертуаре. Он мало-помалу удалялся от непритязательных бытовых пьес (как правило,песенного и танцевального происхождения), становился все более сложным и в музыкально-языковом, и в образно-смысловом аспектах. Формирование концертного репертуара, изначально ориентированного на взыскательную публику, требовало и соответствующей подготовки профессиональных исполнителей.
Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной музыкальной культуре (академической, эстрадной, фольклорной), так и в сфере любительского музицирования. В Финляндии, Германии, Австрии... ежегодно проводятся аккордеонные фестивали, впечатляющие и количеством участников, и разнообразием заявленных коллективов, и много-часовыми красочными телевизионными трансляциями. Местом такого фестиваля может стать и огромный парк, овеянный «дыханием столетий», и океанский лайнер, куда приглашаются все выступающие и их родственники.
Подобные массовые празднества, кстати, запечатлелись и в истории нашей страны – особенно характерна в этом плане первая половина XX столетия, когда баян и гармоника являлись подлинно всенародными любимцами.
К формированию навыков ансамблевой игры у юного баяниста (аккордеониста) можно и нужно приступать на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и вызывает у ребенка устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар, овладевая музыкальными стилями.
Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамичному развитию творческихспособностей и технических навыков обучающихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнер способен оказывать художественное воздействие на менее подвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс.
2. Теоретическая часть
Ансамбль в системе дополнительного образвания детей является весомой составляющей в приобретении обучающимися следующих знаний, умений, и навыков:
интенсивное развитие всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического),
элементарные основы ритма, а так же овладение более сложными метро-ритмическими категориями,
развитие памяти,
образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий,
развития игровых способностей,
закрепление навыков, приобретенных на уроках специального класса,
знания художественно-эстетических, технических особенностей характерных для ансамблевого исполнительства,
умение грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле,
умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей,
умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании партий музыкального произведения,
умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения,
навыки чтения с листа,
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений,
умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений,
навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды,
навыки публичных выступлений.
3. Основное содержание
Ансамбль [ фр. ensemble, букв. – вместе ]. В музыкальном словаре А. Н. Должанского даются следующие определения ансамбля :
Группа из двух и более музыкантов – певцов или инструменталистов, - совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы.
Выражение “хороший ансамбль” - означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов.
Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Первые пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное - чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
Знакомство ансамбля с произведением в целом;
Техническое освоение выразительных средств;
Работа над воплощением художественного образа.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.
На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей.
Одной из задач педагога на заключительном этапе является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов.
Практика занятий дала множество примеров того, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям.
Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержание музыки..
4. Подбор репертуара
Важным аспектом в ансамблевом исполнительстве является подбор репертуара. Следует учить детей на хорошей музыке различных жанров и эпох, формируя вкус и умение чувствовать прекрасное. Классические и современные музыкальные произведения высокого уровня побуждает ребенка к творческому поиску.
Это могут быть и песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
Разнообразный стилистический и жанровый материал дает стимул к дальнейшим занятиям музыкой. Выбирая музыкальный материал, важно учитывать психологический фактор: содержание произведений должно соответствовать возрасту, жизненному опыту и психологическим особенностям личности ребенка. Вместе с тем, возможно включение в репертуар произведений более сложных по сравнению с предшествующим уровнем произведений, тем самым определяя перспективу дальнейшего развития обучающихся.
5. Аранжировка для ансамбля
Аранжировка (от франц. arranger - букв. - приводить в порядок). Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру.
Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка".
1) Переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов.
2) Облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте.
3) В эстрадной музыке - гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
4) В джазе - способ закрепления общего замысла ансамблевой и оркестровой интерпретации и главный носитель стилевых качеств.
Что должен уметь педагог, чтобы создать музыку? В первую очередь для написания аранжировки необходимо иметь идею будущей композиции. Без идеи вряд ли получится что-то толковое.
Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией созданную композитором, сочинять партии для всех инструментов.
Аранжировщик, кроме того, должен уметь разбираться в фактуре произведения. То есть уметь правильно распределять группы инструментов, знать, что типично для аккордеона, что для аккордеона... Этому можно научиться, почитав нужную литературу, а еще лучше прослушивая различную музыку и анализируя звучание инструментов.
Вообще, наверное самое главное и важное в написании музыки, это научиться анализировать музыку. Научиться прислушиваться к звучанию каждого инструмента, анализируя сколько инструментов играет в данной пьесе, какой тембр у каждого, какую функцию выполняет каждый инструмент...
Следующий важный вопрос - это знание гармонии, полифонии. Знание различных расположений аккордов, умение перегармонизовать мелодическую линию, досочинить, поменять расположение аккордов, линию баса...
Аранжировщик может менять гармонию, форму, тональность и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором, должно быть развито чувство формы. Иногда бывает мелодия попадается не достаточно развитая и нужно уметь разнообразить мелодически и гармонически, развить данную тему в самостоятельное произведение. Возможно необходимо будет сочинить вступление, связки, коду, а иной раз - целый мелодический отрезок. То есть владеть композиторской техникой, полифоническим мышлением, уметь сочинить рифф, контрапункт и т.п. Все это требует творческой фантазии (идеи). Например если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.
И, наконец, аранжировщик должен разбираться в различных музыкальных направлениях и стилях. Изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать, разнообразить. Ориентироваться в различных строях, ключах.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете слушать Вашу аранжировку в любой момент.
От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Лучшим способом учиться писать аранжировки и совершенствовать свое творчесвтво является наблюдение и анализ чужого творчества. В этом отношении надо всегда держать свой ум на готове. Услышав интересное решение, сразу же класть его в банк идеи и примеров использования гармонического или мелодического приема.
Игра в ансамбле собственных аранжировок это не только способ для развития слуха, но и развитие навыков композии, а также умение сотрудничать с композитором.
6. Ансамблевое концертное исполнительство
Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДМШ заниматься ансамблевым музицированием.
Немаловажную роль в работе с ансамблем играет правильное, продуманное и своевременное решение многих организационных вопросов.
Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Внешняя дисциплина в ансамбле всегда связана с творческой дисциплиной и обязательно отражается на качестве исполнения.
Педагог помогает ученику ощутить себя частицей слаженного музыкального коллектива, направляет его исполнительские усилия в единое творческое русло, подчиняет коллективное исполнение общему замыслу.
Прекрасный помощник в работе с детьми – богатое детское воображение. Подключение его к исполнительскому процессу совершенно необходимо. Успех создания единого музыкального образа зависит от того, насколько педагог сумеет объединить эмоции учеников. Добиваясь нужной эмоциональной окраски исполнения, дети приобретают вкус к музицированию.
Воспитание ансамблевого коллектива – одна из важнейших задач педагога-руководителя.
Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.
Великий Лист утверждал: «Техника рождается из духа». Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Для начинающих музыкантов существует известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение.
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Необходимо всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над владением собой, над верой в свои творческие силы.
7. Заключение
Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.
Роль ансамблевой игры очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.
«Исполнение программы без творческого подъема – есть не более, чем математическая организация звуков во времени»