Урок-экскурсия Национальное достояние ЮНЕСКО. Городские комплексы


2 класс
Технологическая карта
Тема «Национальное наследие «ЮНЕСКО». Городские комплексы»
Тема Национальное наследие «ЮНЕСКО». Городские комплексы
Цель темы Формировать у школьников интерес к деятельности организации по охране культурного наследия «ЮНЕСКО»
Планируемые результаты Предметные умения УУД
Расширить кругозор и культурный опыт учащихся. Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; воспитание уважительного отношения к памятникам культуры.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно находит ответы на вопросы; планировать свою деятельность.
Познавательные: формирование представления о деятельности организации по охране культурного наследия «ЮНЕСКО».
Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах; слышать и слушать; грамотно строить высказывания; доказывать свою точку зрения.
Основные понятия «ЮНЕСКО», собор.
Организация пространства Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир (знание городов России), Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников). Фронтальная, в малых группах, индивидуальная. Экран, проектор, компьютер с выходом в интернет, презентация, толковый словарь, пазлы.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Национальное наследие «ЮНЕСКО». Городские комплексы. (ученики входят в класс, рассаживаются группами)
- Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы находимся с вами в школьном музее «Мы в ЮНЕСКО». (слайд 1)
- Кто из вас знает, чем занимается организация ЮНЕСКО? Попробуйте самостоятельно найти ответы в нашем музее.
(ответы детей)
- ЮНЕСКО – это Организация Объединенных Наций по Образованию, Науке и Культуре, занимающаяся охраной памятников культуры и объектов природы и популяризацией образования и науки, созданная 16 ноября 1945 года. (слайд 2)
В 1972 году организацией была принята так называемая Конвенция по охране всемирного наследия — природного и культурного. На ежегодных встречах, члены ЮНЕСКО решают вопросы о включении того или иного объекта культуры в фонд всемирного наследия. Как только та или иная природная зона или объект культуры попадает под защиту организации - говорят: «находится под эгидой ЮНЕСКО».
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей) 
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель – познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия Санкт-Петербурга. - Сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по одному из городских комплексов России который включен в список национального наследия ЮНЕСКО. (Слайд 3) Таких комплексов несколько: это исторические центры городов Санкт-Петербурга (1990 год) и Ярославля, и связанные с ними группы памятников, исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей, а также древние постройки Дербента – цитадель, крепостные сооружения и Старый город.
Давайте покинем Москву и начнем наше путешествие по одному из самых красивых городов мира, по северной столице России.
–О каком городе так говорят? (ответы детей)
– Кто из вас был в Санкт-Петербурге? (ответы детей)
– Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
- Путешествовать мы будем по северной столице на корабле, который будет плыть по реке…? А по какой реке, вы скажите мне отгадав загадку.
Средь петербурских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течет мостов.
Что за река, ребята?
(НЕВА)
(читает ученик)
- Путешествие начинается (звучит фоновая музыка). Чтобы узнать, какая остановка будет первой, я предлагаю вам посмотреть на экран (на слайде появляется Карта Санкт-Петербурга – слайд 4)
- Перед вами Петропавловский собор (слайд 5). Сейчас я вам попытаюсь приоткрыть тайну и рассказать, кто и когда построил этот собор и чем он отличается от других.
Работа с толковым словарём.
- Но сначала объясним значение слова – собор. Что такое собор? (ответы детей).
- Теперь давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение этого слова. (Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.)
- Город Санкт-Петербург начинается с Петропавловской крепости, которая стоит на маленьком островке, окружённая Невой. Её гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. Каждый день ровно в полдень в 12 часов дня в Петропавловской крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время.
Петропавловский собор был воздвигнут по проекту архитектора Д. Трезини в 1712-1733 годах в стиле раннего русского барокко, и это была первая церковь, построенная в Санкт-Петербурге из камня на территории Петропавловской крепости. Интерьер Петропавловского собора сохранился до наших дней почти без изменений. Стены, расписанные под мрамор, золоченая лепка потолка, картины, чудесные люстры делают внутреннее убранство храма нарядным и торжественным.
(слайд 5 - видео фрагмент с видами на собор)
- И так мы побывали с вами в Петропаловском соборе, теперь отправляемся дальше.
(слайд 6)
Собору огромному равного нет.
Его возводили почти сорок лет!
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб встали вокруг сто двенадцать колонн
И купол в лучах засверкал позолотой!
Но кто ж архитектор? Известен вам он.
Построил в столице собор-великан
Зодчий великий Огюст Монферран.
Исаакиевский собор
(читает ученик)
- Исаакиевский собор - выдающийся памятник архитектуры. Подобно Петропавловскому собору и Адмиралтейству, он является доминантой Санкт-Петербурга: его позолоченный купол виден практически из любой точки города. Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В 1710 году Петр приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя. Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор - один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города.
(Видео фрагмент с видами на Исаакиевский собор)
Храм распахнул колоннаду дугой.
Вознёсся над куполом крест
золотой.
Взят пудостский камень для стен и колонн
Для храма впервые использован он.
На Невском, где все изумляет наш взор,
Воздвиг Воронихин - Казанский собор.
(читает ученик)
(слайд 7) Сообщение учащихся о Казанском соборе, дополнение учителя.
(Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге был заложен 27 августа 1801 году на месте небольшой каменной церкви Рождества Богородицы, где хранилась икона Казанской Божьей Матери. Строительство длилось всего десять лет. Говорят, что именно эта икона, издревле наделенная чудотворными свойствами, помогла прорвать блокаду Ленинграда в 1944 г. Ее пронесли по всем воинским частям – и блокада была прорвана. Что это – просто красивая легенда или действительно чудодейственная сила иконы? Казанский собор – это не только действующий храм. Разбитый перед ним парк с гранитным фонтаном (архитектор Тома де Томон), перенесенным с дороги на Царское село, - излюбленное место отдыха петербуржцев и одно из красивейших мест Северной Пальмиры.)
Физминутка
-А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть.
(Все встают и выполняют движения под музыку)
- Мы немного отдохнули и теперь снова можем отправляться в путь, на нашем быстроходном кораблике.
- Во Всемирное наследие включен не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – (слайд 8) Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское село), Павловск, Гатчина, Стрельна и еще целый ряд историко-культурных памятников.
- Предлагаю отправится на последнюю остановку нашего виртуального путешествия. В самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф.
- Посмотрите на экран
(слайд 8 - видео фрагмент с видами на дворцово-парковый ансамбль - Петергоф).
В 18 в. Петр 1 заложил пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж, а так же Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов.
III этап. Закрепление изученного.
Цель – систематизировать полученные знания. - Чтобы завершить путешествие и сойти на берег, нужно собрать пазлы, которые оказались у нас на корабле.
Давайте вспомним, о каких знаменитых памятниках всемирного наследия ЮНЕСКО мы сегодня говорили?
Соберите пазлы и поместите получившиеся картины в рамки. Назовите памятники архитектуры, которые изображены на ваших картинах.
Расскажите, что вы запомнили об этих объектах Всемирного наследия.
(пазлы - “Исаакиевский собор”, “Петропавловская крепость”, “Казанский собор”, Петергоф)
IV этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. -Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Я знаю
Я запомнил
Я смог
- Что такое «ЮНЕСКО»?
_ Какие достопримечательности Санкт-Петербурга входят в охраняемые объекты Всемирного наследия «ЮНЕСКО»?
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Наш корабль достиг своего последнего пункта назначения, и мы вынуждены проститься с теми прекрасными местами, в которых сегодня побывали, но это не значит, что наше путешествие подходит к концу. Ведь в наследие ЮНЕСКО входит множество и других замечательных мест и памятников, куда мы сможем отправиться все вместе в следующий раз!