Статья «Актуальные проблемы среднего профессионального образования на примере Белгородского музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева».
«Актуальные проблемы среднего профессионального образования на примере Белгородского музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева».
Выполнила:
Студентка 2 курса
группы 92Ф МК БГИИК
Бочкарёва Виктория Витальевна.
Научный руководитель:
Артемова Юлия Эдуардовна.
Музыкально-педагогический процесс в силу его диалектической природы находится в постоянном движении, развитии, проходя последовательно одну стадию за другой.
В наше время сформировался новый образ человека, который ставит перед обществом и государством новые цели и задачи реализации возможностей и индивидуальных способностей личности. Изменения в самосознании и мироощущении общества обуславливают необходимость внесения существенных корректив в учебно-образовательный и воспитательный процесс, влияют так или иначе на весь комплекс профессионально-личностных взаимоотношений и взаимодействий учащихся и учителей, ставят перед последними новые задачи. Но в условиях быстро меняющегося современного общества возникают проблемы, которые сложно преодолеть, т.к. недавно новое становится устаревшим и безынтересным.
Среди задач педагога можно выделить следующие:
Изучение психологии молодого поколения;
Освоение педагогом новых средств коммуникации;
Овладение инструментарием социологических исследований в молодежной среде и многое другое, что способствует усовершенствованию образовательного процесса и развития «субъект-субъектных» отношений учителя и студента.
Пройдя начальную стадию образования (школы, лицеи, гимназии и др.), ребенок делает уже осознанный выбор дальнейшей своей судьбы, будет ли он учителем, спортсменом, ученым, летчиком, или может пойдет в совершенно другую профессия, но так или иначе этот выбор влияет на последующую жизнь человека.
Но есть профессии, для которых есть своя начальная стадия образования. К таким относится музыка. На первом этапе овладения музыкальными профессиями ребенок, обучаясь в ДМШ и ДШИ, получает базовые знания, которые в дальнейшем ему пригодятся в достижении мастерства в этой сфере в следующих образовательных ступенях.
Приоритетом для музыкальных школ провозглашается подготовка кадров для средних специальных учебных заведений. Разрабатываемые Министерством 7-8-летние программы обучения предусматривают получение учащимися первоначальных навыков игры на инструментах, что закладывает основы профессиональной подготовки. Учебные планы, требования на вступительных и выпускных экзаменах также подчинены этой задаче.
Переход на следующую стадию образования ребенок делает уже самостоятельно, решая, сможет ли он (она) связать свою жизнь с музыкой. И если это решение является положительным, то ребенок поступает в музыкальное училище или колледж.
Но на этой ступени образования есть много нерешенных проблем.
Образовательные программы в настоящий момент утратили опыт, сложившийся годами и столетиями, пытаясь придумать что-то новое и необычное, ухудшая тем самым качество музыкального образования и теряя его сущность. А потом, изобретается новейшее, которое хорошо забытое старое.
На мой взгляд, можно выделить несколько проблем, мешающих процветанию музыкальных профессий и тормозящих их развитие:
Недостаточное развитие принципа всестороннего развития студента;
Отвержение принципа преемственности;
Недостаточное уделение внимания вопросам совершенствования музыкального слуха и навыков импровизации у студентов;
Отсутствие демонстрации учебного процесса с помощью общедоступных открытых уроков в процессе обучения.
Поясню немного о каждом из перечисленных выше пунктов.
Недостаточное развитие принципа всестороннего развития студента.
В наше время при подготовке будущего специалиста необходимо отказаться от замкнутости в его обучении на технологических моментах. В средних профессиональных учебных заведениях предусмотрены занятия по гуманитарным дисциплинам. Но этого все равно, на мой взгляд, недостаточно. Во многих колледжах эти занятия ограничиваются лишь теоретическими знаниями студентов. И часто, это не вина преподавателя. Программа составлена так, что учителю дается время, чтобы познакомить студентов с азами предмета, т.к. все остальное время отдано на самостоятельное закрепление и эксперименты. Во многих учебных заведения не предусмотрены литературные вечера, походы в театры, на выставки художников, поездки по историческим местам родного края и своей страны, а если это происходит, то только по инициативе преподавателя (таких становится все меньше и меньше).
Есть проблема: представим, что недавний выпускник «не дай бог» получит травму и не сможет работать по профессии, то его знаний по общественным дисциплинам будет недостаточно, для приобретения другой специальности и он на несколько лет опять будет вынужден сесть за парту.
А также в музыкальных колледжах, с их точным разделением на дисциплины, нет возможности изучать факультативно те предметы других исполнительских направлений, которые интересны студенту, так как, по мнению многих педагогов «это мешает образовательному процессу»
Отвержение принципа преемственности.
Современный мир слишком быстро меняется, забирая с собой опыт прошлых столетий. Мы пытаемся придумать что-то новое, выдумать то, что, по нашему мнению, может усовершенствовать образовательный процесс, а на самом деле только тормозим его развитие. Все чаще на уроках по специальным предметам можно увидеть, что студент с большим желанием исполняет эстрадные и популярные произведения, нежели прекрасные классические музыкальные образцы прошлых времен. То же происходит и с методами преподавания учебного материала.
Недостаточное уделение внимания вопросам развития музыкального слуха и навыков импровизации у студентов.
В настоящее время лишь немногие музыканты могут похвастаться способностью импровизировать на сцене, хотя несколько столетий назад исполнение музыкальных произведений носило сугубо импровизационный характер. Эта способность развивает множество качеств у студента. Умение импровизировать дает возможность исполнителю на сцене не теряться, а преподавателю этот навык помогает в любой ситуации быть полезным студенту, пытающемуся найти ответы на вопросы, связанные с музыкальным материалом. Преподаватель всегда сможет разъяснить студенту, интересующую его информации и подкрепить ее музыкальным примером для более точного усвоения информации первым. Для тех же целей важно и развитие музыкального слуха у студентов, как средних профессиональных учебных заведений, так и высших.
Отсутствие демонстрации учебного процесса с помощью общедоступных открытых уроков в процессе обучения.
В XX веке широко практиковались открытые уроки, на которых в аудиториях находилось много студентов, наблюдающих урок по дисциплинам специализации.
«Нейгауз никогда не учил только того одного, кто сидел за роялем. Круг слушателей на уроках был широк и неоднороден. Класс полон. Сидят на стульях, на подоконниках, столах. Генрих Густавович чаще всего в приподнятом настроении. Слушает, подпевает, подыгрывает и дирижирует. Присутствующие заражены его настроением, увлечены музыкой, стремятся ничего не упустить, все понять. Нейгауз обращался ко всем сразу, как к равным себе в профессиональном, интеллектуальном и культурном отношениях» (Из воспоминаний учеников о Г.Г.Нейгаузе).
В наше же время уроки приобрели сугубо индивидуальный характер, а открытые уроки утратили свою значимость и важность.
Педагогический процесс должен быть таким, чтобы педагог мог привить студенту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения.