Методическая разработка Решение проблемы инклюзивного образования в системе дополнительного образования
Решение проблемы инклюзивного образования в системе дополнительного образования
Галиуллина Альфия Мунавировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ дополнительного образования детей
г. Елабуга РТ "Центр детского творчества " ЕМР РТ.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
За рубежом, начиная с 1970-х гг. ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990-х гг. В настоящее время в Москве существует более 1,5 тысяч школ, среди них инклюзивных- 47. Мы видим, что для нашей необъятной страны это ничтожно мало.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ», а также конвенцией о правах ребенка. Несмотря на это, развитие инклюзивного образования в России представляет собой узел проблем и противоречий. Процесс этот очень сложный и требует комплексной работы на всех уровнях общества, поскольку в результате этого процесса должна измениться система образования, а не дети адаптироваться к имеющимся образовательным программам.
Чтобы решить эту задачу общество должно включиться в социальное проектирование новых форм организации образовательного пространства:
- должны быть изданы новые законы;
- спроектированы образовательные учреждения, доступные для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработаны новые программы и методики;
- организованы совместные формы работы семьи и образовательных учреждений;
- продуманы резервы дополнительного образования и др.
О включении детей в систему дополнительного образования хочется сказать особо. Если исходить из того, что инклюзивное образование предполагает создание наиболее благоприятной для развития ребенка среды, следовательно, задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребностям каждого, позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе без продуманного, качественного дополнительного образования эта система будет неполной. Именно участие в различных секциях, кружках создаст ребенку с физическими или иными недостатками возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам общества.
Долгие годы работая в системе дополнительного образования, приходится напрямую сталкиваться с проблемами детей-инвалидов, желающих полноценно развиваться вместе со сверстниками. В хореографическую студию "Сэйлэн", руководителем которой я являюсь уже около 20 лет, дети с нарушениями физического здоровья приходят ежегодно и занимаются с большим удовольствием. Работая с такими детьми на принципах инклюзивного образования, использую следующие способы включения:
- принимать ученика с инвалидностью как любых других детей в группе;
- включать их в одинаковые виды деятельности, хотя и ставить разные задачи;
- включать ученика с инвалидностью в сюжетные танцы с учетом физической нагрузки (на маленькие роли с ограничением объема и сложности движений);
- включение специально продуманного комплекса физических упражнений на восстановление опорно-двигательного аппарата и др.
Очень благотворное влияние на физическое и психическое состояние детей с ОВЗ имеет их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях. Дети-инвалиды делают все возможное, чтобы своим искусством принести радость тем, кому еще труднее. Мы организуем концерты, выставки, туристические поездки. Наш ансамбль "Сэйлэн" ежегодно вместе с детьми-инвалидами проводит благотворительные концерты и праздники в различных учреждениях социального профиля, от которых имеется множество писем с выражением искренней благодарности. Танцевальные программы доставляют детям огромную радость, благотворно влияют на формирование у них чувства собственного достоинства, а зачастую служат толчком к раскрытию их творческих способностей. Концертная деятельность помогает человеку в полной мере использовать свои способности и добиваться творческих успехов, несмотря на ограниченные возможности здоровья.
Уже в давние времена педагоги и врачи использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка и танец устанавливают порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, в сочетании с танцевальными движениями, изменяет настроение человека, перестраивает его эмоциональное состояние. Появились такие термины как «танцетерапия», «музыкотерапия». Дети с проблемами», действуя в удивительном мире искусства танца, дают позитивные изменения в своем развитии. На время коллективного общения на занятиях кружка они уходят от переживаний, чувства одиночества, страхов, тревожности, от конфликтных отношений и т.д. Они становятся качественно другими – радостными, счастливыми, довольными собой, духовно обновленными. А у обычных детей, в свою очередь, развивается чувство толерантности, то есть уважения, сопереживания, поддержки, милосердия, любви к ближнему.
Таким образом, система дополнительного образования помогает всем без исключения детям раскрыть свои таланты, найти свое место в жизни, почувствовать свою нужность обществу.