КАК ПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО ФИЛОЛОГИИ(советы учителя-практика)
Иванова Людмила Игоревна, учитель-методист МОШ №22 им.Маршала Сергеева
КАК ПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО ФИЛОЛОГИИ(советы
учителя-практика)
Я достаточно давно занимаюсь научными исследованиями с детьми. 20 моих подопечных принимали участие в конкурсе-защите научных работ. Только трое из них не получили призовых мест на областном уровне; четверо участвовали во Всеукраинском этапе конкурса-защиты МАН вполне успешно: два призовых ІІІ м., два - І м. Такая работа принесла определенный опыт, которым я и хочу поделиться с коллегами.
Процесс написания научной работы состоит из нескольких этапов.
Выбор темы исследования.
Прежде всего необходимо приложить определенные усилия к поиску материала для исследования. Это очень важный и ответственный этап, ибо правильно избранный материал поможет обеспечить успех, но в случае ошибки он же станет и причиной провала. На этом этапе следует определиться, с чем именно вы хотите и можете работать. Искать стоит в любых направлениях, подсказанных сложившимися интересами. Единственное условие, которым ни в коей мере нельзя пренебречь заключается в том, что вы должны знать (чувствовать!), что обозначившееся направление вам глубоко понятно, вы знаете, куда будете направлять поиск ребенка.
Многие учителя выбирают, как им кажется, наиболее простой способ: пытаются найти какие-то готовые списки предлагаемых авторитетными организациями или людьми тем, чтобы воспользоваться одной из них. Очень часто такой путь оказывается ошибочным. Дело в том, что тема, которую ты не сам выстрадал, обязательно будет иметь некие подводные камни, не заметные на поверхности, о которые будет легко разбиться. Наихудшее случается тогда, когда учитель, выбравший таким образом тему, сам над ней не слишком морочил голову, а сразу вручил для разработки ученику, почему-то считая, что ребенок сам способен разобраться в том, о чем сам учитель имеет туманное представление. Первое правило, которое нельзя нарушать: ни в коем случае не допустимо давать ребенку ту работу, над которой сам учитель не потрудился, не обдумал, не наметил хотя бы в общих чертах для будущего исследования главные проблемы и способы их решения. И найти несколько книжек на подобную тему – этого несколько мало. Книги должны быть изучены, прежде всего, самим учителем. Сказать ребенку: «Поищи что-нибудь в Интернете, там все есть», - последнее дело! Т.е. Интернетом следует пользоваться только тогда, когда уже многое сделано, а не в начале работы! Тем более, что жюри, чтобы не происходили подмены, проводит экспертизу работ при помощи антиплагиатных программ.
Каким же образом искать материал для исследования? Хочу сделать акцент: искать необходимо не «тему», а «материал для исследования» - «тема» определится (а впоследствии может и видоизмениться) в процессе работы над выбранным «материалом».
Во-первых, необходимо прислушаться к тому, что интересно лично вам: язык или литература, может быть, есть какой-то конкретный текст, с которым вам хочется поработать, или существует какая-то интересная для вас научная проблема.
В случае, если вам хочется поработать над конкретным художественным текстом, но пока не совсем ясно, куда направить поиск, следует его внимательно перечитать с карандашом в руках. Своеобразие любого художественного произведения непременно продиктует совершенно конкретные вопросы, которые и подведут вас к научной проблеме.
Когда определится направление поиска, т.е., когда для себя вы обозначите интересные, по вашему мнению, художественные явления в избранном тексте, следует задуматься над постановкой научной задачи. Тут возможны различные подходы. Кто-то берет литературоведческий материал и ищет, как к данным художественным проблемам относятся другие исследователи. Среди уже высказанных мыслей можно найти такую, которую вы разовьете глубже либо рассмотрите под каким-то новым углом зрения. Лично я отдаю предпочтение собственному поиску через придирчивое вчитывание в текст, и только после того, как сформируются собственные идеи, я интересуюсь мнением других исследователей, чтобы иметь возможность найти подтверждение собственным рассуждениям, а порой – вступить с ними в полемику. Подобная работа с художественным текстом годится и для литературоведческой работы и для лингвистической.
В случае, если есть некая научная проблема, над которой вы уже размышляли и хотите её изучить детальнее, следует обдумать, на каком именно материале (художественном ли, материале прессы или каком-либо ином) вам лучше её рассматривать. Сперва следует разобраться с теорией вопроса, чтобы хорошо представлять себе сущность, природу того научного явления, которое вас интересует. И только после этого вы можете наметить приблизительный план собирания материалов для исследования (подготовка карточек, анкетирование, фотоснимки и проч.) и определить круг вопросов, на которые следует ответить в процессе работы.
Только после того, как будет окончательно осмыслен намеченный вами материал исследования, когда вы сами готовы его анализировать, можно предлагать работу ученику. И необходимо помнить правило 2: даже очень талантливый ребенок НЕ МОЖЕТ – и не должен! – проводить исследование без вашего руководства! Учитель НЕПРЕМЕННО знает больше и лучше, чем ученик на каждом этапе, «что необходимо делать дальше».
Еще одна важная проблема может возникнуть в самом начале работы. Может случиться, что материал, предложенный вами ребенку, его не заинтересует. /пример с Оксаной Шуруй и Тютчевым/ Нельзя ни в коем случае навязывать такую тему подопечному, иначе работа будет обречена на провал. Что тогда делать? Необходимо искать вместе, какой именно текст, какая проблема может заинтересовать и учителя и учащегося. Именно потому, что этот этап поисков может затянуться надолго, исследование следует начинать не менее чем за год до запланированного конкурса.
NB1. При выборе материала исследования важно учитывать то, насколько эта тема позволит проявиться индивидуальности ребенка, насколько реален самостоятельный поиск (под вашим, конечно же, руководством). Некоторые темы такую возможность просто исключают. Например, тема «Адресаты лирики Владимира Маяковского» предусматривает рассказ о персоналиях, которым были посвящены стихи Маяковского или которые вдохновили поэта на написание его произведений. Такая тема может быть выполнена только как реферат. Лишь в некоем уникальном случае, если вдруг ребенок окажется владельцем неизвестных ранее документов, дневников, каких-то материальных свидетельств о неизвестных ранее фактах биографии поэта, можно говорить о самостоятельности такой работы. В противном же случае, исследование превратится в компиляцию и будет даже вредна, т.к. в сознании ребенка произойдет подмена понятий: «собственноручно добытый результат» - и «результат использованный, чужой».
NB2. Не следует выбирать слишком широкие темы, которые могут стать скорее предметом изучения целого университетского курса. Такие темы из-за их неохватности не дадут школьнику, еще недостаточно образованному в филологических базовых вопросах, проявить самостоятельность и оригинальность. Примеры таких тем: «Импрессионизм в немецкой литературе», «Европейский постмодернизм», «Влияние творчества Достоевского на японскую литературу», «Украинский романтизм», «Лексикология» и проч. Эти темы необходимо сузить до таких границ, которые предоставят возможность учащемуся через собственные наблюдения над конкретным текстом исследовать некоторое художественное явление на доступном для него уровне. Например: «Черты импрессиоонизма в творчестве Бунина», «Эстетика постмодернизма в романе «Зазарский словарь» Милорада Павича», «Образ лирического героя в творчестве Роберта Рождественского», «Особенности синтаксиса в рассказах Евгения Гришковца» и т.д.
Работа над исследованием.
Перед началом работы необходимо правильно настроить ученика на поставленные перед ним задачи:
а) Результатом исследования должно стать сочинение, в котором будет сделано хотя бы одно маленькое собственное «открытие» в разработке темы. Поэтому следует обращать внимание на то, что «не бросается в глаза», не «общеизвестное», то, что может «стать открытием».
б) Необходимо попытаться по-своему трактовать текст, делать собственные оригинальные выводы, предлагать новое толкование текста, аргументируя свои заключения. На этом этапе целесообразно составлять карточки со своими наблюдениями.
в) Следует чётко представлять разницу в задачах и содержании между школьным сочинением, другими видами обучающих работ и научным исследованием.
Школьное сочинение. Ученик отчитывается перед учителем в письменной форме о своих знаниях, приобретенных в процессе изучения темы. Здесь учащийся не обязан делать оригинальные открытия, т.к. это работа, которая учит правильно формулировать мысли. Самостоятельность такой работы заключается в том, что сочинение не списано, а изложено «собственным языком».
Реферат. Ученик излагает содержание нескольких самостоятельно прочитанных и проработанных источников информации на одну тему. Безусловно, реферат сохраняет только мысли (чужие!), изложенные в использованных источниках, свои собственные соображения в такой работе излишни..
Конспект. Ученик сжато и довольно точно и подробно передает содержание одного источника.
Компиляция. Словарь иностранных слов так : „(от лат. сompilatio – воровство, грабеж) неоригинальная, несамостоятельная литературна или научная работа, построенная на использовании чужих произведений, мыслей, исследований”.
Это то, чем очень часто подменяют научную работу в школе.
Исследование. Учащийся создает абсолютно новый – собственный – продукт, в котором использует творчески уже известные в научной литературе мысли и взгляды на заданную тему, но добавляет свои оригинальные, нигде до этого не отмеченные, наблюдения. Т.о., знакомство с научной литературой по своей теме, наличие исследовательского элемента и «нового маленького открытия» - главные отличителдьные особенности школьного сочинения от научной работы.
г) В научной работе должны отразиться точки зрения других исследователей. Только продемонстрировав эрудицию в своем вопросе, можно надеяться на успех. К этому надо приложить усилия. В библиографическом списке использованной литературы должно быть не менее 20 наименований.
д) Научный продукт – это сложное рассуждение, которое отличается точным пониманием темы, логическим изложением материала, доказательностью (аргументированностью), наличием множества примеров и наличием выводов. Следует помнить, что структура рассуждения (Тезис-Аргументы-Примеры-Вывод) сохраняется и на уровне каждого микрофрагмента, который развивает микротему, и на уровне целой части, которая рассматривает одну из проблем, - и на уровне всей работы. Особенно часто забывают о выводах, которыми должен завершаться каждый логический фрагмент, каждая часть, и вся работа (разумеется, характер этих выводов разный, но все они должны быть подтверждением или опровержением своего тезиса – большого или малого).
е) Необходимо составить рабочий план, который поможет изучить уже подготовленные «идеи» и разделить всю работу на отдельные подтемы («Главы»). Далее следует обдумывать идеи и начать формировать ГЛАВНУЮ ЧАСТЬ РАБОТЫ: последовательно очерчивать гипотезы, искать аргументы для них, делать выводы.
После завершення этой работы надо написать «ВЫводы» - кратко изложенные итоги работы (т.е., обобщить работу главной части). Они могут состоять из суммы выводов, которыми завершается каждое доказательство в основной части.
Вступление стоит писать после того, как будет выполнена основная часть, разработаны главные идеи и готовы выводы (вступление должно предварять основные мысли, поэтому лучше над ним думать, когда все «мысли уже известны»).
Во вступлении должны быть учтены такие составляющие:
Оценка прочитанного произведения (для літературовеческой работы).
Задачи роботи ("рассмотреть", "доказать").
Цель работы.
Актуальность работы.
Новизна элементов исследования в работе.
Указать, на какую литературу опирались в работе.
NB. Надо избегать во всех частях научной работы лишней информации.Например, лишние биографии писателей, подробное описание исторической эпохи, литературной ситуации в стране и т.д. Порой бывает лишней информация по теории (подробное перечисление жанров, характеристика этих жанров и проч.) Следует помнить, что каждая тема может искушать к лишней информации, но от этого следует удержаться.
NB-2. Опять акцентируем ваше внимание: каждая тема и каждая микротема в работе – это рассуждение: Т – А – П – В. Т.о., все сочинение состоит из мини-рассуждений, каждый из которых заканчивается мини-выводом. Эти мини-выводы должны стать аргументами для тезисов целой части, а выводы каждой части – это аргументы к главному тезису (или нескольких тезисов) всей работы.
NB-3. Вступление – очень важная часть работи, т.к. именно она настраивает читателя на восприятие всего исследования. Члены жюри, как правило, на конкурсе очень внимательно рассматривают Вступление и Выводы, сверяя по ним логику защиты конкурсанта. Поэтому очень важно правильно позиционировать свои намерения относительно исследования во Вступлении и результаты – в Выводах.
ё) После обдумывания всей работы создается ПЕРВЫЙ ЧЕРНОВИК. Таких черновиков может быть несколько. В процессе работы над черновиками будет уточняться и даже изменяться тема.
3) Оформление уже написанной роботи.
а) Правильное оформление титульного листа (правильное название секции и отделения МАН, тема, кто автор роботи – ФИО, класс, школа; кто руководитель работы – ФИО, должность, заведение; кто научный консультант – ФИО, должность, звание, заведение; год выполнения работы)
б) Правильный компьютерный набор с соблюдением стандартного формата, з виделением Содержания работи, Вступления, Глав, Выводов, Использованной литературы; с оформленими сносками, приложениями (если есть) и проч.
в) Вычитка готовой работы, редактирование, исправление ошибок.
г) Переплет (обязательно).
4) Рецензирование работы.
5) Отзыв руководителя (научного наставника) работы.
6) Заявка на конкурс
7) Подготовка к конкурсу-защите: доклад, тезисы работы, буклет, презентация, схеми; подготовка к тестированию по базовому предмету; психологическое сопровождение.
NB. Необходимо большое внимание уделить подготовке по базовому предмету, т.к. может оказаться, что успех будет зависеть именной от уровня выполнения данной работы.
NB-2. Желательна подготовительная работа с психологом, который научит ребенка держаться спокойно, настраиваться на позитивный результат, поверить в себя.
Изучите также документы Министерства о порядке конкурса.
Иванова Людмила Игоревна, учитель-методист МОШ №22 им.Маршала Сергеева
КАК ПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО ФИЛОЛОГІИ
(советы учителя-практика)
Алгоритм организации исследовательской работы (памятка)
Юному исследователю совместно с учителем необходимо:
1.Уяснить цель и задачи исследовательской работы в целом, внимательно ознакомиться с правилами конкурса-защиты в МАН.
2. Выбрать тему, которая будет интересна и понятна юному дарованию, при этом необходимо, чтобы уровень сложности темы соответствовал реальным возможностям ребенка. Это определяет, разумеется, учитель. В самом начале следует договориться о материале для исследования (язык – или литература; если язык – это будет работа с живой речью, языком прессы или языком художественных текстов, каких именно и на каком языковом явлении будет сосредоточено внимание; если литература – художественная система какого писателя будет избрана для наблюдения). Оговорить возможную теоретическую проблему будущей работы (пока в общих чертах). Этот этап занимает порой много времени (ребенок может менять материал, т.к. при углублении в работу может оказаться, что понравившаяся тема либо слишком сложна, либо на самом деле – неинтересна. Настаивать в обоих случаях нельзя, т.к. будет плохой результат). Учителю надо быть терпеливым и искать оптимальный вариант совместно с учеником. (При этом учитель должен помнить два правила: 1) недопустимо предлагать ребенку работу, ход которой учитель сам не обдумал хотя бы приблизительно; 2) даже самый талантливый ученик не может и не должен(!) проводить исследование самостоятельно, без вашего руководства: учитель знает больше и лучше на каждом этапе работы, «что делать дальше»!) Учитывая возможные сложности, начинать работу следует не менее, чем за полтора года до защиты.
3.Собирать материал для исследования: создавать карточки, проводить анкетирование(если это необходимо), внимательно анализировать текст на всех уровнях, выискивая то «особенное», чем этот текст отличается от других. Накапливается необходимая «база для исследования» довольно долго. Учитель должен контролировать этот процесс, время от времени просматривая собранный материал и отыскивая между отдельными его фрагментами связи, которые помогут создать концепцию научного исследования.
4. Проанализировать накопленный материал и на его основе создать концепцию научной работы. На этом этапе может быть сделана первая попытка уточнить «тему» с учетом уже обозначенных главных теоретических направлений будущей работы. Но окончательное формулирование произойдет уже после завершения исследования.
5.Далее работа с научной литературой: определение терминов, необходимых для разработки концепции, уточнение их в словарях и научных трудах; изучение истории исследуемой научной проблемы; изучение литературы, которая касается выбранных текстов и их автора (если это – литература).
6. Возвращаемся к систематической работе над текстом. Теперь необходимо определить микротемы, которые позже оформятсяв отдельные главы. Последовательная работа над каждой микротемой: анализировать материал, разрабатывать схемы, таблицы(если необходимо), делать ыводы, увязывать их с содержанием других глав.
7 Когда основная частьуже готова в черновом варианте, начинаем работу над введением. Во введении должен быть представлен краткий обзор истории вопроса, предложена краткая характеристика особенностей художественной системы писателя, с текстами которого работаем (если это л-ра) или прокомментировано изучаемое языковое явление (если – язык), четко сформулирована цель работы, обоснована её актуальность и указано, в чем именно заключается новизна (т.е., какой именно вклад сделал автор в разработку поставленной проблемы; это «новое» не может быть заимствовано у кого-то: не обязательно вся концепция должна быть абсолютно оригинальной, но хотя бы небольшие наблюдения должны принадлежать исключительно автору исследования).
8.Окончательная работа над основной частью. Весь материал оформляется в отдельные главы (подтемы), главы разбиваются на главки (микротемы). В конце каждой главы и главки должен быть свой вывод, который вытекает из приведенной аргументации.
(Т.е. каждый целостный фрагмент работы непременно соответствует схеме рассуждения: Тезис- Аргументы – Вывод). Окончательно формулируется название работы.
9.Выводы. В выводах должны прозвучать тема, очень короткое её разъяснение, короткая ссылка на писателя, цель работы, её актуальность, новизна. Кроме того, должен быть представлен обзор результатов исследования: должны прозвучать ВСЕ темы, подтемы и микротемы работы, полученные выводы, обобщения. В самом конце – итог-обобщение всех полученных результатов.
Во всех частях следует избегать лишней информации, которая не касается исследуемой темы (например, не нужна биография писателя или подробная характеристика всех литературных жанров – и т.д.)
10. Оформить титульный лист(правильное название секции и отделения МАН; название работы; ФИО автора, класс, школа; ФИО руководителя, должность, учебное заведение; ФИО научного консультанта, звание, должность; год выполнения работы) , «Содержание», «Литературу», «Приложения». Проверить сноски или ссылки на литературу в тексте работы. Пронумеровать страницы.
11. Вычитать работу; отредактировать, исправить ошибки.
12. Переплести.
13. Составить заявку на конкурс.
14. Отдать на рецензию.
15. Подготовить тезисы работы.
16. Подготовить реферат работы для устного доклада на конкурсе. (Не следует читать всю работу. Доклад надо рассчитывать на 4-7 минут)
17. Подготовиться к контрольной работе по базовой дисциплине .
18. Конкурс-защита.
НЕКОТОРЫЕ КЛИШЕ, ДОПУСТИМЫЕ В РАБОТЕ
Актуальность данного исследования обусловлена…
Целью данного исследования было изучить… (рассмотреть, проследить)
Предметом исследования стал(-о, -а)… (напр.:ПИ стала самоидентификация лир-го субъекта поэзииМВ.)
Для реализации темы объектом исследования были избраны…(назвать тексты)
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
рассмотреть…
исследовать…
проанализировать…
охарактеризовать…
Теоретико-методологическую (или просто:теоретичскую) базу исследования сформировали работы
отечественных и зарубежных ученых: … (перечислить)
Для полного решения поставленных задач оказалось необходимым применение различных методов
исследования: описательного, системно-аналитического, компаративного,
кулдьтурологического, биографического (или других)…(этот пункт не обязателен)
Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из … (количество) глав и
вывода.
Глава 1 посвящена…
В главе 2 преджставлен анализ… (прослеживается…, анализируется…, исследуется…)
Список использованных источников составляет 25 наименований (пунктов)
2016