КТП по музыке 1 кл по программе Усачевой В.О. Школяр Л.В.

Календарно - тематическое планирование уроков музыки в первом классе.

Составлено в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и на основе программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) и обеспечена УМК: учебниками, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя авторского коллектива под руководством Л.В.Усачёвой (Издательского центра «Вентана-Граф»)


№ урока
Тема урока
Краткое содержание
Примерный музыкальный материал для прослушивания

1 Четверть Тема: Истоки возникновения музыки

1.
Введение в проблему рождения музыки
Урок–путешествие «Где музыка берет начало?». Поиск музыки и красоты. Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого начала. Композитор – исполнитель-слушатель
«Концерт для голоса с оркестром» Р. Глиэа, «Музыкант» Б. Окуджава, Б. Кабалевский « Песня о школе», И. Якушенка «Пестрая песенка»

2.
Образ музыканта
Урок экскурсия – «Что есть музыка». Связь слов «музыка», «человек», «мука». Мелодия. Музыкальная речь, как способ обобщения между людьми, ее эмоциональные стороны.
Б. Окуджава «Музыкант, песня Г Струве «Музыка», «Мороженые песни» С. Паскарева

3.
Родина музыки.
Поиск «адреса» музыки: музыка живет во всех странах и у всех народов. Родина музыки – сама жизнь во всей ее многообразии. Музыка не бывает без человека
«Мелодии» П.И. Чайковский, Г. Струве «Музыка», С. Прокофьев «Марш»

4.
Рождение песни
Знакомство с жанром песни. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песни. Песня без слов. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения, его суть, его душа. Колыбельные песни – начала познания жизни и музыки.
Песня «Добрый день» Я Дубравина, К Сен – Санс «Лебедь», П. И. Чайковский «Колыбельная»

5.
Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык
Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, потешек, закличек, песен.
Русские народные песни, скороговорки, потешки

6.
Где взять танец?.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
«Итальянская полька» С.В. Рахманинов, «Вальс – шутка» Д.Д. Шостакович

7.
Человек танцующий
Познакомить с разными видами танцевальной музыки
«Камаринская» П. И. Чайковский, пьеса А.Я. Эшпая «Перепелочка».

8.
Маршевый порядок
Познакомить с жанром марш, его разновидностями.
С.С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинас». «марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов Прелюдия соль минор

9.
Обобщение проблематики четверти
Обобщение жанровой природы музыки, обратить внимание на то, что в зависимости от жанра создается тот или иной образ. Рассмотреть процесс рождения музыки из человеческой речи
С.С. Прокофьев фрагменты из балета «Ромео и Джульета», р.н.п. «Жнеи, мои жнеи», «Осень» П.И. Чайковского


2 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Содержание музыки.

10.
Начинаем разговор о содержании музыки.
Характеристика пространственного диапазона музыкального произведения путем определения содержания музыки, сравнения интенсивности музыкального движения, «плотности изложения», общего колорита и основного эмоционального строя.
Пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «На тройке»,

11.
Проблема: Можно ли, слушая музыку, «видеть» ее?
Поиск ответа на вопрос: «Что значит « видеть музыку?», протекает в двух направлениях: с одной стороны – поиск образа, с другой – попытка воспроизвести запечатленные в нотах образы с помощью музыки. Беседа о том, что все, о чем сейчас начинается разговор, - это только форма и средства, необходимые для выражения содержания музыки. А содержание – это то, что мы чувствуем, о чем думаем, что воображаем, когда слушаем или видим.
«Баба Яга» П. Чайковский, «Баба Яга» М.П. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского.

12.
Каждый композитор -художник
Исследование проблемы «как «увидеть» музыку.. Урок – игра «Музыкальные картинки». Композитор-художник-поэт.
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргский

13.
Играем обычный день.
Музыкальное время. Ритм
«Эхо» О. Лассо, «Утро» Э Григ

14.
Движение в музыке.
Разговор о чуде превращения простых движений звуков в музыку Проблема соотношения выразительного и изобразительного начала в музыке.
Фрагменты из балета С.С. Прокофьева «Золушка»( « Вальс», Полночь»), фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка»

15.
Контраст в музыке
Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». Соотношение контрастных образов в музыке – это не просто прием контраста в музыке, это столкновение двух жизненных начал, конфликт добра и зла
Интродукция пролога и вальса из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, дуэт Папагено и Папаны из оперы Моцарта «Волшебная флейта»

16.
Конкретизация проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?»
Портрет в музыке
«Карнавал животнызх» К. Сен-Санса

3 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Формы бытования музыки.

17.
Введение в проблематику «форма бытования музыки»
Начало полемики: все, что звучит,-это уже форма. Знакомство с народным театром через сценическо-игровую постановку обряда Коляда. Региональный компонент изучения обычаев и традиций русского народа. Праздник – Веселая Коляда.
Исполнение Рождественских песен. Слушание и исполнение народных колядок.

18.
Исследование проблемы «формы бытования музыки
Знакомство с крупной формой музыки – оперой. Музыкальный театр.Что это значит?
Ария «Кастадива» из оперы В.Беллини «Норма», вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка»

19.
Путешествие в симфонию
Погружение в проблематику музыкального театра. Изучение симфонии как своего рода особого вида музыкального театра, со своим сюжетом и развитием, на примере 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Перерастание песни в более крупный жанр – симфонию, как одного из вида бытования музыки.
Р.н.п. «Во поле береза стояла», Финал 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Экспозиция 1-ой и 7-ой части симфонии Прокофьева С.С.

20.
В музыкальном театре балет
Закрепление знаний о музыкальном театре. Что значит открыть в себе театр? С помощью фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» дети проходят путь композитора, рассматривают характеристики персонажей в различных ситуациях.
Музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Уход гостей», «Ночь», «Сражение»)

21.
Идем в театр.
Обобщение знаний детей о опере, музыкальном спектакле. Знакомство с биографией композитора Н.А. Римского-Корсакова, содержанием оперы «Снегурочка»
Ария «Каста дива» из оперы В. Беллине «Норма», пролог вступление к опере Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова

22.
Урок –путешествие в оперу Н.А. Римского –Корсакова «Снегурочка»
Анализ отдельных фрагментом оперы «Снегурочка. Раскрытие проблемы противостояния двух образов: холода и тепла и стремление от холода к чувству тепла человеческого сердца. Роль арии в раскрытии персонажа оперы. Единство текста и музыки – необходимое условие для раскрытия характера, мыслей оперного персонажа.
Пролог к опере «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (« Хор птиц», «Ария Снегурочки», «Песня Леля»)

23.
Опера Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка» (Продолжение)
Знакомство с народным обрядом Масленица, его театральным действием. Слияние народного театра с профессиональным.
«Хор Берендеев «Прощай масленица» из оперы «Снегурочка»

24.
Рассуждаем о «чудесах» в музыке и жизни
Весна, как символ новой жизни, как настоящее чудо. И музыка помогает прожить, прочувствовать рождение и развитие этого чуда, соотнося эти чувства со своими личными переживаниями, мыслями, чувствами. Потребность человека в выражении своих чувств через песню.
«Весна» Э.Григ, «Подснежник» Д. Кабалевского

25.
«Чудеса» в музыкальном театре
Региональный компонент: разыгрывание народного представления обряда «Костромы»
«Кострома» р.н.игра, р.н.п. «Вейся, капуста», «Три чуда» из оперы « Сказка о Царе Салтане» Н.А. Римскмй- Корсаков

4 ЧЕТВЕРТЬ Тема: ЯЗЫК МУЗЫКИ

26
Введение в проблему становления языка музыки
Музыка передает чувства радости, грусть, нежность и любовь, волнение и тревогу с помощью особого , присущего только ей языка чувст.
Р.н.п. «Ах, вы сени. мои сени», «Грустная песня» из цикла Альбома для детей Г. Свиридова. «Веселое. Грустное» Л.В. Бетховен

27.
Хочу быть композитором.
Знакомство с биографией С.Сю. Прокофьева. Симфонический оркестр, инструменты симфонического оркестра
С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

28.
С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»
Знакомство с персонажами симфонической сказки


29.
Продолжаем слушать симфоническую сказку «Петя и Волк»
Слушание сказки до конца с применением приема «стоп-кадр». Осознание учащимися необходимость каких-либо изменений в тематическом материале, появление новых персонажей, взаимодействие ием-образов.


30.
Проблема «языка музыки»
Урок посвящен применению выразительных средств языка в искусстве движения: взаимодействию театра в оркесте с театром в балете.
Пьеса М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», фрагмент из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка», р.н.п. «Заплетись, плетень, заплетись»

31.
Кульминация проблемы «язык музыки»
Погружение в атмосферу национально народного музицирования, создание атмосферы миролюбия и доброты и внезапное прерывание темой сражения, войны, горя.
Р.н.п. «На зеленом на лугу», фрагмент из контаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища»

32.
Продолжение темы: Кульминация проблемы «Язык музыки».
Символическая оценка возможностей музыки в обогащении наших знаний о мире и человеке. Многообразие музыки, как следствие многообразия жизни, но обязательным условием является сохранение индивидуальности, каждого человека в восприятии жизни и музыки.
Прелюдия до мажор И.С. Баха, Ш. Гуно «Аве Мария», музыка Ф. Шуберта, Г. Струве

33.
Обобщающий урок-концерт
Обобщение и повторение пройденного материала.
Музыка по выбору детей и учителя


15