Урок по географии на тему Австралийский союз (7 класс)
Тема: Австралийский Союз
Предмет : география 7 кл.
Цель урока: 1) Сформировать знания о размещении населения и современном положении аборигенов Австралии; 2) Развивать знания об экономике разных стран;
3) Воспитывать интернационализм и понятия о равенстве рас.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физ. карта Австралии. 2. карта прир. зон мира.3. Видеоролик
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Эндемики Австралии (после разделения Гондваны Австралия оказалась наиболее отдаленной от других материков, поэтому на ней много эндемиков – эвкалипт, казуарина, кенгуру, утконос, ехидна, коала – 75% растений и 95% животных эндемики; единственный хищник – дикая собака динго; бутылочное дерево, дерево путешественников, араукария, древовидный папоротник, акации, как и в Африке, являются доказательством принадлежности к Гондване)2. Природные зоны (преобладают пустыни, леса – незначительные территории; тропические пустыни и полупустыни - осадки 200-250 мм, большая испаряемость; виды пустынь – каменистые, глинистые, песчаные; на песках злаковые травянистые растения (флиндерс и митчелл) и ксерофиты; скрэб – густые заросли колючей акации и низкорослых эвкалиптов во внутренних районах; на северо-востоке зоны бутылочное дерево; на южном побережье пустыня Налларбор (названа путешественником Эйром в 1841 г.), в переводе «без деревьев» - суккуленты («голубой кустарник»)
3. Жестколистные леса (на юго-западе, эвкалипты маргината с тяжелым стволом, устойчивым к термитам)4. Озеро Эйр (называют «мертвым сердцем Австралии», 100 мм осадков; пыльные бури и смерчи «вили-вилли»; нет оазисов; животные пустынь – серый кенгуру, вомбат, дикая собака динго, страус эму)5. Саванны и редколесья (красно-бурые почвы, эвкалипты, южнее акации; крокодилы, утконосы, ехидны; земли превращены в пашни и пастбища)
6. Леса (восток Большого Водораздельного хребта; красноземы до 20 ° ю. ш.; эвкалипты, хвойная араукария,20 видов пальм, древовидный папоротник, лианы – ломонос, ротанг; южнее влажные субтропические леса на красновато-желтых ферраллитных почвах, миндаль, эвкалипт карри, лавр, араукарии, древовидный папоротник, эпифиты, лианы; в лесах древесный кенгуру, горный кенгуру, вомбат, сумчатый медведь коала, длинноносая ехидна, попугаи, райские птицы, лирохвост, казуар)7. Высотные пояса (горные леса на высоте 1700-1900 м сменяются эвкалиптовыми кустарниками, затем альпийскими лугами из жестколистных злаковых и сложноцветных; на западном склоне сухие эвкалиптовые леса; на острове Тасмания вечнозеленые леса – эвкалипты, буковое дерево – реликт; сумчатый дьявол, киви, сорная курица; европейцы завезли новые растения и животных – кролики; закон запретил ввоз; частые пожары; на государственном гербе эму и кенгуру, на монетах ехидна, утконос, и лирохвост; более 1000 ПК взято под охрану, национальные парки Улуру, Большой Барьерный Риф, Какаду)
III.Всесторонняя проверка знаний.1.Характерный признак арктического климата (полярные день и ночь)2. Протерозойскую эру сменила (палеозойская)
3. Самая большая по площади природная зона (пустыня)4. В растительном покрове полупустыни преобладают (житняк и полынь)5. Непрерывное развитие природы Земли связано с (энергией солнца)
6. К Океании относятся (Маршалловы острова)7.Дневник «Хождение за 3 моря» написал (А. Никитин)8. Распределение осадков на Земле зависит, прежде всего, от (распределения атмосферного давления)9.Северную Америку омывают воды океанов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического)
10.Главная причина неравномерного распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие места в Австралии более благоприятны для поселений человека? Почему?
V.Объяснение новой темы.1. Австралийский Союз (по площади 6 место, численность населения 18 млн. чел., большинство населения в крупных городах – 86 %; индустриально-аграрная страна; горнодобывающая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая, химическая и пищевая промышленность; первое место по овцеводству (мериносы); на острове Йорк бокситы; на юго-востоке и юго-западе – пшеница, в субтропиках – ананасы, бананы, сахарный тростник, на орошаемых землях вблизи городов овощи и фрукты)2. Население (аборигены с метисами составляют 1%, 200 племен, говорят на разных языках, австралийская группа негроидной расы, раньше занимались охотой и собирательством; бумеранг; раньше аборигены населяли восточную, наиболее благоприятную часть материка; англоавстралийцы вытеснили аборигенов в центральные пустынные и полупустынные зоны – резервации; некоторые до сих пор ведут первобытный образ жизни; некоторые хорошо обучаются; художник Альберт Наматжир не смог попасть на свою выставку в Сиднее – запрещено аборигенам приближаться на 5 км к городу)
VI.Усвоение новой темы.Работа с картой и учебником.VII.Домашнее задание.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Австралийский союз – индустриальная страна с высокоразвитой экономикой. Преобладающее большинство населения проживает в городах.