Урок по географии на тему Австралийский союз. Население и хозяйство (7 класс)
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Биробиджан
Технологическая карта урока по географии в 7 классе
по теме: «Австралийский союз. Население. Хозяйство»
Учитель:
Устинова Ирина Анатольевна
г. Биробиджан, 2017г.
Класс: 7
УМК: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс. Издательский центр «Дрофа», 2011 г.
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Австралийский союз. Население. Хозяйство»
Номер урока в данной теме: 4 урок в теме «Австралия»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о населении и хозяйстве Австралийского союза
Задачи:
- рассмотреть особенности населения материка;
- выявить характерные черты хозяйства Австралийского Союза;
- продолжить развивать умение работать с картами атласа;
- привить интерес к познанию окружающего мира;
- формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, иллюстративный, самоконтроль.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, политическая карта мира, экономическая карта Австралийского Союза, контурные карты, презентация по теме, атласы.Планируемые результаты:
Предметные: уметь характеризовать общие особенности хозяйственной деятельности и населения
Метапредметные:-познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию из различных источников географической информации, уметь сравнивать, выделять главное, прогнозировать, делать выводы;
-регулятивные: рефлексивная адекватная самооценка своей деятельности; -коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника.
-личностные: проявлять интерес к изучаемому через формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и учителем, в процессе образовательной деятельности.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность учащегося
Планируемые УУД
I.Организационный этап (2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку. Осуществляют самооценку
готовности к уроку. Личностные: самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Проверка домашнего задания (5 мин)
Организует проверочную работу в контурной карте по следующим объектам:
1.м. Байрон;
2.Большой Австралийский залив;
3.п-ов Кейп-Йорк;
4.м. Стип-Пойнт;
5.р. Муррей;
6.г. Косцюшко;
7.Коралловое море;
8.оз. Эйр;
9.Большой Барьерный риф;
10.о. Тасмания.
Озвучивает критерии оценивания Отмечают в контурной карте объекты
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь
учителя;
Регулятивные:
- отличать верные ответы от неверных;
- осуществлять
самоконтроль
III.Определение темы урока и задач урока (3 мин)
26 января Австралия отмечает свой главный национальный праздник – День Австралии. В этот день 26 января 1788 года – в бухте Сиднея на берег континента высадились 750 британских переселенцев. Уже через 19 лет после этого события, в 1807 году, состоялся первый в истории визит в Сидней русского военного корабля «Нева» и были заложены основы российских отношений с этой страной. В 2007 году отмечался 200-летие русско-австралийских связей.
Как думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Какие цели поставим перед собой?
Что нам необходимо сделать, что достигнуть данной цели?
участниками урока. Слушают учителя.
Самостоятельно формулируют тему урока.
Записывают в тетради тему.
Отвечают на поставленные вопросы.
Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь
учителя и сверстников;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
- развитие познавательныхинтересов, интеллектуальных
способностей.
IV.Изучение нового (20 мин)
Слайд. Население Австралии
Уезжая на неизвестные земли, переселенцы тосковали по оставленным в Европе родственникам, родным и часто выражали свои ностальгические чувства в песне.
Аборигены – местное население Австралии. Предки австралийских аборигенов мигрировали на материк Австралия около 40000 тыс. лет назад. Австралия была заселена племенами аборигенов, не знавших до прихода европейцев железа, земледелия и скотоводства. Их основным занятием было собирательство и охота. Аборигены изобрели уникальное орудие охоты - бумеранг.
Организует работу с картами атласа Изучение слайда
Исполнение ностальгической песни переселенцев «My Bonny»
Записывают в тетради схему
Записывают в тетради понятия и определение «резервация»
Выступление учеников по темам:
«Бумеранг», «Аборигены», «Современные австралийцы: традиции и привычки», «Национальные праздники» (Приложение)
по картам атласа определяют название государства, столицу, какие отрасли характерны для хозяйства страны:
- добывающая промышленность;
- машиностроение;
- химическая промышленность;
- пищевая промышленность;
- овцеводство;
- выращивание пшеницы и других с/х культур;
- рыболовство.
Выступление учеников по теме «Кем гордятся австралийцы» (Приложение) Познавательные:
- проводить сравнение,
анализировать и делать выводы;
- формировать умение
ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
-проявлять интерес к изучению темы
Регулятивные:
- работать по
предложенному плану;
- осуществлять
самоконтроль;
- планировать свою деятельность и
действовать. Коммуникативные:
- формировать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
-представлять результаты своей деятельности
V.Первичное закрепление новых знаний. Рефлексия (8 мин)
Предлагает закончить предложения:
Коренное население Австралии –
Территории, отведенные для насильственного поселения коренных жителей –
Страны, которые расположены на территории материка –
Столица Австралийского союза –
Численность населения Австралии
Ведущее место в сельском хозяйстве занимает
Самая распространенная сельскохозяйственная культура Австралии -
Подведение итогов: Шура из «Би2» сказал, - «…В этой стране не нужно усилий, чтобы радоваться жизни. Так что я не готов поменять австралийское гражданство на какое-то другое.»
Оцените свою работу на уроке:
Теперь я могу назвать особенности населения и хозяйства Австралийского союза, на уроке мне было все понятно.
Я могу назвать особенности населения и хозяйства Австралийского союза, но при этом испытываю некоторые затруднения.
Я не могу назвать особенности населения и хозяйства Австралийского союза. Заканчивают предложения
Осуществляют проверку согласно слайдаЧтение стихотворения Доротеи Маккелар «Моя страна»
Оценивают свою работу на уроке
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
- определять последовательность действий на уроке.
Познавательные:
- раскрывать значение
понятий;
- ориентироваться в конспекте, карте;
- уметь находить и
выделять необходимую
информацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать
речь учителя и сверстников;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
VI.Домашнее задание (2 мин)
Параграф 38
Запись в дневник Коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя
Приложение 1
Бумеранг
Бумеранг считается изобретением австралийских аборигенов, но он был известен и египтянам, и кельтам, и древним грекам. Удивительно, но факт: на севере Австралии и на Тасмании никогда не пользовались бумерангами! Многообразие бумерангов сводится к двум типам: возвращающийся и боевой. Длина последнего – около метра, он изогнут совсем немного, а плечи его уплощены. Летит такое оружие параллельно земле на 200 м. едва ли вы найдете нераскрашенный бумеранг. Все цвета имеют свое значение: черный – это тело (земля), красный – жизнь (кровь), желтый – эмоции (душа), белый – дух (мысли). Ритуал изготовления бумеранга для аборигенов – это повторенный в миниатюре акт сотворения мира. Левое крыло оружия символизирует прошлое, правое – будущее, а бугор в середине – настоящее, или «здесь и сейчас». А еще центр бумеранга – это священное пространство. Здесь аборигены изображали тотемных и магических животных или священное дерево жизни. Наиболее популярен возвращающийся бумеранг. Он сильно изогнут (до 50 градусов), а профиль его плеч-крыльев стремится к профилю самолетного крыла. Бросая такой бумеранг, вращение ему придают в почти вертикальной плоскости.
Аборигены
Появление европейцев в Австралии оказалось пагубным для аборигенов. Предполагают, что, когда в конце 18 в. началось заселение материка европейцами, там проживало около 1,2 млн. аборигенов, однако встречаются и гораздо меньшие оценки – вплоть до 300 тыс. Аборигенов оттесняли от источников воды и охотничьих угодий, особенно на юге и востоке, многие из них погибли от голода и жажды или были убиты при столкновениях с белыми поселенцами, а другие умерли от болезней, завезенных европейцами. В Виктории за 30 лет местное население численностью 10 тыс. человек сократилось до 2 тыс. Для местного населения создавались резервации - территории, отведенные для насильственного поселения коренных жителей. Их лишали всех гражданских прав: запрещали учиться, принимать участие в общественной жизни и др. Сейчас аборигены полноценные граждане своей страны. Но они до сих пор продолжают верить, что, если вдруг враг погибнет от их копья наконечник нужно сжечь, ибо душа убитого поселилась в окровавленном наконечнике и будет мстить, если мать оросила пуповину ребенка водой он будет хорошим пловцом, а если указать на кого-то костью кенгуру, человека будут преследовать неудачи. В Австралии есть гора - Айрес-Рок. Она до сих пор является священным местом для местных жителей. Ее древнее название-Улуру. Стены ее пещер все еще покрыты их священными рисунками, а вокруг громоздятся другие скалы, в которые превратились когда-то герои мифов. Аборигены и сегодня совершают здесь обряды, обучают инициируемых подростков, и многие пещеры запретны для посторонних.
Современные австралийцы. Традиции и привычки
Магазины в Австралии, как правило, открываются в 8 или 9 утра и закрываются в 5 или 6 вечера. В них или даже на улице можно увидеть босых людей, даже зимой. Австралийцы очень любят свистеть и делают это даже в помещении. По всему Мельбурну разбросана сеть театров, иногда полупрофессиональных, иногда даже очень профессиональных. Очень много людей поют в разных хорах, играют в оркестрах, учатся рисовать, танцевать бальные и не только бальные танцы, занимаются в театральных студиях. Возрастных пределов нет. Уроки, как правило, стоят недорого. На день рождения австралийцы приглашают задолго, бывает за месяц. В приглашении указан телефон и дата, до которой просят сообщить о том, намерены ли вы прийти. Если в приглашении стоит аббревиатура BYO (bring your own) – это значит, что вас ждут со своим вином. А если просят принести platter (буквально – блюдо), значит захватите и еду. Вечеринок в русском, когда все сидят за столом и ведут общий разговор, здесь не увидишь. Обычно на стол ставят такую еду, которую можно есть руками. Называется это finger food или party food, чаще всего это чипсы, сырное печенье, соусы, креветки, сыры кубиками, ветчина и множество напитков, соков, вина. На детских вечеринках – маленькие мясные пирожки, чипсы и газировка. Когда австралийцы моют посуду, они наполняют раковину водой, добавляют какое-нибудь моющее средство, и после мытья тарелки даже е споласкиваются и не протираются. В магазинах продаются face washers. Это такие махровые квадратные тряпочки размером примерно 20 на 20 см. служат они для умывания лица. Тряпочку смачивают водой, после чего ею пару раз протирают лицо. После этого его просто сушат и пользуются снова. Многие австралийские документы не имеют печати, достаточно одной вашей подписи. Соответственно высоко ценится данное слово, не принято обманывать друг друга даже в мелочах. Волонтеры – национальная гордость Австралии. Такого количества добровольных помощников нет больше нигде в мире. Они работают спасателями на пляжах, пожарными, экскурсоводами учителями, в медицинских учреждениях.
Национальные праздники
1 января австралийцы празднуют Новый год. Это летний праздник. Они устраивают вечеринки на пляжах, барбекю на природе и другое. В последний понедельник января празднуется самый главный и красочный праздник страны – День Австралии. В феврале по всей Австралии отмечается китайский Новый год, который не имеет фиксированной даты. Пасха – большой праздник, особенно для детей. Замечательная забава – прятать повсюду шоколадные яйца, чтобы дети их находили. Обязательный атрибут пасхального стола – торт Pavlova, названный в честь русской балерины. 25 апреля отмечается Anzac Day – День ветеранов всех войн, в которых участвовала Австралия. Во второй понедельник июня австралийцы отмечают День рождения королевы. Рождество, которое отмечается 25 декабря и День подарка (26 декабря) – главные семейные праздники года. Кроме общенациональных, в каждом штате есть свои собственные праздничные и выходные дни, например, в штате Виктория первый вторник ноября объявлен выходным официально, а в остальных штатах – по факту. Это – единственный в мире праздник, посвященный скачкам.
Кем гордятся австралийцы
Актриса Николь Кидман, хотя и появилась на свет на Гавайях, имеет австралийское гражданство и статус живого достояния Австралии. Знаменитый индустриальный дизайнер, создатель шезлонга Locked Lounge, напоминающего каплю ртути, и табурета Orgone Lounge с сиденьем в форме доски для виндсерфинга, считает свое австралийское происхождение профессиональным преимуществом: «Надо мной не довлели национальные традиции дизайна, у нас их нет, поэтому то, что я делаю, интересно и самобытно». Колин Маккалоу. Из-под пера этой австралийской писательницы вышел мировой бестселлер «Полющие в терновнике», переведенный более чем на 20 языков и неоднократно экранизированный. Соотечественникам и профессионалам медицины госпожа Маккалоу известна также как первоклассный врач и основатель отделения нейропсихологии в Королевской больнице в Сиднее. Австралия дала миру множество талантливых музыкантов. Достаточно вспомнить группы AC/DC, INXS, BEE GEES, MIDNIGHT OIL, SAVAGE GARDEN. Но особняком, глыбой, громадой даже на этом ярчайшем фоне возвышается Ник Кейв – один из самых загадочных и меланхоличных рок музыкантов. Чего стоит только его альбом MURDER BALLADS, наполненный рассказами об убийствах и преступлениях.
Доротея Маккелар "Моя страна"
Любовь к тенистым рощам И ласковым лесам, К подстриженным лужайкам, К туманным небесам, Любовь к цветам садовым И травам на лугу, К дорожкам и тропинкам Делить я не могу.Я дочь горбатой, рыжей, Обугленной страны, И мне твои газоны И рощи не нужны.
Люблю закат огромный, Огнисто-кровяной, Люблю красу и ужас Моей земли родной; Сапфировые горы, Спаленные жарой, Трагические дебри С ободранной корой, Железные лианы, Колючие кусты, Ползущие по веткам Зловещие цветы...