Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников».


Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников».
Цели: ознакомление с изображением красоты труда в произведениях, ознакомление с творчеством А. Венецианова, И. Репина, Т. Яблонской, воспитание уважения к своему и чужому труду.
ХОД УРОКА
Организация класса, проверка домашнего задания.
Беседа по теме урока.
Загадки о сельскохозяйственных орудиях, земле, труде и др.
Не море, а волнуется (Нива, поле)
Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
Зубастый крокодил все поле взбороздил. (Борона)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – пять плугов тащит. (Трактор)
Не колода и не пень,
А лежит целый день
Не жнёт и не косит,
А обедать просит. (Лодырь, лентяй)
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)
Согнут в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Серп)
Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)
Кто ест сено тремя зубами? (Вилы)
Я землю копала, ничуть не устала,
а кто мной копал тот и устал. (Лопата)
Щука ныряет весь - лес валит и поднимает. (Коса)
Пословицы и поговорки о труде
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера колли делать нечего.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Без труда не вытащишь и рыбу из пруда.
Доброе дело само себя хвалит.
Мёд есть – в улей лезть.
Терпенье и труд всё перетрут.
Грибов ищут - по полю рыщут.
Люди пахать, а мы руками махать.
Любишь кататься - люби и саночки возить.

Познакомимся с картиной А. Венецианова «Весна». Молодая крестьянка в русском сарафане и кокошнике ведёт двух лошадей по пашне. Лошади тащат за собой борону. В правом нижнем углу полотна изображён играющий на траве ребёнок. Легко ступая босыми ногами по земле, женщина с мягкой улыбкой смотрит на младенца. Рядом с поломанным деревом молодая поросль. Художник передает не только весну как время года, но и весну жизни человека. А. Венецианов создал образ не конкретной крестьянки, а образ Весны, которая ступает по земле.
Беседа по картине Т. Яблонской «Хлеб».
На картине запечатлён большой урожай зерна. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают зерно в мешки, грузят на машины. Изображён колхозный ток. Хорошо передан ритм радостного дружного труда. В центре картины изображена фигура молодой колхозницы, сильным жестом она засучивает рукава, ноги её утопают в золотистом зерне. Картина выражает радость мирного труда . Попробуй самостоятельно рассказать о картине И. Репина «Бурлаки на Волге».
В искусстве художники стремятся передать красоту труда.
Уважение народа к трудящемуся человеку, восхищение плодами его труда отражено в изобразительном искусстве, в народных песнях, в фольклоре.
Ответь на вопросы:
Почему народ уважал человека труда, а ленивых не уважал?
Какие качества ценились в женщине?
Что считали главным достоинством мужчины?
Какие орудия труда использовались на Руси?
Как вы понимаете выражение «красота труда»?
Какие картины произвели на вас большее впечатление?
3) самостоятельная работа учащихся над изображением сцены крестьянского труда, работы в поле.
4) Итог урока. Экспресс – выставка лучших работ.
Используемая литература:
Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Автор Н. В. Лободина издательство «Учитель» Волгоград 2006 г