Конспект урока русского языка для 7 класса по теме: Категория состояния.
Тема: Категория состояния как часть речи
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познавательные: изучить и усвоить новую часть речи – категории состояния.
Развивающие:
– продолжить работы по развитию долговременной памяти, образного мышления и логических навыков сравнения/сопоставления.
Обучающая:
– развить умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий;
– выработать умения составлять предложения со словами категории состояния,
Задачи:
1) Актуализировать знания по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;
2) Развить умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия,
Методические приёмы: объяснение учителя, лингвистический анализ, тренировочные упражнения.
Ход урока
Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».
Объяснение нового материала:
Итак, мы начинаем работу
Как образовался термин «категория состояния»? (значение слов)
История создания категории состояния как части речи.
Жизнь категории состояния в современном русском языке.
– Пользуясь выдержками из статей известных лингвистов, изучающих категорию состояния как часть речи, ответьте на вопросы:
– Кем и когда был введен термин «категория состояния»
– Какие точки зрения существуют на категорию состояния? Назовите представителей первой и второй точки зрения.
– Почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?
Работа с учебником стр. 126–127.
Промежуточный вывод: Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.
Обратная реакция
– А теперь попробуйте найти из предложенных слов в орфографической разминке слова категории состояния.
Бежим, направо, колесо, горестно, загадочно, ветрено, полотно, замечательно, влево, принудительно, скверно, решено, радостно, невозможно.IV. Аналитическая работа
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят радостно.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
! - Давайте заполним таблицу на доске (для заполнения каждого столбца таблицы к доске вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец; при необходимости работающие у доски обращаются за помощью к классу). В тетрадь данную таблицу мы не переносим.
Вопросы Краткое
Прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает? Каков? какова? каковы? Как? где? как? каково?
(оставить пустую строку)
Что обозначает? Признак
Предмета Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется? По родам, числам, падежам Не изменяется Не изменяется
- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на доску. (Один из учеников читает материал):
«Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)
– Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения:
– Какой частью речи являются выделенные слова? Почему вы так решили?
– А теперь давайте определим значение каждого слова, относящегося к это части речи.
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
IV. Задания на закрепление.
Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать…
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
- Какую роль играют слова категории состояния в поэтическом тексте?
V. Самостоятельная работа с текстом. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
Душевное и физическое состояние человека Состояние природы и окружающей среды Оценка действий
Подведение итогов занятия.
- Итак, мы сегодня познакомились с какой частью речи?
– А теперь я вас попрошу, используя слова новой части речи определить свое состояние после урока?
VI. Домашнее задание. Написать сочинение–миниатюру по теме: «Зачем нам нужна категория состояния