Технологическая карта урока Подросток и его права
Разработка урока по обществознанию
Урок обществознания, 7 класс, Кравченко, 21 февраля 2017г.
Тема урока: «Подросток и его права»
Тип урока: открытия новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Цели урока: познакомить учащихся с правами человека, на основе различных правовых документов; показать взаимосвязь прав и обязанностей; роль и значение прав в жизни подростка.
Оборудование: учебник А.И.Кравченко, презентация, статьи Конституции, статьи Декларации прав ребёнка, карточки.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Мотивация.
Для начала поиграем, каждой группе я дам карандаш
-Игра началась
-Вы не умеете играть? Ну, хорошо давайте будем передавать этот карандаш друг другу. Игра окончена. Выигрывает последний ученик, сидящий на этом ряду
-Что вам не понравилось в ходе игры?
-Почему она показалась вам нечестной?
-Что нужно было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Правильно. В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими и ясными для всех. Они не должны меняться по ходу игры.
Ребёнок берёт карандаш и не знает, что с ним делать. Задаёт вопросы учителю.
Передают карандаш друг другу.
Нет правил. Игра нечестная.
Выиграл последний.
Правила.
Стадия вызова
слайд1.Я неслучайно начала наш урок с игры, потому что наша жизнь – игра. И мы играем в ней разные социальные роли: ученика, сына, дочери. И на уроках, связанных с изучением права мы познакомимся с самыми важным правилом этой игры - Законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству, которое было у нас во время игры. На примере разминки полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости нашего урока. Закон определяет наши права и обязанности.
Вспомните материал уроков обществознания и скажите, что называется «детством»?
Слайд2
Чем ребенок отличается от взрослого человека?
Исторические справки нам подготовил ученик нашего класса, давайте ему предоставим слово.
Слушают.
Отвечают на вопросы учителя
Детство - особая стадия развития человека, когда он познает мир, учится быть взрослым
Ребенок не обладает самостоятельностью, все решения за него принимают взрослые, дети нуждаются в опеке и защите.
Выступление перед классом
Слово «ребенок» имеет интересное происхождение. Например, в Средние века во французском языке слово «дитя» означало человека низкого происхождения, зависимого: лакея, солдата, слугу.
До 18 века в английском языке слово «бой» мальчик относилось не только к ребенку, но и к мужчине до 50 лет, находящемуся в зависимом положении.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимого или от «orbus» осиротевшего, потому что именно сироты выполняли самую тяжелую работу, «рабскую работу» по дому.
Древнее слово «отрок», буквально «не имеющий права голоса», означало и дитя, и подростка, и юношу.
Актуализация знаний
Главная задача – не только познакомиться с правами подростков, но и понять необходимость соблюдения прав других людей и выполнения своих обязанностей. Вспомним из уроков истории как относились к детям в разные периоды истории? Например, в древней Спарте или в России 16 века?
Исторические справки нам подготовили ученики нашего класса, давайте им предоставим слово.
Изменилось ли со временем, по-вашему мнению, отношение общества к детям?
Давайте сформулируем тему урока Слайд3
Приложение 1. Выступают перед классом.
Остальные слушают, дополняют.
Изменения в обществе привели к пониманию ценности человеческой, а значит и детской жизни.
«Подросток и его права».
Освоение новых знаний
Какие ассоциации возникают у вас при слове «права человека»?
Слайд 4
- Какие же права имеет подросток? Сейчас мы с вами проведем исследование и познакомимся с ними. Но прежде ответьте мне:
- Где зафиксированы основные права и обязанности граждан РФ?
- Что такое Конституция?
- Когда она была принята?
Учитель раздаёт выдержки из конституции на парты.
Существует ещё один очень важный документ «Конвенция о правах ребёнка»
Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение, договор. Этот документ называют главным детским законом или мировой Конституцией прав ребенка.
Все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. В их числе и Россия. А это значит, что наше государство обязуется уважать права ребенка и делать все для того, чтобы они стали реальными, чтобы не нарушались.
Самая важная цель Конвенции состоит в следующем: взрослые обязаны признать, что каждый ребенок - это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Всего в Конвенции 54 статьи. Они содержат подробный перечень прав ребенка.
Учитель раздаёт выдержки из Конвенции на парты. Всего в Конвенции 54 статьи. Они содержат подробный перечень прав ребенка.
Слайд5
Высказывают свои мнения.
Это то, что можно делать по закону, защита человека государством, разрешение на что-то, поступать определенным образом, иметь что-то.
В Конституции, главе 2
Основной закон нашей страны
12 декабря 1993г.
Приложение2.
Дети знакомятся с текстом и называют основные права записанные в ней, фиксируя их в тетрадь(таблица из 2 колонок)
Приложение 3.
Дети знакомятся с текстом и называют основные права записанные в ней, дополняя ими записи в таблице.
Права детей
Право на жизнь
Право знать своих родителей
Право на личную жизнь
Право выбирать место своего жительства
Право на труд
Право на отдых и досуг
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на социальное обеспечение
Право на образование
Свобода мысли, совести и религии
Применение полученных знаний
Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них.
- Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?
Кто такой омбудсмен? Слайд 6
9 сентября президент уволил Павла Астахова, который стал первым в России уполномоченным по правам ребенка и занимал этот пост 6 лет и 8 месяцев. Но если отставка Павла Алексеевича ни для кого не стала неожиданностью, то его преемница впечатлила всех. Анна Кузнецова молода - всего-то 34 года. Жена священника и мать 6 детей.
Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. С основными правами детей мы познакомились. - А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?
Назовите мне их, чтобы закончить заполнение таблицы.
Слайд 7
Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?
Рассуждают, предлагают варианты ответов
Самозащита.
Правозащитные и иные органы государства.
Международные правовые документы.
Семья.
Дети впервые слышат такое слово.
Находим ответ в интернете. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ
выполнять свои обязанности
Обязанности граждан РФ
соблюдать законы государства
платить налоги, сборы
защищать Отечество
сохранять природу
заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
беречь памятники культуры
получить основное общее образование
наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
Закрепление
Ролевая игра «Юридическая консультация»
На ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам. Обсуждение и решение ситуаций групп с обоснованием, ссылкой на Конституцию или Декларацию о правах ребенка
Раздаёт задания группам
Ситуация № 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация № 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ситуация № 3.
Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учителя, задавая ему десятки вопросов, споря с ним по поводу и без повода.
- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учитель.
-А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.
Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации?
Ситуация № 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?
А чего эти дети совершенно не знают?
Статья 29 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество» Следовательно, речь идет и об ответственности подростка.
Читают ситуацию, обсуждают, находят статью закона, дают ответ
Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 КонституцииРФ). Он не уважает права других людей.
Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).
Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Другие ученики имеют право на образование (ст.43 Конституции РФ). А он мешал учителю вести урок и нарушал их права.
Его одноклассники имеют право на образование(ст.43 Конституции РФ). А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Подведение итогов урока
Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод. Слайд 8
Что делать, чтобы люди уважали права детей?
Если ты хочешь, чтобы уважали твои права - уважай права других людей.
Рефлексия
Что вы узнали нового?
Почему потребовалось создание специального закона, защищающего права детей?
Как называется международный закон, защищающий права детей?
Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?
Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Домашнее задание
§ 18 называть и характеризовать права человека.
Ответить на следующий вопрос: какими правами вы реально пользуетесь в вашей жизни?
Приложение 1
«Отношение к детям в истории»
Детство в первобытном обществе было очень коротким - до шести или семи лет. А дальше - ты воин, охотник, ты должен быть сильным, ловким, заботиться о сородичах и о себе. Известно, что даже имя детям давалось не сразу, а только после того, как они в чем-то проявляли себя как взрослые.
Отголоски такого отношения к детям сохранились у некоторых племен, живущих в наше время, например в Бразилии, вдалеке от городов и цивилизации. Там и сегодня при смерти ребенка мать не плачет, не убивается. Для нее потеря одного-двух из десяти-двенадцати детей не является безутешным горем. Поэтому похороны ребенка проходят без специального обряда.
Так же рано - в семь лет - заканчивалось детство в рабовладельческом обществе. До этого возраста ребенок находится в полной зависимости и подчиненности. В Древней Греции, в частности в Спарте, ребенок был принадлежностью государства. С семи лет детей забирали у родителей и помещали в специальные лагеря, где до двадцати лет их обучали и воспитывали как воинов.
В Древнем Риме дети были полной собственностью родителей. Те могли заставлять детей выполнять любую, даже самую тяжелую работу, жестоко наказывали их, могли безнаказанно выгнать детей из дома и, что самое ужасное, даже убить. Это не осуждалось ни законом, ни обществом. Зависимость от родителей сохранялась на долгие годы.
С принятием христианства положение детей в обществе постепенно стало меняться. Например, у язычников мать многочисленной семьи могла умертвить новорожденную девочку, чтобы не кормить лишний рот. Однако, так нельзя было поступать с мальчиком. Христиане же не поступали так ни при каких обстоятельствах.
«Отношение к детям в истории»
СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорожденного к старейшинам. Те осматривали ребенка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть».
«Отношение к детям в истории»
«В прежние времена в Швеции, как и в большинстве стран мира, власть возложила всю ответственность за воспитание детей на родителей.
Около 150 лет назад законодательство в Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, работников и детей.
Дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы. В XVII веке английские тюрьмы были полны подростками 1012-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах. До середины XIX века ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несовершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия. Например, в США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность».
Приложение 2.
КОНСТИТУЦИЯ РФ (извлечения)
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях
Приложение 3
Конвенция о правах ребенка (извлечения)
Статья 1
... Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка...
3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим
интересам ребенка.
Статья 12
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка...
Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение...
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым
ограничениям.
Статья 14
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 19
1. Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации...
15