Подросток и его права
К/ф «Приключение Электроника» Тема: «Подросток и его права» Цели и задачи: Понимать:взаимосвязь прав и обязанностей;роль и значение реализации прав в жизни подростка.Знать:термины и понятия «права человека», «социальное обеспечение», «личная жизнь», «ответственность», «конвенция», «декларация»; Уметь:давать характеристику правам подростка;рассматривать правовые ситуации и решать их;высказывать суждения на обществоведческие темы;работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.Отношения, ценности, внутренние установки:выразить свое отношение к правам подростка, убедить подростков в ценности их прав, воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии. План урока: 1. Права подростка.2. Защита прав подростка. 3. Твои обязанности. Историческая справка Enfant (франц.) – человек низкого происхождения (лакей, солдат, слуга)Boy (англ.) – ребенок, мужчина до 50 лет, находящийся в зависимом положении Историческая справка Ребенок –от «раб» и «orbus» - осиротевшийОтрок - «не имеющий права голоса» - дитя, подросток, юноша Владимир Лукин – уполномоченный по правам человека в России Что делать, чтобы люди уважали права детей? Права подростков Какие ассоциации возникают у вас при словах «права человека»? Итак, мы выяснили, что право человека – это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то. Какие же права имеет подросток?Задание: работая с 2 главой Конституции РФ и текстом параграфа 18, заполним 1 колонку таблицу: Основные права Обязанности Основные права и обязанности детей Основные права Обязанности Право на жизнь Право знать своих родителей Право на личную жизнь Право выбирать место своего жительства Право на труд Право на отдых и досуг Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Право на социальное обеспечение Право на образование Свобода мысли, совести и религии Основные права и обязанности детей Задание: Усложним задачу: перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в жизни. 2. Защита прав подростка Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них. Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права? Кто защитит подростка? Семья Самозащита Международные правовые документы Правозащитные и иные органы государства Международно-правовые документы по правам человека (ребенка) Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 1960 г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г. Декларация прав ребенка ООН. 1959 г. 20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г. Конвенция о правах ребенка Конвенция – соглашение, договорКонвенция – Конституция прав ребенка Цель Конвенции : взрослые обязаны признать, что каждый ребенок – это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. Ратификация - окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой. Ратификация международных договоров является одним из способов выражения Россией согласия на обязательность для нее международного договора Омбудсмен - уполномоченный по правам человека Павел Астахов – уполномоченный по правам ребёнка в России Светлана Адаменко – уполномоченный по правам ребёнка в Ставропольском крае соблюдать законы государстваплатить налоги, сборызащищать Отечествосохранять природузаботиться о детях и нетрудоспособных родителях беречь памятники культуры получить основное общее образование Обязанности граждан РФ: Дискуссионный клуб Бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав? Права детей Обязанности граждан РФ Право на жизнь соблюдать законы государства Право знать своих родителей платить налоги, сборы Право на личную жизнь защищать Отечество Право выбирать место своего жительства сохранять природу Право на труд заботиться о детях и нетрудоспособных родителях Право на отдых и досуг беречь памятники культуры Право на охрану здоровья и медицинскую помощь получить основное общее образование Право на социальное обеспечение Право на образование Свобода мысли, совести и религии, своего мнения «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа» Английская пословица Физкультминутка Ролевая игра «Юридическая консультация» Задание 1 группе Ситуация № 1Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. Задание 2 группе Ситуация № 2. Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учителя, задавая ему десятки вопросов, споря с ним по поводу и без повода.- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учитель.-А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации? Задание 3 группе Ситуация № 3Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав? Помните! Статья 29 Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество». Подведение итогов занятия Что делать, чтобы люди уважали права детей? Подведение итогов занятия Если ты хочешь, чтобы уважали твои права – уважай права других людей. Рефлексия Что вы узнали нового?Чем ребенок отличается от взрослого человека?—Почему потребовалось создание специального закона, защищающего права детей?—Как называется международный закон, защищающий права детей? Когда он был принят?— Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?— Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Домашнее задание: Выучить § 18 и выполнить разноуровневые задания:1 вариант: назвать и охарактеризовать права человека.2 вариант: ответьте на вопрос, какими правами вы реально пользуетесь в вашей жизни?3 вариант: в ХХ в. появилось много важных документов о защите прав ребенка и подростка. С чем, по вашему мнению, это связано? Благодарю вас всех за плодотворную работу!Критерии оценки урока:узнали много нового, урок очень понравилсяузнали много нового, хотели, чтобы почаще были такие уроки узнали много нового, удовлетворены уроком Желаю успеха! Желаю успеха!