Дидактический проект по биологии на тему«Строение уха и слух у человека»


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Учитель :Гарчу Татьяна ХарлампиевнаКласс:7
Дисциплина: Биология.
Тема урока:Особенности строения уха и слух у человека...
Тип урока:КомбинированныйДидактические стратегии и формы деятельности:
индивидуальная
групповая
фронтальная
эвристическая беседа, объяснение, обсуждение, анализ ситуации, эксперимент, работа с текстом учебника,работа по заполнению таблицы, , проблемная ситуация, работа с рисунками .
Базовые компетенции:
ᴥ Компетенция обучения/учить учиться;
ᴥ Базовая компетенция науки(биология);
ᴥ Компетенция в области информационных технологий;
Трансдисциплинарные компетенции:
Компетенция планирования и организация собственного образования как индивидуального, так и в группе.
Компетенция получения и применения, базовых знаний в области математики, естественных наук и технологий в разрешении задач и ситуаций современной жизни.
Компетенции планирования личной деятельности, прогнозирования предполагаемых результатов.
Компетенции разработки стратегии работы в группах.
Компетенция выбора здорового образа жизни
Cпецифические компетенции дисциплины Биология
Компетенция использования в различных ситуациях знания из области биологии, связанных с морфо-анатомическими структурами, жизненными процессами и явлениями, биологическими закономерностями и их роль в выживании организмов.
Компетенция самостоятельного вовлечения в поддержании собственного здоровья и здоровья окружающих
Субкомпетенции модуля:
1.Распознание органов чувств ,как основных структур,связывающих организм с внешней средой.
2.Аргументация роли органов чувств в жизни организмов.
3.Планирование здорового образа жизни.
Субкомпетенции урока:
1. рассмотрение строения и функции наружного, среднего, внутреннего уха;
2.Определение функций органа слуха.
3.Аргументация роли органа слуха в организме .Операциональные цели:
1.сформировать знания о слуховом анализаторе
2.сформировать понятие о значении слуха в жизни человека;
3. рассмотреть строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха;
4.Исследовать влияние факторов на орган слуха .
5. помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха; 
Материалы и оборудование:
Учебник по биологии для 7 класса ,проектор, , презентация « УХО», муляжи и таблицы органа слуха.
Этапы урока ОЦ Содержание Дидактические
технологии Оценивание
1.Органи-зационный момент 1.1.Приветствие учащихся. , рапорт дежурных
Отметить отсутствующих
1.2.Психологический настрой.
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Все за парты тихо сели ,На меня все посмотрели .Пожелайте успехов глазами
И вперед,за новыми знаниями.
Я рада видеть вас,вашилица,ваши улыбки и думаю,что этот день,принесет вам радость и общение друг с другом...
2.Актуализация знаний и умений.
2.Учитель: На предыдущем уроке вы изучили тему “Особенности строения органа слуха у животных. Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить след.задание…
Соотнесите
1-животные,лишенные органов слуха-змеи,пауки,улитки,черви2- очень хорошо развит слух –ночные хищники
3-органы слуха расположены на передних конечностях-у кузнечиков
4-органы слуха расположены в нижней челюсти-у дельфинов
5-имеют только внутреннее ухо-рыбы6-у основания малых антенн-у раков Индивидуальная работа 3.Мотивация и целепологания3.1.Вступительное слово учителя.
Человек издавна хотел познать свой мир и человека,как наивысшего существа...
Проблемный вопрос: сейчас я вам прочитаю, стихотворение, подумайте: «Какая главная мысль стиха?»Другого ничего в природе нетни здесь, ни там, в космических глубинах:Всё от песчинок малых до планет -Из элементов состоит единых.Вокруг тебя творится мир живойВходи в него, вдыхай, руками трогай.И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,Познать, что за творенье – человек разумный.
3.2
1-«Какая главная мысль стиха?»
2-О ком мы сегодня поговорим?
А для того чтобы узнать о каком именно человеческом органе мы поговорим ,мы c вами разгадаем ребус
Орган слуха…
У.: Давайте послушаем музыку.
У.: Как вы думаете, что это за произведение и кто её написал?
- Это произведение великого композитора Людвига ван Бетховена, «Лунная соната».
Он сочинил эту сонату, начиная глохнуть, т.е будучи уже частично глухим. Вслушайтесь в звуки этой музыки. Мне кажется, композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая:
возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не помеха, человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству.
Как вы думаете, как Бетховен смог написать это и другие свои произведения, если он был глухим? Ведь он не мог воспринимать звуки.
- Вы хотели бы узнать об этом?
- А с помощью какого органа  мы воспринимаем звуки?
- С помощью органа слуха.
- Значит, мы сегодня будем изучать орган слуха.
-Чтобы вы еще хотели узнать?
-Цели урока
(Тема на доске, запись в тетради темы урока). ПроблематизацияТекущее, индивидуальное
Оценивание
( оцениваем умение определить ОЦУрока)Первичное
Индивидуальное
Оценивание
понимания
4.Изучение нового материала
ОЦ-1
ОЦ-2
ОЦ-3
ОЦ-4
ОЦ-5
4.1
Итак,эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку являются высказывание Антуана де сент Экзюпери“Самая большая роскошь на земле –роскошь человеческого общения”
Природа, давшая нам лишь один орган для речи,дала нам два органа для слуха,дабы мы знали, что надо больше слушать,чем говорить.Арабское изречение
4.2Выпишите понятия , которые по вашему мнению подходят к нашей новой теме.
(ушная раковина, палочки,барабаннаяперепонка,глазноеяблоко,сосуды, радужная оболочка ,слуховые косточки,резцы,язык, перепонка овального и круглого окна, сетчатка,костныйлабиринт,кровь улитка)
Вывод…
У.:  А что такое звук? Прочитав стихотворение Заболоцкого , вы поймёте, что это такое.
Рождённый пустыней, колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.
(Н. Заболоцкий).
Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.
У.: Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.
Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.
4.3 Значение слуха:
Прослушайте диалог (разговор двух детей):—Здравствуй, тетя Катерина!—У меня яиц корзина.—Как поживают домашние?—Яйца свежие, вчерашние!—Ничего себе вышла беседа!—Авось распродам до обеда.
Вопросы :- Как вы думаете, поняли друг друга эти бабушки?
-А почему они не смогли друг друга понять ?-Да, если не слышать друг друга, то и не поймешь друг друга.
-Зачем человеку слух?
-Да, нам помогает слышать речь друг друга, музыку, разные звуки которыми наполнен наш мир, очень важный для человека орган – уши.
-И сегодня мы с вами узнаем еще много нового и интересного об этом органе.
Слух – важнейшее из человеческих чувств. Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».
А я знаю, что … приготовила стихотворение.
Стих  «Уши»
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов «Тик – так»
Соловья в саду весеннем
На лугу шмеля гуденье
Звонкую в лесу кукушку
Новогоднюю хлопушку
И помимо звуков прочих
Мамино: «спокойной ночи!»
Вывод- Значение слуха:
- Возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии;
- Слуховой анализатор участвует в формировании членораздельной речь (слух + речь =средство общения между людьми)
4.4Изучаем строение уха.
Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.
Теперь поговорим о строении и функциях органа слуха:
Используя учебник заполните таблицу
Строение и функции органа слуха (Приложение N1)
Учащиеся отвечают
Наружное ухо
Среднее ухо
Внутреннее ухо
4.5Создание проблемной ситуации
 На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было сил, ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – спящий кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм?
Чтобы понять это, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает.
Просмотр видеофрагмента
Вывод
Давайте тоже мысленно совершим прогулку по барабанной полости.
Так вот, барабанная полость содержит 3 маленькие косточки, самые маленькие косточки нашего организма. Одна из них напоминает молоток и поэтому названа молоточком. Вторая по своему внешнему виду похожа на кузнечную наковальню и названа наковальней. И, наконец, третья косточка называется стремечко, т.к. похожа на настоящее стремя.
Рукоятка молоточка вплетена в барабанную перепонку, головка ее соединяется с наковальней, и длинный отросток наковальни со стремечком. К этим косточкам присоединяются две маленькие мышцы, которые трудно найти в организме. Одна из них присоединяется к стремечку, а другая – к рукоятке молоточка. Мы прислушиваемся…, натягиваются мышцы, и мы различаем звуки, неслышимые раньше. Иногда даже говорят, он напряг слух.
Но далеко не всегда нам надо “напрягать слух”. На концертах современных рок – ансамблей это совсем излишне. Даже наоборот – хочется закрыть уши. Тут снова приходят на выручку мышцы – они сильно сокращаются, и косточки перестают колебаться совсем.
Сработала защитная реакция, наступил блок.
Учитель. А существуют ли другие механизмы звукопроведения?
Ученик. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном звукопроведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передается непосредственно на лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие рецепторы.
Но дело в том, что мы практически не пользуемся костным звукопроведением. Можно привести лишь отдельные примеры применения звукопроведения по кости.
Так Бетховен, когда стал терять слух (на начальных этапах его болезни преимущественно страдала система воздушного звукопроведения), брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и только так слышал музыку. При этом звуковые колебания передавались на верхнюю челюсть, скуловую и височную кость и на лабиринт.
Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит, не предусмотрена система защиты.
Учитель. Вот мы и подошли к объяснению вопроса, заданного в ходе урока: почему оглох молотобоец?
Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека – непосредственно на лабиринт, и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки.
5. Валеологическая составляющая урока.
Давайте поиграем в игру “Устами младенца”. Отгадайте с нескольких попыток слово:
Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в больших городах.
От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится ещё больше.
Его издают разные приборы, машины.
Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту.
Ответ-шум…
ВЫВОД
Недавние исследования ученых показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием. Слух необходимо беречь Управляемая беседа
Индивидуальная работа
Объяснение учителя
Диалог
Проблемный
вопрос,
осмысление
Индивидуальная работа с учебником.
проблематизациявидеофрагмент
Валеологическая пауза
Оценивание
путей решения
проблемы
5.Закрепление
новых знаний.
6.1Логические пропорции «Найди соответствие»:
Наружное ухо слуховые косточки передача колебаний
Среднее ухо перепонка восприятие колебаний
Внутреннее ухо улитка преобразование колебаний в нервныйимпульс
6.2«Лови ошибку»
1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.
2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.
7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.
Ответы-1,2,4,6,
6.3 Проблемная ситуация .Меняется ли давление в ротовой и носовой полостях?
6.4 Самонаблюдение:
Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. ( способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки).6.5ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
«Найди соответствие»:
«Лови ошибку»
ПроблематизацияСамонаблюдение
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Оценивается умение анализировать
полученные данные,
результат опыта
использовать для
поддержания ЗОЖ
6. Домашнее
задание Стр57, N1,2
Дополнительная информация
по заболеваниям уха. 7.Подведение итогов , рефлексия достижения ОЦ 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
рефлексия Приложение N1
Отделы уха Строение Функции
Наружное ухо - Ушная раковина
- Наружный слуховой проход
- Барабанная перепонка - Улавливает звуки
- Направляет звук на барабанную перепонку
- Преобразует звуковые колебания в механические
Среднее ухо - Полость среднего уха
- Слуховая труба
- Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко) - Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным.
- Усиливают колебания барабанной перепонки
Внутреннее ухо - Улитка
- Слуховой нерв - Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха
- Передаёт импульсы вголовной мозг
305435457200Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.
Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности. Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход, который идёт до среднего уха.
В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество – ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.
Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.
Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость, в которой расположены три маленькие, последовательно соединённые между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя.

Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.
В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, затянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучит» стремя, другое – круглое.
За средним ухом начинается внутреннее.
Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.
Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале – улитке. Канал улитки по всей длине разделён пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки – мембраны.
На мембране находятся воспринимающие клетки – слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АТО ГАГАУЗИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ С.БАУРЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по биологии
для 7 класса
Тема урока: Особенности строения уха и слух у человека…

Учитель биологии:Гарчу Т.Х
2016-2017 учебный год