Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» создана на основе программ: «Основы безопасности жизнедеятельности», общешкольной программы «Здоровый образ жизни» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65» и авторской программы «Здоровейка» (автор-составитель Пряникова М.Г., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Новокузнецка).
Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся. Она способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на исключение следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Введение курса предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11лет. Курс составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цель курса: воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Задачи:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Предмет
Содержание
учебной дисциплины
Содержание программы
«Здоровей-ка»

Литературное чтение
Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок».
Устное народное творчество.
Театрализация произведений. Подбор пословиц и поговорок.

Окружающий мир
Сезонные изменения в природе.
Организм человека.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
Осанка – это красиво.
Умеем ли мы питаться.

Технология
От замысла к результату. Технологические операции.
Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.

Изобразительное искусство
Мир фантазии.
Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков, «Какие чувства вызвала музыка».

Физическая культура
Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.
Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».

Музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д.



Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника, способствует формированию эстетических, духовно-нравственных, коммуникационных качеств личности.

Таблица №2.
Формы проведения занятия
и виды деятельности
Тематика

игры
Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим.
“Я б в спасатели пошел”
«Остров здоровья»
«Состояние экологии и её влияние на организм человека»


беседы
Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид – залог здоровья
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени.
Мода и школьные будни.
Как защититься от простуды и гриппа?

тесты и анкетирование
Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Мои отношения к одноклассникам»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

школьные конференции
В мире интересного

просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.

экскурсии
«Сезонные изменения и как их принимает человек»
День здоровья «Будьте здоровы»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков, «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач
Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки

театрализованные представления
Стихотворение «Ручеёк»
К. Чуковский «Мойдодыр»
С. Преображенский «Капризка»
«Спеши делать добро»


Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены. Побуждает учащихся к необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа состоит из четырёх частей:
«Первые шаги к здоровью» (1 класс): первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
«Если хочешь быть здоров» (2 класс): культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
«По дорожкам здоровья» (3 класс): интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья» (4 класс): формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В ходе реализация программы обучающиеся научатся:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Будут иметь возможность научиться:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета и система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Критерии оценки

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.





































Содержание программы курса

Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе (16 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
1 класс (4 часа)
Тема 1. Дорога к доброму здоровью (что обозначает слово «здоровье», работа со словарями)
Тема 2. Здоровье в порядке - спасибо зарядке (разучивание оздоровительного комплекса упражнений)
Тема 3. В гостях у Мойдодыра. Стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» (знакомство с творчеством К. Чуковского, его произведением «Мойдодыр», понимание значимости гигиены для здоровья)
Тема 4. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник, разучивания стихотворений, сценки «Чистюлькин»)
2 класс (4 часа)
Тема 1. Что мы знаем о ЗОЖ (проведение опроса детей о значении понятия ЗОЖ, правила здоровья)
Тема 2. По стране Здоровейке (из чего состоит наше здоровье, факторы, укрепляющие здоровье, разучивание упражнений для снятия напряжения глаз)
Тема 3. В гостях у Мойдодыра (личная гигиена: моем руки перед едой, что у нас на столе - игра)
Тема 4. Я хозяин своего здоровья (текущий контроль – КВН, командные соревнования)
3класс (4 часа)
Тема 1. «Здоровый образ жизни, что это?» (опрос детей, обобщение знаний; презентация)
Тема 2. Личная гигиена (о влиянии чистоты на здоровье, настроение – опрос детей, рисунки)
Тема 3. В гостях у Мойдодыра (беседа как правильно чистить зубы, посещение стоматолога)
Тема 4. «Остров здоровья» (текущий контроль знаний - праздник, разучивание стихотворений, игры «Спящий пират»)
4 класс (4 часа)
Тема 1. «Здоровье и здоровый образ жизни» (презентация)
Тема 2. Правила личной гигиены (викторина, рисунки – «Чистота – залог здоровья»)
Тема 3. Физическая активность и здоровье (профилактика сколиоза, режим выполнения уроков, зачем заниматься спортом?, разучивания комплекса упражнений утренней гимнастики )
Тема 4. Как познать себя (Текущий контроль знаний – за круглым столом, ответы на вопросы «Я и мое здоровье»)

Раздел 2. Питание и здоровье (20ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
1 класс (5 часов)
Тема 1. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины - наши
друзья и помощники», (основы правильного питания)
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю. (Правила поведения за столом)
Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (инсценировка - умеем ли мы правильно питаться, беседа врача)
Тема 4. Как и чем мы питаемся. (кулинарные традиции современности и прошлого)
Тема 5. Красный, жёлтый, зелёный. (Текущий контроль знаний – викторина, разнообразное питание, о пользе прогулок после еды, игры)
2 класс (5 часов)
Тема 1. Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь. (гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи)
Тема 2. Культура питания. Этикет. (основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи)
Тема 3. Спектакль «Я выбираю кашу» («завтрак съешь сам» - о режиме питания)
Тема 4. «Что даёт нам море» (о пользе морепродуктов, как они влияют на организм)
Тема 5. Светофор здорового питания (Текущий контроль знаний – викторина)
3 класс (5 часов)
Тема 1. Игра «Смак» (игра «Ешьте на здоровье»)
Тема 2. Правильное питание – залог физического и психологического здоровья (беседа о правильном питании)
Тема 3. Вредные микробы (беседа о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, рисунки полезных продуктов)
Тема 4. Что такое здоровая пища и как её приготовить (о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде)
Тема 5. «Чудесный сундучок» (Текущий контроль знаний – викторина, игра, командные рисунки)
4 класс (5 часов)
Тема 1. Питание необходимое условие для жизни человека (беседа к чему приводит неправильное питание, презентация)
Тема 2. Здоровая пища для всей семьи (готовим для всей семьи – это необходимо есть всем, рассказы детей, что они едят дома)
Тема 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени (презентация кулинарные традиции современности и прошлого)
Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания (что и когда надо есть)
Тема 5 «Богатырская силушка» (Текущий контроль знаний – КВН)

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (28ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
1 класс (7 часов)
Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим (игра)
Тема 2. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим (беседа о влиянии окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха)
Тема 3. Инсценировка стихотворения «Ручеёк»
Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» (изменение в природе и как правильно одеваться на прогулку, задание «Нарисуй недостающие вещи»)
Тема 5. Как обезопасить свою жизнь (беседа «Будь внимателен к окружающим предметам, источникам повышенной опасности», правила поведения на улице, транспорте)
Тема 6. День здоровья «Мы болезнь победим - быть здоровыми хотим» (подвижные игры на свежем воздухе, беседа врача «Как предотвратить болезнь»)
Тема 7. В здоровом теле здоровый дух (Текущий контроль знаний – викторина, ответы на вопросы о здоровье)
2 класс (7 часов)
Тема 1 Сон и его значение для здоровья человека (беседа – лечение сном)
Тема 2. Закаливание в домашних условиях (профилактика простудных заболеваний, правила закаливания)
Тема 3. День здоровья «Будьте здоровы» (подвижные игры на свежем воздухе)
Тема 4. Иммунитет (беседа – значение иммунитета на здоровье)
Тема 5. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье» (разучивание упражнений при нарушении зрения)
Тема 6. Спорт в жизни ребёнка (разучивание упражнений при нарушении опорно-двигательного аппарата)
Тема 7. Слагаемые здоровья (Текущий контроль знаний - за круглым столом, конкурсная программа)
3 класс (7 часов)
Тема 1. Труд и здоровье (беседа «Чередование труда и отдыха», «Делу – время, а потехе – час»)
Тема 2. Наш мозг и его волшебные действия (беседа врача «Загадки нашего мозга»)
Тема 3. День здоровья «Хочу остаться здоровым» (разучивание подвижных игр)
Тема 4. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья (игра)
Тема 5. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье” (разучивание комплекса упражнений опорнр – двигательного аппарата)
Тема 6. Экскурсия «Природа – источник здоровья» (по итогам экскурсии написать сочинение)
Тема 7. «Моё здоровье в моих руках» (Текущий контроль знаний – викторина)
4 класс (7 часов)
Тема 1. Домашняя аптечка (беседа «Что должно быть в аптечке»)
Тема 2. «Мы за здоровый образ жизни» (конкурс рисунков)
Тема 3. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
Тема 4. «Береги зрение смолоду» (профилактика нарушений зрения, разучивание упражнений для укрепления мышц глаз)
Тема 5. Экскурсия «У природы нет плохой погоды» (рассказ о красоте природы в любое время года, дня; рисунки по итогам экскурсии)
Тема 6. Отдых для здоровья (презентация, ответы на вопросы о правильном отдыхе)
Тема 7. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье (Текущий контроль знаний – викторина)

Раздел 4. Я в школе и дома (36ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
1 класс (6 часов)
Тема 1. Мой внешний вид – залог здоровья (беседа как правильно одеваться и правила поведения в школе)
Тема 2. Зрение – это сила (беседа об одном из органов чувств – зрение, как поддерживать хорошее зрение, упражнение для коррекции зрения)
Тема 3. Осанка – это красиво (практическое занятие – как правильно и красиво ходить)
Тема 4. Весёлые переменки (разучивание игр)
Тема 5. Здоровье и домашние задания (правила выполнения домашнего задания)
Тема 6 .Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим (Текущий контроль знаний – игра – викторина)
2 класс (6 часов)

·Тема 1. Я и мои одноклассники (беседа, опрос «Есть ли у тебя друзья в классе?»)
Тема 2. Почему устают глаза? (беседа)
Тема 3. Гигиена позвоночника. Сколиоз (профилактика сколиоза, разучивание упражнений)
Тема 4. Шалости и травмы (беседа до чего доводит непослушание)
Тема 5. «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление (беседа врача)
Тема 6. Умники и умницы (Текущий контроль знаний – КВН)
3 класс (6 часов)
Тема 1. Мой внешний вид – залог здоровья (гигиена одежды)
Тема 2. «Доброречие» (инсценировка стихотворения)
Тема 3. Инсценировка С. Преображенский «Капризка»
Тема 4.«Бесценный дар – зрение ». Беседа «Осторожно! Глаза!»
Тема 5. Гигиена правильной осанки (профилактика сколиоза, разучивание упражнений)
Тема6.«Спасатели, вперёд!» (Текущий контроль знаний – викторина)
4 класс (6 часов)
Тема 1. «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» (правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам)

Тема 2. «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!» (игра – викторина)
Тема 3. Инсценировка «Спеши делать добро»
Тема 4. Что такое дружба? Как дружить в школе? (правила дружбы)
Тема 5. Мода и школьные будни. Презентация «Что можно одеть в школу?»
Тема 6. Делу время, потехе час. (Текущий контроль знаний - игра – викторина)

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (16ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
1 класс (4 часа)
Тема 1. Хочу остаться здоровым (примеры из жизни великих людей, пословицы)
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности (беседа о полезных и вредных продуктах)
Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть» (знакомство с содержанием рассказа О. Генри «Санаторий на ранчо»)
Тема 4.«Как сохранять и укреплять свое здоровье» (Текущий контроль знаний - круглый стол)
2 класс (4 часа)
Тема 1. С. Преображенский «Огородники» (инсценировка)
Тема 2. Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
Тема 3. День здоровья «Самый здоровый класс»
Тема 4. «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности (Текущий контроль знаний - реферат)
3 класс (4 часа)
Тема 1. Шарль Перро «Красная шапочка» (инсценировка)
Тема 2. Движение это жизнь (разучивание подвижных игр)
Тема 3. День здоровья «Дальше, быстрее, выше» (спортивные соревнования)
Тема 4.«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности (Текущий контроль знаний – соревнование)
4 класс (4 часа)
Тема 1. Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься («Как проводить закаливание организма» беседа врача)
Тема 2. День здоровья «За здоровый образ жизни» (спортивный праздник)
Тема 3. Инсценировка. С. Преображенский «Огородники»
Тема 4.«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности (Текущий контроль знаний – командные соревнования)

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
1 класс (3 часа)
Тема 1 .Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Тема 2. Вредные и полезные привычки (беседа «Вредные привычки и как от них избавиться»)
Тема 3 .Я б в спасатели пошел” (Текущий контроль знаний - ролевая игра; как оказать первую медицинскую помощь)
2 класс (4 часа)
Тема 1 .Мир эмоций и чувств (знакомство с творчеством С. Михалкова «Будь человеком», воспитывать эмоциональное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции)
Тема 2. Вредные привычки (Г. Остер «Вредные привычки» чтение и обсуждение книги, конкурс рисунков)
Тема 3 .«Веснянка» (праздник весны – разучивание песни, стихотворений о весне, рисунки «Я и весна»)
Тема 4 .В мире интересного. (Текущий контроль знаний – школьная научно-практическая конференция)
3 класс (4 часа)
Тема 1. Мир моих увлечений (рассказы детей о своих увлечениях, выставка поделок, рисунков, фотографий)
Тема 2. Вредные привычки и их профилактика (жадность и лень – нарисовать, беседа как от них избавиться)
Тема 3. «Добро лучше, чем зло, зависть, жадность». Инсценировка сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема 4 .В мире интересного. (Текущий контроль знаний - школьная научно-практическая конференция, выступление учеников)
4 класс (4 часа)
Тема 1 .Размышление о жизненном опыте (беседа «О чем я мечтаю?» рисунки своей мечты)
Тема 2.Вредные привычки и их профилактика (беседа психолога, презентация)
Тема 3 .Школа и моё настроение (беседа о школе, составление рассказа о своей школе, изготовление сердечек и написать пожелания для друзей, вручение сердечек)
Тема 4 .В мире интересного. (Текущий контроль знаний - школьная научно-практическая конференция)

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (16ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
1 класс (4 часа)
Тема 1 .Опасности летом (просмотр видео фильма, беседа врача, проведение инструктажа «опасности летом»)
Тема 2.Первая доврачебная помощь (беседа врача, практические занятия)
Тема 3 .Вредные и полезные растения. Инсценировка русской народной сказки «Репка»
Тема 4 .Чему мы научились за год. (Итоговый контроль знаний – диагностика)
2 класс (4 часа)
Тема 1 .Я и опасность («Как избежать опасность» – конкурс рисунков)
Тема 2. Чем и как можно отравиться. Инсценировка А.Колобова «Красивые грибы» (беседа об опасных грибах)
Тема 3 .Первая помощь при отравлении (презентация, беседа врача, симптомы отравления)
Тема 4. Наши успехи и достижения. (Итоговый контроль знаний – диагностика, просмотр портфолио)
3 класс (4часа)
Тема 1 .Я и опасность (беседа «Опасности, которые нас поджидают летом», написать рассказ)
Тема 2.Лесная аптека на службе человека (полезные растения – лечение травами)
Тема 3 .Игра «Не зная броду, не суйся в воду» (пословицы которые предостерегают нас от опрометчивых поступков – найти в библиотеке)
Тема 4 .Чему мы научились и чего достигли. (Итоговый контроль знаний – диагностика)
4 класс (4часа)
Тема 1 .Я и опасность (сочинение, просмотр видиофильма)
Тема 2. Игра «Мой горизонт» («Что ждет меня впереди» – рассказ о своем здоровье, рисунки, стихи, сочинения)
Тема 3. Гордо реет флаг здоровья (час общения, сценка «Диалог курящих малолеток»)
Тема 4. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». (Итоговый контроль знаний - диагностика. Составление «Книги здоровья»)


№ темы
Темы экскурсий
Часы

3.4.
«Сезонные изменения и как их принимает человек»
1

3.3.
День здоровья. «Будьте здоровы»
1

3.6.
«Природа – источник здоровья»
1

3.5.
«У природы нет плохой погоды»
1


ИТОГО:
4



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
1 класс
«Первые шаги к здоровью»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,
час.
В том числе

Форма
контроля





лекции
выездные занятия,деловые игры
практические
занятия


I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
1
2


1.1
Дорога к доброму здоровью
1


1


1.2
Здоровье в порядке - спасибо зарядке
1


1


1.3
В гостях у Мойдодыра
К. Чуковский «Мойдодыр»
1
1




1.4
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
1

1

праздник

II
Питание и здоровье
5
3

2


2.1
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
1
1




2.2
Культура питания
Приглашаем к чаю
1


1


2.3
Ю.Тувим «Овощи» (инсценировка, умеем ли мы правильно питаться)
1
1




2.4
Как и чем мы питаемся

1




2.5
Красный, жёлтый, зелёный
1


1
викторина

III
Моё здоровье в моих руках
7
3

4


3.1
Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
1
1




3.2
Полезные и вредные продукты.
1
1




3.3
Инсценировка стихотворения «Ручеёк»
1
1




3.4
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
1


1


3.5
Как обезопасить свою жизнь
1


1


3.6
День здоровья
«Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
1


1


3.7
В здоровом теле здоровый дух
1


1
викторина

IV
Я в школе и дома
6
3

3


4.1
Мой внешний вид – залог здоровья
1
1




4.2
Зрение – это сила
1
1




4.3
Осанка – это красиво
1


1


4.4
Весёлые переменки
1


1


4.5
Здоровье и домашние задания
1
1




4.6
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим
1


1
игра- викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1

3


5.1
“Хочу остаться здоровым”.
1
1




5.2
Вкусные и полезные вкусности
1


1


5.3
День здоровья
«Как хорошо - здоровым быть!»
1


1


5.4
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
1


1
круглый стол

VI
Я и моё ближайшее окружение
3
2

1


6.1
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
1
1


день вежливости

6.2
Вредные и полезные привычки
1
1




6.3
“Я б в спасатели пошел”
1


1
ролевая игра

VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2

2


7.1
Опасности летом (просмотр видео фильма)
1
1




7.2
Первая доврачебная помощь
1


1


7.3
Вредные и полезные растения. Инсценировка русской народной сказки «Репка»
1
1




7.4
Чему мы научились за год.
1


1
диагностика


Итого:
33
15
1
17






















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
2 класс
«Если хочешь быть здоров»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,
час.
В том числе

Форма
контроля





лекции
выездные занятия,деловые игры
практические
занятия


I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1

2


1.1
Что мы знаем о ЗОЖ
1


1


1.2
По стране Здоровейке
1


1


1.3
В гостях у Мойдодыра

1
1




1.4
Я хозяин своего здоровья
1


1
КВН

II
Питание и здоровье
5
3

2


2.1
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
1
1




2.2
Культура питания. Этикет.
1


1


2.3
Спектакль «Я выбираю кашу»
1
1




2.4
«Что даёт нам море»


1




2.5
Светофор здорового питания
1


1
викторина

III
Моё здоровье в моих руках
7
3

4


3.1
Сон и его значение для здоровья человека
1
1




3.2
Закаливание в домашних условиях
1
1




3.3
День здоровья
«Будьте здоровы»
1


1


3.4
Иммунитет
1


1


3.5
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1


1


3.6
Спорт в жизни ребёнка.
1
1




3.7
Слагаемые здоровья
1


1
за круглым столом

IV
Я в школе и дома
6
3

3


4.1
Я и мои одноклассники
1
1




4.2
Почему устают глаза?
1
1




4.3
Гигиена позвоночника. Сколиоз
1


1


4.4
Шалости и травмы
1


1


4.5
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
1
1




4.6
Умники и умницы
1


1
КВН

V
Чтоб забыть про докторов
4
1

3


5.1
С. Преображенский «Огородники»

1
1




5.2
Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)
1


1
круглый стол

5.3
День здоровья
«Самый здоровый класс»
1


1


5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1


1
реферат

VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2

2


6.1
Мир эмоций и чувств.
1
1




6.2
Вредные привычки
1
1




6.3
«Веснянка»
1


1


6.4
В мире интересного
1


1
школьная научно- практическая конференция

VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2

2


7.1
Я и опасность.
1
1




7.2
Чем и как можно отравиться. Инсценировка А.Колобова «Красивые грибы»
1


1


7.3
Первая помощь при отравлении
1
1




7.4
Наши успехи и достижения

1


1
диагностика


Итого:
34
15

19

















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,
час.
В том числе

Форма
контроля





лекции
выездные занятия,деловые игры
практические
занятия


I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1

3


1.1
«Здоровый образ жизни, что это?»
1


1


1.2
Личная гигиена
1


1


1.3
В гостях у Мойдодыра

1
1




1.4
«Остров здоровья»
1


1
праздник

II
Питание и здоровье
5
3

2


2.1
Игра «Смак»
1
1




2.2
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья
1


1


2.3
Вредные микробы
1
1




2.4
Что такое здоровая пища и как её приготовить
1
1




2.5
«Чудесный сундучок»
1


1
викторина

III
Моё здоровье в моих руках
7
3

4


3.1
Труд и здоровье

1
1




3.2
Наш мозг и его волшебные действия
1
1




3.3
День здоровья
«Хочу остаться здоровым»
1
1




3.4
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
1


1


3.5
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1


1


3.6
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
1


1


3.7
«Моё здоровье в моих руках»
1


1
викторина

IV
Я в школе и дома
6
3

3


4.1
Мой внешний вид –залог здоровья
1
1




4.2
«Доброречие»
1
1




4.3
Спектакль С. Преображнский «Капризка»
1


1


4.4
«Бесценный дар- зрение».
1


1


4.5
Гигиена правильной осанки
1
1




4.6
«Спасатели , вперёд!»
1


1
викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1

3


5.1
Шарль Перро «Красная шапочка»

1
1




5.2
Движение это жизнь
1


1


5.3
День здоровья
«Дальше, быстрее, выше»
1


1


5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1


1
соревнование

VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2

2


6.1
Мир моих увлечений
1
1




6.2
Вредные привычки и их профилактика
1
1




6.3
«Добро лучше, чем зло, зависть, жадность».Инсценировка сказки
А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1


1


6.4
В мире интересного.
1


1
научно –практическая конференция

VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2

2


7.1
Я и опасность.
1
1




7.2
Лесная аптека на службе человека
1


1


7.3
Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
1
1


КВН

7.4
Чему мы научились и чего достигли

1


1
диагностика


Итого:
34
15

19



















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,
час.
В том числе

Форма
контроля





лекции
Выездные
занятия,
деловые игры
практические
занятия


I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1

3


1.1
«Здоровье и здоровый образ жизни»
1


1


1.2
Правила личной гигиены
1


1


1.3
Физическая активность и здоровье
1
1




1.4
Как познать себя
1


1
за кр.столом

II
Питание и здоровье
5
3

2


2.1
Питание необходимое условие для жизни человека

1
1




2.2
Здоровая пища для всей семьи
1


1


2.3
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
1
1




2.4
Секреты здорового питания. Рацион питания

1




2.5
«Богатырская силушка»
1


1
КВН

III
Моё здоровье в моих руках
7
4

3


3.1
Домашняя аптечка
1
1




3.2
«Мы за здоровый образ жизни»
Как избежать искривления позвоночника
1
1




3.3
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
1
1




3.4
«Береги зрение с молоду».
1


1


3.5
«У природы нет плохой погоды» экскурсия
1


1


3.6
Отдых для здоровья
1
1




3.7
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье
1


1
викторина

IV
Я в школе и дома
6
3

3


4.1
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
1
1




4.2
«Класс не улица ребята
И запомнить это надо!»
1
1




4.3
Инсценировка «Спеши делать добро»
1


1


4.4
Что такое дружба? Как дружить в школе?
1


1


4.5
Мода и школьные будни
1
1




4.6
Делу время, потехе час.
1


1
игра - викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1

3


5.1
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
1
1




5.2
День здоровья
«За здоровый образ жизни»

1


1


5.3
Кукольный спектакль
Преображенский «Огородники»
1


1


5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1


1
соревнование

VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2

2


6.1
Размышление о жизненном опыте
1
1




6.2
Вредные привычки и их профилактика
1
1




6.3
Школа и моё настроение
1


1


6.4
В мире интересного.
1



школьная научно – практическая конференция

VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2

2


7.1
Я и опасность.
1
1




7.2
Игра «Мой горизонт»
1


1


7.3
Гордо реет флаг здоровья

1
1




7.4
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

1


1
диагностика
«Книга здоровья»


Итого:
34
16

18






Ключевые слова:
Здоровье, здоровый образ жизни, иммунитет, вредные и полезные привычки, природа, профилактика, первая доврачебная помощь, отравление, витамины, болезнь, правильное питание, зрение, осанка, спорт, закаливание, режим дня.




Список литературы для учителя:

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника [Текст] /М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. - М.: изд. Центр «Вентана-граф», 2002.- 205с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы [Текст]/ Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007 г. – (Мастерская учителя)
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы [Текст]/ Под ред. И.С. Артюховой.– М.:ВАКО,2007г.-167с.(Педагогика. Психология. Управление).
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей [Текст] /А.Н. Захаров. - М., 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст]// Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы) [Текст]: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников/В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007 г. – ( Мастерская учителя)
Невдахина, З.И. Дополнительное образование [Текст]: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Обухова, Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: 1 – 4 класс/ Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса [Текст]/А.Ю. Патрикеев. - М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст]/ Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе [Текст] // Начальная школа - №1 – 2003 - С.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение [Текст]/ И.С. Якиманская. – М., 1991. – 120 с.



















ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольный тест (1 класс)
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»
1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день.
б) Два раза.
в) Один раз.
2. Всегда ли Вы завтракаете?
а) Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда.
3. Из чего состоит Ваш завтрак?
а) Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в) Чай.
4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в) Три раза и более.
5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю.
6. Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
7. Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
8. Что Вы намазываете на хлеб?
а) Маргарин.
б) Масло с маргарином.
в) Только масло.
9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже.
10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) От 3 до 6 раз в неделю.
в) За каждой едой.
11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
а) Одну-две.
б) От трёх до пяти.
в) Шесть и более.
12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с мяса нужно:
а) убрать весь жир;
б) убрать часть жира;
в) оставить весь жир.
Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:
0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;
14 -17 баллов - надо улучшить питание;
18 - 24 балла - отличный режим и качество питания

Контрольный тест (2 класс)
Диагностика «Что мы знаем о здоровье»

1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с грязными руками
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия
в) ветрянка
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин
б) алкоголь
в) наркотики
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
ключ к контрольному тесту (2 класс)
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)
8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье
5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .


Контрольный тест (3 класс)
Тест «Ваше здоровье»
1. Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак, обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?
а) Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.
б) Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда.
в) Вы вообще не придерживаетесь никакого режима.
2. Курите ли Вы?
а) Нет.
б) Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.
в) Курите по целой пачке в день.
3. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) мало фруктов и овощей;
в) много сахара, пирожных, варенья
4.Пьёте ли Вы кофе? а) Очень редко.
б) Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.
в) Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.
5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?
а) Да, для Вас это необходимо.
б) Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.
в) Нет, не делаете.
6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?
а) Да, Вы идёте обычно с удовольствием.
б) Школа Вас в общем-то устраивает.
в) Вы идёте без особой охоты.
7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?
а) Нет.
б) Только при острой необходимости.
в) Да, принимаете каждый день.
8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?
а) Нет.
б) Затрудняетесь ответить.
в) Да.
9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятия спортом?
а) Да, а иногда и оба дня.
б) Да, но только когда есть возможность.
в) Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.
10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?
а) Активно занимаясь спортом.
б) В приятной весёлой компании.
в) Для Вас это - проблема.
11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?
а) Нет.
б) Да, но Вы стараетесь избежать этого.
в) Да.
12. Есть ли у Вас чувство юмора?
а) Ваши близкие и друзья говорят, что есть.
б) Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их общество.
в) Нет.
Ключ: за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.
От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у Вас хорошее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц!
Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли Вы себя при этом некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоровье!
От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной.
Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не слишком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: приятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компании, но и на теннисном корте, стадионе, в походе.
От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы пока не бегаете по врачам, то это «заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

Контрольный тест (4 класс)
Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:
а) заводите будильник;
б) доверяете внутреннему голосу;
в) полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, Вы:
а) сразу встаёте;
б) встаёте не спеша, затем - гимнастика;
в) ещё немного нежитесь под одеялом.
3.Ваш завтрак:
а) кофе или чай с бутербродом;
б) мясное блюдо и чай;
в) завтракаете не дома, а на работе.
4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?
а) Приход в школу в одно и тоже время.
б) В диапазоне плюс-минус 30 минут.
в) Гибкий график.
5.Вы бы предпочли за обед:
а) успеть поесть в столовой;
б) поесть не торопясь;
в) поесть не торопясь и немного отдохнуть.
6.Курение:
а) некурящий;
б) менее 5 сигарет в день или периодически курите;
в) курите регулярно;
г) курите очень много;
д) 10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).
7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а) Долгими дискуссиями.
б) Уходите от споров.
в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.
8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?
а) Не больше чем на 20 минут.
б) До часа.
в) Больше часа.
9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?
а) Общественной работе.
б) Хобби.
в) Домашним делам.
10.Что означают для Вас встречи с друзьями?
а) Возможность отвлечься от забот.
б) Потеря времени.
в) Неизбежное зло.
11.Как Вы ложитесь спать? а) Всегда в одно время.
б) По настроению.
в) По окончании всех дел.
12. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) мало фруктов и овощей;
в) много сахара, пирожных, варенья
13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
а) Роль болельщика.
б) Делаете зарядку.
в) Достаточно рабочей и физической нагрузки.
14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:
а) танцевали;
б) занимались спортом;
в) прошли пешком порядка 4 км.
15.Как Вы проводите летние каникулы?
а) Пассивно отдыхаете.
б) Физически трудитесь.
в) Гуляете и занимаетесь спортом.
16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:
а) любой ценой стремитесь достичь своего;
б) надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;
в) намекаете окружающим на Вашу истинную цену.
Ключ к контрольному тесту (4 класс)
№ вопроса
Вариант ответа


а
а
6
в

1
30
20
0

2
10
30
0

3
20
30
0

4
0
10
20

5
0
10
20

6
30
10
0

7
0
10
30

8
30
20
0

9
10
10
30

10
30
0
0

11
30
30
0


12
20
30
0

13
0
30
0

14
30
30
30

15
0
20
30

16
0
30
20

Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.
Если Вы набрали:
менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;
290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;
более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.






Заголовок 115