Конспект занятия по внеурочной деятельности Я пешеход и пассажир. Тема Безопасность на дорогах нашего города
Тема занятия: «Моя безопасность на дорогах нашего города»
Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения — закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять. Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприятий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательно для всех граждан и организаций [2].
Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. [1]
По мнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Н.Кирьянова [4], под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений. [4] Как решает эту проблему наш педагог в школе?
1.В учебной деятельности, практически на всех уроках, решаем ли мы задачу, или изучаем окружающий мир, учитель систематически напоминает нам о правилах поведения на улице.
2. Проводит внеклассные мероприятия по ПДД, которые расширяют кругозор школьников и углубляют знания по предмету, подготавливают ребят к будущей профессиональной деятельности, играют большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
3.Наш классный руководитель организует выездные экскурсии. Мы побывали в «Детском Автогородке» всем классом. Сначала инспектор провёл инструктаж по ТБ, рассказал о правилах дорожного движения, разобрали многие ситуации на дорогах, используя современные компьютерные технологии. Затем все теоретические знания мы применяли на практике. Каждый попробовал себя в роли пешехода и в роли водителя на дороге. Экскурсия была очень полезна и познавательна!
4.Учитель проводит работу с родителями, обсуждая вопросы безопасности дорожного движения на родительских собраниях, вопросы по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета; проводит беседы по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
5.В школе имеются программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
6. Оформлены и размещены стенды по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголки по безопасности дорожного движения в начальной школе;
7.Имеются индивидуальные схемы у учащихся начальной школы.
Мы пришли к выводу, что эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с одной стороны зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении БДД, сохранения жизни детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы современных научных достижений и новых педагогических технологий.
Школа и педагоги стараются учить нас с детства Правилам дорожного движения, но, к сожалению, как утверждают мои родители, когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. Какое же основное правило должны знать все участники ДОРОГИ?[2].
1. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.
2. При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход. Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!
3.Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.
4.Считаю, что пешеход, выйдя на улицу, становится участником дорожного движения. По проезжей части движется транспорт. Тротуар – дорога для пешеходов!
5.Движение на дорогах регулирует светофор. При помощи сигналов он разрешает и запрещает движение транспорта и пешехода. Надо это помнить всем.
6.Также регулировать движение на дорогах помогают дорожные знаки. Должны помнить об этом и водители, и пешеходы!
Каждый водитель, каждый пассажир должны соблюдать правила дорожного движения, быть пристегнуты оборудованными в автомобиле ремнями безопасности, следить за показанием стрелки спидометра и понимать, что делают всё это они не для сотрудников дорожно-патрульной службы, не для правительства РФ, вводившее штрафы, а для сохранения собственного же здоровья, за сохранение спокойствия своих родных и близких, находившихся не с вами!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// http://www.dddgazeta.ru/
2. Правила дорожного движения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО «Акелла», 2007.- 1 электр. опт. диск (CD – ROM; 12 см. – Систем. требов.: ПК 486; Windows 95 (OSR).
3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.
4. Кирьянов, В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru/