Урок по литературе в 8 классе Великая Отечественная война в литературе
«Война – жесточе нету слова…:
(Литературная игра по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»).
Предварительная подготовка:
1.Чтение указанных произведений о войне;
2. Участие в конкурсе сочинений «Моя семья в годы войны»;
3. Участие в конкурсе чтецов «А память всё зовёт…»
4.Подбор материалов из семейных архивов для презентации к уроку.
Оборудование:
1. Мультимедиа
Ход мероприятия:
I.(1 слайд) Название «Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова»
(2-6 слайды) на фоне песни «Журавли» показываются документы из семейных архивов военных лет.
II.Учитель:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,-
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Историки считают, что за годы Великой Отечественной войны погибло 27 млн. человек, а может быть , и больше. Это27 млн. чьих-то отцов, братьев, сыновей и дочерей. Но у человечества удивительно короткая память. Слишком быстро мы забываем перенесённые страдания. Давайте потревожим память, вспомним о 1418 днях войны.
(Учитель представляет старшеклассников – ассистентов, объявляет предварительные итоги (баллы, которые каждая группа набрала за участие в конкурсах чтецов и сочинений).III.Конкурсы:
1).Разминка:(Необходимо ответить на вопросы учителя)
1.Назвать произведения о Великой Отечественной войне и их авторов.(команды по очереди отвечают)
2.Какие решающие сражения описываются в прочитанных произведениях? (места сражений показать на карте) (7 слайд)
3.Соотнести героя и название произведения (8 слайд –задание, 9 – верный ответ))
М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» Нечаева Нина
Ю.Бондарев «Горячий снег» Зоя Елагина
В.Быков «Сотников» Рыбак
В.Закруткин «Матерь человеческая» Мария
А.Бек «Волоколамское шоссе» Момыш-Улы4.Есть ли среди названных произведений повести? Чем отличается повесть от других эпических жанров?(каждая команда отвечает своему эксперту)(10 слайд - определение жанра «повесть»)
2).Конкурсы по повести «А зори здесь тихие…»(11 слайд – обложка книги)
1. «Перестрелка» (команды по содержанию повести задают по 2 вопроса друг другу);
2. «Что в имени тебе моём?» (представители команд выбирают не глядя одну из карточек с именем героя повести: Женька, Лиза и т.д. Они выходят за дверь и под контролем ассистентов описывают портрет героя. Задачей группы будет по описанию узнать, о ком идёт речь).В это время группы отвечают на вопросы (болельщики, если таковые есть, или родители могут помогать):
а) Назовите город, с которым связана судьба Сони Гурвич? (Минск, Москва)
б)Перечислите имена девушек.
в)К какому роду войск принадлежали погибшие девушки? (ПВО, зенитчицы)
г)Сколько было немецких диверсантов?
Вернувшиеся представители команд зачитывают описание внешности героев, команды отвечают. (Учитывается и точность описания и правильность ответа).(12 слайд-описания девушек. Женька: «Высокая, рыжая, белокурая. И глаза детские…была чрезвычайно общительной и озорной».
Гурвич: «Худущая, как весенний грач…остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико».
Бричкина: «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире…здорова, хоть паши на ней».
Четвертак: «Поднятый воротник прятал её голову вместе с пилоткой, и между казённых отворотов уныло торчал красный хрящеватый носик…И глаза печальные, как у телушки.»3.Конкурс «Васковых»( выходят по одному представителю от команд – «Васковы» и отвечают на вопросы):
1)Полное имя Васкова (Федот Евграфович);
2)Назовите основную, характерную черту Васкова
3)Назовите возраст, образование, звание, награды Васкова (32 года, старшина, 4 класса, орден за разведку);4)По каким ориентирам и в какой очерёдности переходили болото?(команда может помогать) (Он держал курс на островок, где росли низкие, исковерканные сыростью сосенки. …не спускал с них глаз, ловя в просвет между кривыми стволами сухую берёзу, потому чтои вправо, и влево брода уже не было. ..след в след…)
4.Восстановить текст. Эпизод «Гибель Лизы Бричкиной».( Работа в команде за столами).(13 слайд – текст с пропусками слов)
(«Огромный бурый пузырь вдруг вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев крикнуть, инстинктивно рванулась в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила ей бёдра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина громко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную, жидкую грязь…Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его светлый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня)
Дополнительно: определить функции предложенного пейзажа.
(Каждая группа зачитывает свой вариант. Оценивается точность словоупотребления и оригинальность в создании настроения).I¥.Ассистенты подсчитывают баллы, жюри объявляет результаты.
v.Учитель: Сегодня мы вспомнили только некоторые эпизоды войны. Нам предстоит прочитать ещё много книг, о многом узнать, многое осмыслить. Позволить себе забыть о войне - это безнравственно.(14 слайд – фотографии военных лет. Памятники и т.д.)А эти утвержденья лживы,
Что вы исчезли в мире тьмы.
Вас с нами нет, но вы в нас живы,
Пока на свете живы мы.
Дрожа печальными огнями,
В краю, где рощи и холмы,
Совсем умрёте только снами,
Но ведь тогда умрём и мы.