Конспект занятия «Использование звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании при изготовлении цветка нарцисс из треугольных модулей оригами. 1 год обучения
Конспект занятия.
Тема: «Использование звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании при изготовлении цветка нарцисс из треугольных модулей оригами.
ПДО высшей категории объединения «Моделирование и конструирование из бумаги» Мухина О.В.
Цель занятия: повысить мотивацию учащихся к овладению проектной деятельностью, ознакомить с приемом сборка цветка «Нарцисс» из треугольных модулей.
Задачи:
- сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности;
- познакомить учащихся с приемами, помогающими в работе над проектом – «звездочкой обдумывания» и технологической картой;
- научить учащихся работать со «звездочкой обдумывания»;
- научить составлять технологическую карту на примере изготовления цветка «нарцисс»;
- развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику.
Оформление:
- таблица «Этапы проектной деятельности»;
- таблица «Звездочка обдумывания»;
- вопросы для «звездочки обдумывания»;
- нарциссы из треугольных модулей;
- образец технологической карты;
- дидактический материал (бумага).
Инструменты и материалы: цветная бумага для принтера, гофрированная бумага, ножницы, линейка, карандаш, коктельная трубочка.
Ход занятия
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому –
И я пойму!
(Японская пословица)
Дорогие дети! Тема нашего занятия :»Использование звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании при изготовлении цветка нарцисс из треугольных модулей оригами». В процессе практической деятельности на занятии вы научитесь самостоятельно составлять «звездочку обдумывания и технологическую карту, проявлять творческое мышление, фантазию, умение работать в группе.
Итак, мы начинаем. Алгоритм выполнения проекта включает в себя три этапа:
- поисково-конструкторский (или собственно-проектировочный);
- технологический (этап реализации проекта);
- заключительный (презентация и практическое применение проекта).
Любое проектирование начинается с выбора темы проекта. Сегодня мы выбрали тему «Цветок нарцисс» из модулей оригами.
Обозначив тему проекта, мы должны собрать и изучить информацию о проектируемом объекте (изделии), т.е. о цветке-нарцисс. Помогут нам в этом ответы на следующие вопросы:
Что такое модульное оригами? (складывание отдельного модуля для изготовления объемных фигур).
Что лежит в основе изготовления поделок для модульного оригами? (Модуль).
Из каких материалов можно изготовить цветок? (Цветная бумага для ксерокса, гофрированная бумага – зеленая, коктельная трубочка).
Какие виды инструментов наиболее приемлемы для изготовления цветка? (Клей титан, ножницы, линейка, карандаш)
Мы выбрали тему проекта, изучили всю информацию об объекте труда. Следующим шагом нашей проектной деятельности станет изучение вариантов конструкции цветка. Продумывая варианты цветов (ромашка, роза, василек, подсолнух и т.д.), мы остановились на цветке «нарцисс». Почему? Этот цветок не требует изготовления большого количества модулей, красив, эстетичен, не требует больших материальных затрат и времени.
Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно (или обговаривается, чем мы с вами сейчас и займемся), а потом практически – в материале. На этапе представлений, т.е. обдумывания будущего изделия, можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочка обдумывания».
Перед вами на стенде находится образец «звездочки обдумывания». Как происходит процесс ее заполнения? Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается тот объект, который вы решили материально реализовать. В нашем случае это цветок «Нарцисс». Затем вокруг него (объекта) записываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно приготовить изделие. Внешне это напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами.
Около расходящихся лучей указывается:
Какова потребность в изделии (этот предмет для себя, для дома, для украшения)?
Какова форма и размеры изделия (конструкция)?
Какие материалы необходимы для выполнения изделия?
Какое оборудование необходимо для изготовления изделия? (Руки, наше воображение)
Основные этапы технологии изготовления изделия. (Складывание модулей, сборка изделия)
Каковы требования к оформлению изделия? (аккуратность, точность)
Основные этапы на изготовление изделия (эргономичность, экономические затраты)
Эстетика.
О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
Само название «звездочка обдумывания» - от того, что такая запись решения взаимосвязанных вопросов по форме несколько напоминает звезду, помогает хорошо их обдумать, т.к. все они находятся перед глазами. Этот прием может быть применим и для решения отдельных частей вопросов. Например, в вопросе выбора материала изделия.
Прежде чем приступить к материальному воплощению проектируемого изделия, в данном случае цветка, необходимо составить технологическую документацию, поэтому следующим шагом после «звездочки обдумывания» является составление технологической карты цветка. Таким образом, «звездочка обдумывания» привела нас к технологическому этапу. Но не следует сразу приступать к изготовлению поделки, иначе можно превратить ее в брак. Любая поделка (из бумаги, бисера или ткани) требует своего технологического процесса, последовательного выполнения операций (например, составление эскиза, разметка, вырезание). Но прежде чем приступить к рассмотрению технологической карты давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно».
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире.
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку-
Вот и сделали зарядку.
Продолжим наше занятие. Перейдем к определению собственно технологической карты. Это документ, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
Рассмотрим технологическую карту цветка «Розы». В верхнем окошечке вы видите визитку с указанием названия изделия, материалов, необходимых в работе. А также имеется эскиз и технический рисунок. Ответьте на вопрос: в чем сходство и различие между этими понятиями? (Эскиз и технический рисунок – это изображение, выполненное от руки. Но в техническом рисунке должны соблюдаться пропорции и указываются размеры).После составления технологической карты изделия (цветка) идет процесс его изготовления, в течении которого выполняются все необходимые операции. Педагог проводит текущий контроль качества выполнения технологических операций, следит за трудовой дисциплиной, культурой труда воспитанников, техникой безопасности. Кроме того, в ходе изготовления изделия можно вносить изменения в конструкцию изделия и технологию его изготовления.
Заключительный этап проектной деятельности включает в себя оценку качества выполненного изделия и его защиту.
Итак, мы постарались рассказать обо всех этапах проектной деятельности, более подробно остановились на поисково-конструкторском (или собственно-проектировочном) этапе, где используется прием «звездочка обдумывания», и частично – на технологическом этапе, где составляется технологическая карта. Насколько вы усвоили полученную на занятии информацию, покажут ваши ответы на следующие вопросы:
Каков алгоритм продуктивной творческой деятельности? (Слушая ответы педагог составляет общий алгоритм продуктивной творческой деятельности, который состоит из:
- выбора темы проекта;
- сбора информации об объекте труда (изделия);
- изучения вариантов конструкции изделия;
- выбора варианта изделия;
- создание «звездочки обдумывания»;- составление технологической карты;
- осуществления технологического процесса;
- защиты (презентации) изделия).
2. Что представляет собой прием, называемый «звездочкой обдумывания»?
3. В каких случаях применяется указанный прием?
4. Что представляет из себя технологическая карта?
5. Когда составляется технологическая карта?
6. Как, по вашему мнению, прошел мастер-класс?
7. Насколько своевременна предложенная тема мастер-класса?
8. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проведенному мастер-классу.
Технологическая карта сборки цветка «Нарцисс»
№ Последовательность выполнения операций Графическое изображение Материалы, инструменты
1. Нам потребуется 16 белых треугольных модуля и один модуль кусудамы "Супершар".
Ножницы, линейка, карандаш, цветная бумага
2. Собираем два ряда белых модулей по 8 штук в ряд, обычным способом.
Цветная бумага
3. Соединяем их в круг.
Это вид сверху.
Советую один уголок модуля, который вставляется внутрь подклеивать, т.к. конструкция из 2 рядов не очень прочная Цветная бумага
4. Из квадратного листочка желтой бумаги со стороной примерно 8 см сложите цветочный модуль (модуль кусудамы «Супершар»). Это сердцевинка нарцисса. Цветная бумага
5. Вставьте модуль-сердцевинку так, чтобы его ребра вошли между модулями первого ряда кольца. Цветная бумага
6. Возьмите коктельную трубочку. Изогните ее и подрежьте кончик на 1 см. Приготовьте полоску гофрированной бумаги шириной 10-15 мм. Смажьте полоску клеем.Обмотайте бумагой трубочку. Изгиб трубочки сохраните. Коктельная трубочка, гофрированная бумага (зеленая), клей титан
7. Наденьте полученный стебелек на вершину треугольного модуля. Весь цветок хорошо может держаться без клея. Но для прочности кончик стебелька можно смазать клеем титан Клей